Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Авто
11 января 2021 07:37

Что делать, если под колёсами лёд и машина не слушается

ABS и ESP: на электронику надейся, а сам не плошай

6576

ABS и ESP — это хорошо. Но они не спасут во всех жизненных ситуациях, и не уберегут от аварии, если не включать голову — законы физики электроника не обманет. Например, ABS никак не поможет остановиться, если скорость слишком высока, а дорога слишком скользкая. А ESP не поможет войти в поворот, если не заметили, что под колёсами лёд, или у вас старая резина почти без шипов и протектора. И есть ещё не один десяток ситуаций из разряда «на электронику надейся, а сам не плошай».

Аварий меньше не стало

Исследования показали, что изобретение и установка на машины систем ABS и ESP никак не повлияли на аварийность. То есть, аварий меньше не стало. Это объясняется как раз тем, что у водителей расширяются рамки дозволенного из-за того, что их якобы страхует электроника.

Читайте также
2021: Водителей ждут возврат техосмотра и новая таблица штрафов В новом году обновятся почти все значимые нормативы, включая ПДД и КоАП

В предыдущей статье я описывал приёмы езды по снегу, которые пригодятся и водителям легковушек. В этот раз скажу несколько слов про лёд. Потому что это совсем не то же самое, что снег, асфальт или грязь. Больше всего лёд похож на сильный ливень, когда дороги скользкие и высок риск аквапланирования.

Лед и его особенности

Во-первых, на льду лучше всего иметь шипованную резину. Современные фрикционные шины не уступают шипованным почти во всех случаях, кроме тех, когда под колесами лёд. На льду — особенно в не самый крепкий мороз — преимущество шипов колоссально. И чем больше шипов, тем лучше.

Во-вторых, не надо верить мифам, которые говорят, что на зиму надо недокачивать колеса. Давление должно быть стандартным, как указывает производитель. Если уж на то пошло, зимой лучше чуть-чуть перекачать, чем недокачать. Так шипам будет проще вгрызаться в лёд — из-за меньшей площади соприкосновения шины с дорогой давление на шипы будет больше. И вообще, если знаешь, что будете ездить по льду, лучше покупать колёса поуже. Не верите мне — посмотрите на спортсменов.

В-третьих, лёд не прощает резких движений. Конечно, лёд бывает разный: лёд рек и озер, чёрный лёд на асфальте, спрессованный укатанный снег, растаявший и снова замерзший снег, лёд при нуле градусов, который покрылся невидимым слоем воды. На каждом есть свои тонкости и нюансы, и у каждого вида льда разный коэффициент сцепления, но суеты и резких движений не терпит ни один: ни рулем, ни педалями.

Все движения скупые и аккуратные, как будто везем на крыше спирт в открытой таре или стекло в багажнике.

Если всё-таки вышло так, что руль повернут в какую-то сторону, а машина все равно чешет по прямой (значит, у вас нет системы стабилизации, или она неисправна/отключена), надо взять себя в руки, и подавить желание довернуть колеса. Вместо того, чтобы доворачивать в сторону поворота, наоборот, — надо немного «распрямить» руль. А потом плавным нажатием на тормоз, попробовать притормозить (главное, не резко),. Чтобы нагрузить передние колеса, дабы у них появился зацеп. Как только появится сцепление с дорогой, можно плавно довернуть руль, и «заправлять» машину в поворот под ровным газом.

Читайте также
4 минусы автозапуска, о которых не говорят продавцы Дистанционный пуск убивает аккумулятор, двигатель, и облегчает угон

В-четвертых, не пытайтесь никогда выбраться из ледяной замерзшей колеи с помощью мощности и вывернутого до упора руля. В лучшем случае у вас ничего не получится, в худшем — машину выкинет из колеи, развернет, либо вообще бросит на встречку или в кювет. А как тогда же делать?

Надо использовать физику. Нам нужно на минимальной скорости раскачать машину влево-вправо. Для этого мы сначала поворачиваем руль в противоположенную сторону примерно на четверть оборота. Как только колеса уперлись или накатились на бортик колеи, выкручиваем быстро руль в противоположенную (нужную) сторону. За счет инерции машина должна выпрыгнуть сначала передними колёсами, а потом задними.

Если колея глубокая, то с первого раза может не получиться. Значит, надо раскачивать машину сильнее, и повторить все то же самое несколько раз без пауз. А при выезде помочь машине газом, чтобы передняя ось приподнялась или разгрузилась, и колесам было проще выпрыгнуть. Как только передние колёса выпрыгнули, слегка сбросить газ (но не тормозите полностью), чтобы машину не развернуло боком и в то же время у передних колёс появился зацеп.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня