Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Бизнес в России
19 января 2020 15:13

Сливки российского бренда LADA утекают в голландский офшор

Почему российский лидер автопрома налоги платит по месту зарубежной регистрации?

11226

На фоне падения авторынка в 2019 году АвтоВАЗ увеличил продажи автомобилей LADA. Есть повод для гордости? Но, во-первых, рост продаж — чисто символические 0,6% при общем снижении на 2%. А во-вторых, от отечественного в этой продукции остался только бренд.

Lada представляет 5 модельных семейств Vesta, XRAY, Largus, Granta, 4×4 и занимает 21% российского рынка легковых автомобилей. При этом официальная дилерская сеть бренда является самой крупной в России — около 300 центров.

Автомобили LADA упорно продолжают именовать российскими, хотя ещё в 2007 году французская компания Renault купила 25% акций АвтоВАЗа. Затем в 2012 году альянс Renault-Nissan и госкорпорация Ростех создали совместное предприятие Alliance Rostec Auto B.V., которому досталось более 75% акций АвтоВАЗа.

Таким образом, российский автогигант перешел под контроль зарегистрированного в голландском офшоре (?!) Alliance Rostec Auto B.V., доли в котором распределялись так: 60% принадлежали Renault и Nissan и лишь 40% Ростеху. Затем японцы из проекта вышли, продав свои акции французам, которые продолжили активно увеличивать свою долю в Alliance Rostec Auto B.V. и, соответственно, в АвтоВАЗе — за счет уступок российской госкорпорации.

Читайте также
Рост НДФЛ до 18% уже не кажется фантастикой Борьба с нищетой: бедным налоги могут снизить, зато остальным — добавить

А в итоге 100% акций АвтоВАЗа стали принадлежать компании Alliance Rostec Auto B.V., в которой 75% владеет Renault и лишь 25% госкорпорация Ростех.

Эту явно не львиную долю Ростеха гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов тогда назвал «большим социальным активом». В интервью газете «Ведомости» в декабре 2018 года он пообещал окончательно не выходить из капитала «АвтоВАЗа», и также сообщил: «Мы ставили условие перед нашими французскими партнерами — в обязательном порядке перевести СП в российскую юрисдикцию».

Очень хочется надеяться, что это условие было оформлено более юридически грамотно, чем договор «на пальцах» с американцами не приближать силы НАТО к нашим границам после разрушения Берлинской стены. Но, похоже, и здесь вышел плохой анекдот: бывший флагман российского автопрома на три четверти принадлежит французам, а компания-владелец по-прежнему зарегистрирована в голландском офшоре.

И при этом же LADA является лидером российского рынка. Конечно, во многом это происходит благодаря сравнительно низкой цене, спасибо стоит сказать и привлекательному для россиян ностальгическому шлейфу, который продолжает тянуться за этим брендом. Но, надо признать, и во многом — благодаря новшествам, внедренным в соответствии с директивами иностранных владельцев, что сделало некоторые модели — во всяком случае, внешне — вполне соответствующими современным требованиям.

Как сообщается на официальном сайте компании, второй год подряд Granta и Vesta являются самыми популярными автомобилями в РФ: по итогам 2019 года на первом месте LADA Granta с результатом 135 831 автомобиль (+27,8% к 2018 году). На втором месте — LADA Vesta: продано 111 459 автомобилей этого семейства (+2,9% к 2018 году). В Топ-10 российского авторынка вошла и пассажирская версия универсала LADA Largus с результатом 43 123 проданных автомобилей. В 2019 году россияне приобрели всего 52 397 автомобилей семейства Largus, из них 9 274 — коммерческие модели.

Наибольший объем продаж LADA по итогам 2019 — в Москве и Московской области, Самарской области и Республике Татарстан. Здесь реализовано 85 330 автомобилей или 24% от всего объема продаж.

Увеличились и экспортные продажи: за рубежом реализовано около 50 тысяч автомобилей, что на 32% больше, чем в 2018 году (и в три раза больше по сравнению с началом 2017 года). Наиболее емкими рынками остаются Беларусь и Казахстан, где LADA также является брендом № 1.

По словам исполнительного вице-президента по продажам и маркетингу Оливье Морне, в 2020 году LADA ставит своей целью сохранение лидирующей позиции по доле рынка в России и продолжит устойчивое развитие дилерской сети, а также экспортных рынков.

Но вот, что плохо — топ-менеджеры LADA стараются избегать разговоров о ценовой политике компании. А по нынешним временам эта тема не менее актуальная, чем модернизация самих автомобилей.

Несмотря на спад российского авторынка на 2% в 2019 году, нетрудно было догадаться, что в 2020 году рост цен на новые автомобили продолжится, и это сделает их еще менее доступными для основной части населения страны, реальные доходы которого продолжают снижаться.

Рост цен на новые авто эксперты связывают прежде всего с повышением утилизационного сбора и инфляцией. И легендарный российский бренд отреагировал вполне предсказуемо. Уже 1 января 2020 года на официальном сайте LADA обновилась стоимость всех моделей LADA.

Как подсчитали эксперты профильного портала «Лада.Онлайн», самое большое повышение цены зафиксировано у седана LADA Vesta (на 23 тыс. р, +3,8%). Меньше всего подорожал Lada XRAY (на 5 тыс.р., +0,81%). В среднем по всему модельному ряду LADA прибавка в цене составила 15 120 рублей (+2,32%).

Насколько это оправдано или насколько это неизбежно в такой ситуации? Трудно сказать однозначно. Но вполне очевидно, что все же есть некоторые «зазоры», благодаря которым можно было бы усилить или сохранить конкурентное преимущество российского бренда в ценовом отношении.

Инфляция бьет по всем категориям. Утильсбор платят тоже все автопроизводители, но при этом представители российского автопрома в отличие от импортеров получают субсидии из федерального бюджета, которые, по сути, нивелируют эти расходы.

Кроме того, с 1 января автомобили LADA стали участниками государственных программ поддержки спроса «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые возобновились Министерством промышленности и торговли РФ с начала 2020 года. Согласно правилам программ, для приобретения на льготных условиях доступны машины стоимостью до 1 млн. рублей, а выгода при покупке автомобиля составит 10% от его стоимости.

Читайте также
Так кого же пенсионерам благодарить: Владимира Путина или Белую Крысу? Российская пресса, освещая пенсионную реформу, устала работать в режиме унылого ксерокса

На сегодняшний день все модели LADA вписываются в эти требования. В компании рассчитывают, что эти программы «окажут позитивное влияние на покупательскую активность и помогут снизить негативный тренд рынка, сложившийся осенью 2019 года».

«Я уверен, что в дилерских центрах LADA каждый покупатель сможет подобрать автомобиль, идеально отвечающий его потребностям», — заявил на официальном сайте компании Оливье Морне.

Завидная уверенность, поскольку озвученные компанией -производителем цены традиционно отличаются от тех, которые затем озвучивают покупателям дилеры. И, основываясь на сложившейся практике, трудно поверить в то, что дилерские накрутки останутся в разумных пределах и не достигнут «программного» максимума — под миллион. Вот этот негативный тренд, к сожалению, не сломить.

Хотя, конечно же, проблема не столько в росте цен на автомобили легендарного российского бренда, сколько в отсутствии роста доходов у их потенциальных покупателей.

И ещё один негативный тренд. Пока сливки в виде налоговых платежей от доходов с продаж автомобилей бренда LADA на российском рынке по-прежнему утекают в голландский офшор. Топ-менеджеры совместного предприятия, владеющего АвтоВАЗом, публично заявляли о намерении перейти в российскую юрисдикцию в течение первого полугодия 2019 года. Может, передумали? Ведь все управленческие козыри на руках у французов…


Новости авто: Топ-5 главных автоновинок 2020 года

Обзор рынка: Назван самый популярный кроссовер в России по итогам 2019 года

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня