С момента дебюта в 2005 году «Патриот» обновляли неоднократно: только официальных «рестайлингов» было три. В этот раз основное внимание уделили именно «железу», сосредоточившись на управляемости, динамике и… запотевающих стеклах.
Изменения «фундамента»
В последние годы складывалось впечатление, что УАЗ махнул рукой на саму «тележку» автомобиля, и сосредоточил силы на украшении его на манер новогодней елки. «Патриот» обзавелся массой электроники, импортными узлами, мультимедийной системой, навигацией, камерой заднего вида, климат-контролем… Не то чтобы всё это было лишним: скажем, внедрение системы стабилизации пришлось весьма кстати, притушив его норовистый нрав. И всё же не покидало ощущение, что «Патриот» нужно модернизировать не сверху, а снизу, с фундамента.
На фоне конкурентов «Патриот» выглядит анахронизмом, по крайней мере, на асфальте больших городов. Тяжелый в управлении, не слишком стабильный на прямой, неповоротливый… Но нынешнее обновления сделано по заявкам уазофилов, и касается болевых точек машины.
Например, его шасси: размазанное чувство руля и недержание прямой приводили к тому, что после любой современной машины езда на «Патриоте» требовала калибровки водительских навыков. Поэтому в подвеске заменили все четыре амортизатора, на задней оси применили более мягкие рессоры и стабилизатор, на передней установили открытые поворотные кулаки с увеличенным кастором и большим «выворотом» — последнее снизило радиус разворота на 80 см. Хотя даже так «Патриот» не стал юрким, но нырять в узкие проезды стало чуть проще.
Прочие изменения сказались на стабильности автомобиля и «чувстве руля»: возросло реактивное усилие и его самоцентровка, на убитых дорогах «Патриот» меньше забрасывает заднюю часть. Правда, как будто бы возросла паразитная раскачка, и, не исключено, автомобиль ждет ещё одна волна «тонкой настройки» шасси.
Кулак преткновения
Уазофилы также с подозрением смотрят на открытый поворотный кулак. Решение опробовали ранее на грузовом УАЗ «Профи», но тот всё же не предназначен для крутого бездорожья. А ШРУС теперь выглядит уязвимым. Кстати, подобной же критике фанатов «Патриот» подвергся после появления единого топливного бака, который выходит за габарит рамы, а также за внедрение заднего стабилизатора.
В целом, рулить «Патриотом» стало чуть проще. Правда, изменения в большей степени чувствуются при смене прежнего «Патриота» на новый, тогда как в сравнении с другими внедорожниками такого класса он всё равно кажется старомодным.
Но управлять им стало проще и по другой причине: ему облегчили педаль сцепления и сделали короче ходы рычага коробки передач, а на рулевом механизме появился демпфер колебаний (правда, не во всех комплектация). Демпфер руля страхует от ударов по пальцам, например, при наезде на камни или колею под неудачным углом.
А ещё у него новый мотор! Новый? На самом деле, это изрядное преувеличение, потому что двигатель ZMZ-PRO хоть и написан латиницей, является модификацией привычного ЗМЗ-409, хотя и относительно глубокой. Например, возросла до 9,8 единиц степень сжатия, но осталась возможность использовать бензин АИ-92 — правда, основным всё же является 95-ый. Новая форма поршней исключает их встречу с клапанами при обрыве цепи, а сам обрыв стал менее вероятным из-за использования двухрядной цепи. Клапаны увеличенной жаропрочности сделаны с прицелом на установку газобаллонного оборудования, которое популярно у владельцев «Патриота». Аппетит его после модернизации мотора особенно не пострадал, а бензин между тем подбирается к 50 рублям за литр.
Зато сам мотор мощнее: 150 л.с. против 135 л.с. Стало ли лучше? Говоря откровенно, эти 15 дополнительных сил теряются в двух с лишним тоннах живого веса, поэтому динамика разгона по-прежнему остается слабым звеном. И если возросшая стабильность на прямой облегчает дальнобой, то необходимость тщательно прицеливаться при каждом обгоне быстро сводит эффект на нет.
Однако есть и область, в которой разница чувствуется: это небыстрая езда с большой нагрузкой, например, преодоление косогоров. Момент возрос не так сильно — всего на 8%, — зато пик его сместился к 2650 об/мин. Прежде мотор нужно было крутить до спортивных значений на тахометре, теперь же машина увереннее едет внатяг, а вкупе с облеченным сцеплением, охотнее трогается с места.
Что интересно, УАЗ пощадил чувства владельцев «дореформенного» автомобиля до такой степени, что внешних изменений попросту нет, равно как остался прежним и салон. Самое очевидное отличие — это ручки на передних и центральных стойках, за которые можно хвататься при посадке через высокий порог автомобиля. На дверях появились двойные уплотнители, но почему-то они не опускаются ниже оконной рамки: с пятой дверью, кстати, та же история.
Зато модифицирована система вентиляции, и, по заявлению завода, проблема запотевания стекол уйдет теперь в прошлое. Вентиляционная решетка переехала с потолка задней части салона вниз, как у большинства машин. Кстати, любители «Патриота» уже освоили модернизацию системы вентиляции, и, не исключено, при апгрейде ульяновцы учли опыт, которым люди делились на форумах.
Решены ли проблемы?
Обновление модели стало очередным звеном длительного квеста, которым УАЗ пытается привести модель 2005 года (а морально — ещё более взрослую) к современным стандартам.
Но проблема, наверное, в том, что в рыночных реалиях «Патриот» конкурирует не с самим собой образца 2005 года (тут прогресс заметен), а с подержанными внедорожниками-иномарками, и даже с кроссоверами — иным большего и на надо. И на их фоне он по-прежнему кажется автомобилем, к которому нужно привыкнуть. Он быстро увлекает тебя, когда есть возможность съехать с асфальта или перевезти что-нибудь масштабное. Но в городе «Патриот» кажется увальнем, который по-прежнему требует избыточных усилий. Как не крути, а мы уже испорчены иномарками до такой степени, что даже гидроусиленный руль и корейская коробка передач не кажутся пределом мечтаний.
Тем более, улучшения получились не бесплатны: автомобиль подорожал почти на 50 тысяч. Правда, появилась версия Fleet с прежним мотором, которая продается с дисконтом 20 тысяч рублей. Но при прочих равных цены возросли: если раньше базовая версия «Классик» стоила от 719 тысяч рублей, то теперь — от 767 тысяч. За машину с кондиционером попросят минимум 867 тысяч, за топовую версию — 1,049 млн., и даже это не предел. Например, даже для самого дорого «Патриота» доступны опции: экспедиционный пакет добавит к цене 180 тысяч рублей, установка лебедки — 49 тысяч, кожаный салон — 40 тысяч, блокируемый задний дифференциал — 38 тысяч. «Патриот» этак за 1,3 млн. рублей? Бывает и такой.
Зато топовые комплектации автомобиля уже под стать иномаркам: есть подушки безопасности, АБС, ESP, климат-контроль, подогрев сидений и руля, круиз-контроль, камера заднего вида, навигация (кстати, весьма неплохая), противотуманные фары.
Но почему всё-таки так дорого? Вероятно, потому что УАЗ пытается усидеть на двух стульях: дешевые решения выглядят всё более архаичными, а современные дороги. Это обновление продолжает череду технических апгрейдов «Патриота», которые прежде сводились в замене отечественных узлов на импортные: так появились коробка и раздатка корейской фирмы Dymos, сцепление Luk, усилитель руля Delphi, а потом ZF, немецкая ESP, импортный кондиционер, климат-контроль и так далее. Сегодня до половины цены «Патриота» уже выражено в непатриотичных долларах, поэтому колебания курсов валют бьют по нему лишь чуть мягче, чем по иномаркам.
В остальном нынешнее обновление выглядит вполне прагматичным: пусть идеала не достигли, но прошлись по действительно болевым точкам. А вот скажется ли на возможностях машины «открытый кулак» — узнаем из форумов. Как показывает практика, их обитатели предлагают решение проблем раньше, чем сам производитель.