Маркетологи стараются запутать покупателей, называя вещи чужими именами. Под видом внедорожников нам продают кроссоверы, а под словами «интеллектуальный полный привод» понимают муфту, которая автоматически подключает заднюю ось при пробуксовке. Давайте вспомним, что на самом деле должно быть у машины, чтобы называться настоящим внедорожником.
Рама
Современные внедорожники типа Range Rover, Mitsubishi Pajero спокойно обходятся без рамы в ее традиционном виде. Но, если по чесноку, настоящий внедорожник, — на котором прыгают по камням, вывешивают его на диагоналках, ставят на него силовые бампера, пороги и лебедки, — должен иметь раму. Она обеспечивает крепость машины, жесткость на кручение, и способна выдерживать огромные нагрузки.
Раздатка
Внедорожник без раздаточной коробки — как повар без ножа. Исключением являются только машины с постоянным полным приводом. И не надо путать их с кроссоверами, у которых можно на некоторое время заблокировать муфту.
Понижайка
Вот без чего точно внедорожник не может считаться настоящим — так это пониженная передача. Причем передаточное число мультипликатора должно начинаться от двух и выше. Только тогда машина, засевшая в грязь по ступицы, может выбраться самостоятельно.
Шины
Строго говоря, будь у машины все перечисленное — без нормальных внедорожных шин она вряд ли уедет далеко. Даже моноприводная машина на зубастой резине заедет дальше, чем внедорожник на шоссейной резине. На шоссе, конечно, на внедорожной резине некомфортно и шумно, зато в местах, где даже в сапогах идти не хочется, машина будет в своей стихии.
Подвеска
Да, сейчас есть внедорожники с полностью независимыми подвесками, но это все компромисс — желание сделать машину более комфортной на асфальте. Правильный же внедорожник должен иметь зависимые подвески. В идеале спереди и сзади, в крайнем случае — хотя бы сзади. А ещё важна артикуляция (ходы) подвески и угол скрещивания осей. Чем лучше эти параметры, тем меньше вероятность, что машина каким-нибудь из колес повиснет в воздухе, заехав на буерак.
Геометрия
Раз уж мы заговорили о геометрии подвески, нелишним будет упомянуть о геометрии кузова. В идеале углы въезда и съезда должны быть по 45 градусов, чтобы бампера не мешали. Но есть ещё важный показатель — угол рампы. Чем он больше, тем меньше вероятность повиснуть на перегибе рельефа на днище. Плюс тут правильно упомянуть про клиренс — его много не бывает.
Блокировки
Ещё полезная вещь на бездорожье — это блокировки. Их может быть три: передняя межколесная, задняя межколесная и межосевая. Хорошо, когда есть хотя бы две блокировки, или даже одна. В противном случае машину на бездорожье довольно легко обездвижить.
Защита
Странно было бы ехать на крутом внедорожнике на бездорожье с картерами, прикрытыми кусками пластиками. Нужна защита из листовой стали, или хотя бы трубы под днищем. И не забываем, что внедорожники ездят не только по полям, но и по лесам. А значит, не лишней будет защита кузова: силовые бампера и покрытие типа Raptor от царапин.
Дизель
Дизель на самом деле не так уж важен. Его спокойно может заменить большой многолитровый бензиновый мотор, у которого так же, как у дизеля, полно тяги на низах. Но все-таки у дизеля тяги при прочих равных будет больше.
Отключение электроники
Тоже весьма спорный момент, но многие джиперы, думаю, меня поддержат. Иногда очень важно иметь возможность отключить всех электронных помощников, и ехать чисто механически, чтобы электроника не вмешивалась в передачу крутящего момента на колеса.