Случаи давления властей на проявления молодежной субкультуры и их носителей множатся день ото дня. Если раньше этим занимались профессиональные борцы с экстремизмом из Центра «Э», то теперь им помогают прокуроры, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и даже учителя.
По информации РБК, ФАС по Нижегородской области провела экспертный совет по проверке рекламы на концертах певицы Монеточки, Элджея и Face. Очевидно, что популярных среди молодежи исполнителей пытаются наказать рублем и тем создать проблемы в концертной деятельности.
По итогам совета, борцы с монополизмом направят организаторам рекомендации для размещения рекламы. «Если репертуар исполнителя, например, содержит произведения, изобилующие обсценной лексикой, то концертная афиша должна быть маркирована возрастным ограничением «18+», — пояснили в ведомстве.
А вот в Ярославле о подростковой нравственности заботится прокуратура. Предостережение о недопустимости нарушения законодательства в сфере защиты прав несовершеннолетних прокуратуры вручили организатору концерта группы «Френдзона». Кажется, смысл такого «предостережения» лишь в том, чтобы показать музыкантам, что они под контролем.
Группу IC3PEAK, которая столкнулась с противодействием силовиков в Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Перми, Новосибирске и Красноярске, правозащитная группа «Агора» даже взяла под свою опеку. «Не исключено, что на музыкантов начнут собирать компромат, будут проверять их доходы, более планомерно оказывать давление», — считает правозащитник Павел Чиков.
Аудиторию музыкантов подавляют иными способами. Так, петербуржцу Леониду Ш., создавшему своеобразный «профсоюз школьников» и записавшего в него 170 человек, угрожают отчислением и прокуратурой. На деле, речь идет не столько о профсоюзе, сколько о самоорганизации учеников с целью отстаивания своих прав. По мнению директора школы, Леонид Ш. — экстремист.
Не лучше себя ведут и простые учителя. В конфликте репрессивного аппарата государства и школьников многие из них выбрали сторону государства. Например, в Гатчине преподаватели написали заявление в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело против 12-летних учеников за мемы в свой адрес.
Вряд ли учителю стоит обижаться всего лишь на карикатуру, тем более требовать за это уголовных репрессий.
Неудивительно, что школьники воспринимают подобные случаи как вызов и доступными им способами демонстрируют протест. Тем более, всегда найдется тот, кто подскажет им технологию. Так, в Хабаровске школьница нацепила на грудь значок «Навальный 2018», за что удостоилась резкой отповеди со стороны преподавателя.
Кажется, страх перед молодежью, как социальной силой, исходит с самого верха — от политической власти. Одним из его проявлений стала блокировка участия имени лидера группы «Гражданская оборона» Егора Летова в голосовании о названии омского аэропорта. Кумир миллионов, даже мертвый, показался кому-то слишком опасным?
Адвокат и правозащитник Дмитрий Аграновский предсказал падение авторитета власти у нового поколения.
— Официально Россия — свободное демократическое государство. Но люди постарше понимают, что у нас на самом деле феодализм, что разные «нельзя» записаны на подкорку. Знают, что есть «баре» и «холопы». Того, кто ведет себя неподобающим образом, выпорют на конюшне. Хотя это и будет обставлено в соответствии с современными нормами. Такое общество в свое время порицали и Толстой и Салтыков-Щедрин, и прочие.
А молодые люди слова о «демократии» воспринимают буквально и пытаются им следовать. Кричат, что они «имеют право». А их считают холопами. Они этого пока не понимают и поэтому попадают во всякие ситуации. В 1990-е годы, когда государство надо было ломать, энергию молодежи еще как-то использовали, а сейчас государство отстроилось, укрепилось, ему нужна стабильность, чтобы «баре» могли спокойно управлять своим имуществом и наслаждаться плодами труда своих «крепостных».
«СП»: — Власть поступает не умно, отторгая от себя молодежь. Фактически, они сами толкают новое поколение в оппозицию. Причем, не только в либеральную, но и в левую…
— Да, конечно. Молодежи все эти запреты не понравятся, и популярность режима в этой среде будет падать.
По мнению члена исполкома незарегистрированной партии «Другая Россия» Михаила Акселя, молодежь невозможно контролировать до конца, так как нельзя взять под контроль интернет.
— Из-за событий в Керчи (расстрел студентов в техникуме) и Архангельске (взрыв в здании ФСБ) власть испугалась политизации молодежи и стала наступать на неё, как на самую пассионарную часть общества, готовую к изменениям. Причем, в дальнейшем они будут также активны, так как интернет позволяет им осознавать себя как отдельную социальную группу.
Важно понимать, что срывы концертов в регионах — это не инициатива местных властей. У артистов проблемы с Центром по противодействию экстремизму. Это системное давление. И поскольку этим всем занимается «политическая полиция», ясно, что существует политический заказ. Они работают по определенным срезам общества, которые власть считает опасными.
И это при том, что тот же Хаски — вполне нормальный патриотический рэппер, он за Донбасс, у него интересные тексты. Недаром молодежь на улице, когда Хаски забирали полицейские, пела гимн России. Таких людей надо наоборот выставлять напоказ. А у нас выставляют таких как Тимати.
«СП»: — В историю с Хаски, как пишут, вмешалась администрация президента. Опять ручное управление…
— То, что происходит с Хаски и другими музыкальными исполнителями — это лишь верхушка айсберга. Проводится огромное количество профилактических бесед. В том числе с моими товарищами по партии. Приходят участковые, учителя… Все это говорит о том, что власть хочет сделать подростков покорными, послушными.
Но проблема для власти заключается в том, что эти меры неэффективны. При наличии Сети школьники, которым запрещают то или иное, просто уходят в интернет и знакомятся с альтернативной точкой зрения. Люди во власти просто не понимают, что дети сейчас действительно растут быстрее. Так, у нас в московской организации процентов 40 — школьники.
Кстати, нынешние школьники менее инфантильны, более серьезно настроены и готовы развиваться. Вообще, налицо вечный конфликт отцов и детей.
Для понимания… После теракта в Архангельске ФСБ заявила, что в экстремистских группах состоят пять миллионов человек. И они, видимо, собираются промониторить все эти страницы. Например, в Краснодаре проводили беседы со всеми участниками чатов политических групп, независимо от идеологии. Даже с теми, кто ничего не писал, а был лишь участником. У некоторых устраивали обыски.
«СП»: — Но ведь внутренней политикой в России «рулит» либерал Кириенко?
— Борис Ельцин тоже слыл либералом, однако это не мешало ему расстреливать парламент. То есть, может, они и либералы, но не демократы.
— Молодежь нельзя терять, это, возможно, главный наш «нацпроект», это следующие поколения, — продолжает тему писатель Василий Авченко. — Нужно как-то выстраивать взаимопонимание, в том числе осваивая тот язык, которым живут сегодняшние подростки. И уж во всяком случае нельзя превращать молодежь в репрессируемый, дискриминируемый, подавляемый класс. Последствия могут быть непоправимы. Кто бы только обуздал всю эту отвратительную полицейщину?
Новости внутренней политики: Пескова удивила шумиха вокруг британского гражданства Брилева
Закон и правосудие: Случай Хаски как мальчика Бананана