Не уверен, что автомобильное будущее, которое нас ждет, можно назвать безоблачным и прекрасным. Но нам определенно в нем придется жить, и пора начинать готовиться и привыкать уже сейчас. То, что будет в будущем, можно понять по тому, что происходит сегодня — незаметно для многих.
Возьмем, например, Теслу. Классная машина, нам обещают новые твердотельные аккумуляторы, большой запас хода и все такое. Но остальное будет платно. Далеко за примером ходить не надо.
Сейчас продается Model 3. На ней можно зайти в поворот в заносе, но, если вы хотите крутить «пончики» на месте, надо доплатить Илону Маску, чтобы они разблокировали эту функцию.
Как вам? Если так пойдет и дальше, то скоро, производитель будет драть деньги за возможность разогнаться с педалью в пол и за полную отдачу мотора.
А вот новейший китайский автомобиль — NIO ET7. Запас хода 1000 км, автопилот и много всяких классных прибамбасов за не такие уж большие деньги.
Но за большинство из них надо платить. Причем не один раз, как мы привыкли сейчас, получая что-то раз и навсегда, а постоянно. Например, за активацию автопилота в машине нужно каждый месяц платить 680 юаней — это примерно 7500 рублей по нынешнему курсу.
Чтоб вы понимали: вы уже покупаете машину со всем необходимым оборудованием, лидарами, камерами, радарами, но это всё не работает. Точнее говоря, не заработает до тех пор, пока вы не купите подписку.
Можно сравнить это с платой за домофон. Вы платите за трубку в квартире и за устройство на входной двери. По идее это все и так работает, но есть ещё абонентская плата и, если её не платить, вас отключат и ничего работать не будет.
Это такой же развод, как с покупкой доменного имени. Доменное имя не дает тебе трафик, не требует огромного количества места, не нуждается в обслуживании и профилактике, но ты не можешь его купить раз и навсегда, а вынужден каждый год платить столько, сколько скажет провайдер.
О таком же подходе недавно объявила и BMW. Схема проверенная. На машине уже все установлено, но ничего (ну или кое-что) не активировано.
Речь об опциях комфорта и помощи. Машина по умолчанию будет оснащена всем, но воспользоваться той или иной функцией ты сможешь только после оплаты абонентской платы на несколько дней, месяцев или лет.
Например, обогрев руля купить только на ноябрь-март, а активный круиз-контроль активировать только на время дальних путешествий. И так далее.
Ещё BMW предлагает покупать в виртуальном магазине уже после приобретения автомобиля новый звук двигателя или спортивный «М-пакет». Пока никто точно не знает, как это будет работать, но уже сейчас понятно, что это будет в той или иной мере.
И, кстати, BMW выпустила обновление iDrive 7.0, которое включает в себя технологию Digital Key. Это штука, которая позволяет открыть машину, поднеся айфон к двери.
Мулька в том, что доступ можно раздать дистанционно пятерым своим друзьям или родственникам, при этом для каждого можно создать настройки: ограничить скорость, громкость музыки, мощность и так далее.
В общем, привыкайте, нам с эти жить. Я ещё не сказал о сервисах подписки на сами машины, которые уже сейчас есть в России у Hyundai, Volvo и кого-то ещё. Это почти как долгосрочный каршеринг или аренда.
Короче говоря, проходят те времена, когда фильмы были бесплатными, музыку и книги можно было скачать бесплатно, а машину купить раз и навсегда со всеми потрохами.
И да, никто не мешает тому же Яндексу сделать Навигатор платным. Для коммерческого использования он уже платный, а для физлиц, я полагаю, бесплатный он до поры до времени.