Минюст опубликовал проект нового Кодекса об административных правонарушениях — в нем, в числе прочего, прописаны штрафы для водителей. Новым он оказался без преувеличения: гайки затянули по всем фронтам. Дошло до того, что проект раскритиковал премьер России Михаил Мишустин. Мы изучили новый КоАП и прикинули, какие идеи могут пережить волну правок.
Автокресла и тонировка
Новый КоАП увеличивает штрафы за нарушения, которые традиционно считают опасными и аварийными. Например, перевозка детей без автокресла дорожает с 3 до 5 тысяч, проезд железнодорожного переезда под шлагбаумом с 1 тысячи до 5−10 тысяч (или лишение прав), а за езду на тонированной машине вместо символических 500 рублей придётся отдать 3000.
Впрочем, штрафы такого рода составляют незначительную часть от общей кассы, а сами нарушения явно умышленные. В этой части затягивание гаек выглядит целесообразным.
Скорость дорожает в шесть раз
Больше вопросов вызывают штрафы за превышение скорости, минимальный из которых (за 20−40 км/час) вырос с 500 до 3000 рублей. В нынешнем КоАП даже превышение на 60−80 км/час «стоит» дешевле — до 2500 рублей, хотя есть ещё лишение прав.
За превышение до 60 км/час новый КоАП вводит штраф в 4000 рублей, а всё, что выше — 5000 рублей. Но главное, усиливается наказание за повторное превышение на 40 км/час и более: помимо штрафа аж в 10 тысяч рублей предлагается лишение прав сроком на год.
При этом складывается парадоксальная ситуация, когда за превышение до 20 км/час штраф нулевой, а свыше — сразу 3000 рублей.
И дело не только в размере наказания: превышение скорости является самым популярным видом нарушения, но оно же — и самое спорное. Например, опротестовать данные с камер практически невозможно, а кроме того, в России полно прецедентов, когда знак ограничения плохо заметен. Например, на ремонтируемых участках загородных трасс нередко ставят знаки ограничения 40 или 50 км/час, так что превысить и очень серьёзно можно без особого умысла.
Правительство и Дума против
На непропорциональный рост штрафов обратил внимание премьер Михаил Мишустин, заявив: «Для многих это просто непосильно. Мы с вами еще не добились такого роста зарплат, чтобы настолько увеличивать штрафы».
Проект раскритиковал и секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак, сравнив его с репрессивной машиной.
Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что новый КоАП «возбуждает ненависть к законотворчеству».
С большой вероятностью резкий рост скоростных штрафов не будет одобрен Госдумой. При этом не исключено, что в 2020 году снизят «нештрафуемый» порог с 20 до 10 км/час и введут усиленную прогрессивную шкалу штрафов.
Впрочем, есть в новом КоАП и относительно дельные предложения.
Опасную езду, наконец, оценили
Запрет на опасную езду и определение этого понятия появились в ПДД почти четыре года назад, но введение штрафа по непонятной причине растянулось. Как и ожидалось, штраф составит 5000 рублей, то есть деяние отнесли к вредоносным: такой же штраф действует для повторного проезда на красный, или значительных превышений скорости.
Единственным белым пятном остаётся трактовка опасной езды, которая пока достаточно размыта.
Удар по пьяным: штрафы и конфискация
Ужесточение наказаний за езду «под мухой» идёт уже много лет: появился административный арест, уголовное наказание за повторную пьянку, большие штрафы (30 тысяч рублей на первый раз плюс лишение прав). В прошлом году крупные ДТП с пьяными водителями приравняли к тяжким преступлениям со скором лишения свободы до 15 лет.
Новый КоАП идёт в русле этой тенденции. В нём, например, есть давно обсуждаемая норма об усилении ответственности за отказ от освидетельствования: штраф поднимается с 30 до 40 тысяч рублей, максимальный срок лишения прав — с 2 до 3 лет. Суть идеи в следующем: сегодня водителю в состоянии наркотического опьянения проще отказаться от освидетельствования — так можно избежать постановки на наркологический учёт и других проблем.
Новый КоАП усиливает ответственность за езду в нетрезвом виде при наличии детей в салоне — штраф в этом случае возрастает с 30 до 50 тысяч рублей.
Для возврата машины со штрафстоянки пьяному водителю после протрезвления придётся внести залог в 30 тысяч рублей, который в случае признания его виновным пойдёт на оплату штрафа.
Но самая спорное предложение — возможность конфискации автомобиля, причём даже в случаях, когда за рулём попался не собственник. Эта мера, по замыслу авторов КоАП, будет применяться в случае повторного попадания, то есть вместе с возбуждением дела по статье 264.1 УК РФ. Что до прав собственника, то ещё при первом случае пьяной езды ему вынесут предписание не допускать такого впредь. И если он проигнорирует это требование — машину могут конфисковать, даже если владелец вроде бы не при чём.
Опрошенные нами эксперты сомневаются, что эта норма дойдёт до реализации в ближайшее время: слишком много коллизий с другими законами России.
Балльная система возвращается
Более реалистичной выглядит идея лишать водителей прав за три грубых нарушения, допущенных в течение года: речь о проезде на красный сигнал, серьёзное превышение скорости, нарушения при развороте и повороте, выезд на встречную, непропуск пешехода и ещё ряд пунктов. В России подобная система действовала в советское время, а позже — в 1990-х годах (прав лишали за 15 штрафных баллов).
Эксперты отмечают, что такой подход противоречит принципу «одно нарушение — одно наказание», потому что, например, трижды превысив скорость, водитель получит штраф по одной статье и лишение прав по другой. Возможно, при редактуре КоАП эту коллизию учтут, и повторный штраф выписывать не будут — только лишение прав.
Норма выглядит отчасти мёртворождённой, потому что в зачёт будут идти только грубые нарушения, зафиксированные лично инспектором ГИБДД. А значит, в группе риска по ним будут в основном водители с большим годовым пробегом, например, дальнобойщики, таксисты, личные водители. Для них лишение прав зачастую равносильно и потере работы.
Тем не менее, сам принцип прогрессивных наказаний многие эксперты оценивают, как разумный: дело, скорее, в нюансах и формулировках.
Ждёт ли нас новая таблица штрафов?
Скорее всего, да. После первой публикации нового КоАПа на него обрушилась волна критики. Но недовольство общественников и чиновников в основном вызвали пункты, ужесточающие наказание за скорость: здесь действительно перегнули палку. В остальном предложения водительской части нового КоАП обсуждаются не первый год и считаются конструктивными, поэтому хотя бы часть из них до финальной редакции, скорее всего, дойдёт. Кстати, в КоАПе прописаны не только наказания для водителей. Например, одним из полезных предложений являются оборотные (то есть пропорциональные годовой выручке) штрафы для АЗС за недолив топлива.
Новости авто: 6 популярных машин, содержание которых обходится дороже, чем кажется
Обзор рынка: Назван самый продаваемый кроссовер в России в январе