Госдума в третьем — окончательном — чтении приняла законопроект об отмене обязательного ежегодного техосмотра личного транспорта. Именно личного — автомобилей и мотоциклов, которые используются гражданами России не для коммерческих целей. Фактически, узаконено сложившееся положение, ведь всем известно, что система техосмотра давно является фикцией, механизмом дополнительных поборов. Впрочем, таковые никуда не делись. Стоит говорить о том, что в настоящий момент просто идёт правовое оформление уже свершившегося факта.
«Для покупки полиса ОСАГО не потребуется документ о прохождении технического осмотра. Такие изменения в правила ОСАГО зарегистрированы Минюстом России. Это позволит упростить процесс заключения договора обязательного автострахования и будет способствовать повышению доступности ОСАГО. Автовладельцы теперь также смогут дистанционно расторгнуть или изменить договор ОСАГО, в том числе с возвратом части страховой премии. Это предусмотрено новым порядком информационного обмена в ОСАГО. В числе других важных нововведений — снятие запрета на вступление в силу электронного договора ОСАГО в день его заключения. Изменения в нормативные акты Банка России начнут действовать с 29 августа», — данная информация была опубликована на сайте Центробанка ещё 18 августа 2021 года, со ссылками на все документы. Грамотно, есть чем ткнуть в нос «жуку-палочнику».
Дистанционное расторжение полиса, кстати, тоже вещь, потому что ранее для этого приходилось побегать. Равно как и для того, чтобы внести в него изменения, например, вписать туда ещё одного водителя. Теперь всё гораздо проще.
Но вернёмся, собственно, к техосмотру. Отменили его не совсем. «Закон касается только личного транспорта. Для грузового, общественного транспорта и такси обязательный техосмотр действует по-прежнему», — пояснил замглавы комитета Госдумы по транспорту Павел Федяев.
Плюс проходить его придётся при постановке на учет, смене владельца, изменении конструкции или замене основных агрегатов. Последний момент касается только вписанных в ПТС номерных деталек. Где-то это рама и кузов, где-то — только рама, а в иных авто, наоборот, один кузов. Например, у ряда «американцев» есть только так называемая «полицейская табличка» на кузове, а на раме номера нет, это типа «расходник».
Как и двигатель внутреннего сгорания, который и в России, вроде как, объявлен неномерной запчастью (в США так было всегда). В постановление правительства РФ
Посему интересен, прежде всего, момент смены собственности авто (мотоцикла) и связанный с этим техосмотр. И вот тут начинается самое интересное.
«Мы, конечно, всегда готовы идти навстречу автолюбителям, но нас самих сейчас поставили в крайне сложное положение. Запись о каждом осмотре мы пересылаем в ГИБДД, и они могут его аннулировать. А нас — оштрафовать. Поэтому, как говорится, дуем на воду. Чётких правил до сих пор нет, они не прописаны и, как говорится, ещё не устоялись. Ценников неофициальных тоже нет, в смысле, тоже устоявшихся, могут нахлобучить на несчётные десятки тысяч», — объясняет совладелец столичного пункта техосмотра Игорь.
Собственно, «нахлобучивают» в итоге простых граждан, причём как повезёт. Могут вообще докопаться до авто с заводским оборудованием, уже были случаи, когда аннулировали техосмотр за штатные светодиодные фары и габариты, повторители поворотников на зеркалах и прочие мелочи. Грамотных «технарей» в ГИБДД всё меньше, даже тех, кто знает, где у той или иной машины набит VIN. Между тем раньше это знал любой уважающий себя гаишник! В итоге людям приходится писать всякие там «апелляции», тратить на это время, мотаться с ними по инстанциям. Причём не всегда помогает, признавать свои ошибки гаишники не любят.
Больше всего отказов по причине трещин на лобовом стекле и на фарах. Согласно нормативам, трещиной лобовика считаются повреждения размером от 10 см. Они допускаются, но вне рабочей зоны стеклоочистителя. Плюс «имеющийся дефект не мешает обзору для водителя». Всё как бы согласно
Аналогично по фарам, точнее, ещё хуже — не допускаются даже мелкие сколы по краям! На противотуманных они могут быть, но только «если дефекты не снижают яркость светового пучка». Снижают, в любом случае снижают! Фары и ПТФки, как несложно догадаться, тоже сильно подскочили в цене.
Докопаться могут до пятнышка ржавчины на раме или на лонжеронах, дескать, всё у вас прогнило и сейчас развалится — нарушение безопасности эксплуатации, и всё такое. Оплётка на руле, установленный навигатор, камера, комплект громкой связи, даже ароматизатор воздуха — всё это лучше демонтировать перед осмотром. Если, конечно, есть возможность. Ведь многое оборудование устанавливается стационарно, в том числе, в автосалонах.
Это, как вы, наверное, догадались, советы профессионала — того самого человека, который проводит ТО на своей станции. Ему тоже нынче невесело: поток клиентов сильно упал, люди ищут иные возможности сделать техосмотр, без головной боли. И находят.
Как известно, есть в стране регионы, где власть Москвы, как бы сказать помягче, не совсем полная. Зато всё чётко — заплатил деньги, вот тебе техосмотр. Или госрегистрация авто с заведомо «кривыми» документами. Можно даже не приезжать, никто не проверит, документы и номера (если регистрация) привезёт курьер. Все друг друга знают, а чужие тут не ходят. И не лезут с инспекциями. Ибо чревато. В общем, без техосмотров мы не останемся!
А теперь давайте посмотрим, как оно устроено в «цивилизованных» странах.
В Германии техосмотром занимается «Technischer Überwachungsverein» (TÜV), проходить надо раз в два года, стоит 100 евро для авто и 60 евро на мотоцикл. Можно просрочить, но не более чем на два месяца, а то оштрафуют на 15 евро. И, самое главное, при этом аннулируется местная страховка, немецкая ОСАГО.
«У меня машина отнюдь не новая, скорее, наоборот, но всё всегда занимает не более 15 минут. Смотрят наличие аптечки и знака аварийной остановки, пресловутые светоотражающие жилеты по числу пассажиров никто ещё ни разу не проверял, хотя положено. Далее внешний осмотр, это формальность. Не формальность — безопасность. Допускается ослабление усилий тормозов до 25%, стояночной тормозной системы — до 50%. Это проверяют на стенде. Затем сверяют VIN с данными в техпаспорте, ставят туда печать и лепят на номерной знак жетон с датой. Всё, свободен! Если у вас, к примеру, внедорожник и там стоит силовой бампер, попросят предъявить его сертификат. При наличии такового никто даже и не пикнет. Но могут и не спросить, если видят, что установлена заведомо фирменная продукция, например, от ARB», — рассказывает один наш бывший соотечественник.
Вполне бюджетно, быстро, без нервотрёпки, «прозрачно» и эффективно. Даже если нет препятствий для получения отметки, специалисты TÜV выдадут вам ещё и список рекомендаций на счёт того, что стоило бы починить (проверить). Тоже дело! Понятное дело, о такой «бюрократии» нам пока и мечтать не приходится. Этого и не будет, пока главная задача чиновников — обирать «уважаемых, панимаешь, рассиян». Проблема системная, решать её нужно иным образом, не локально.
Жуликов, которые «разводят кроликов» в нынешней мутной водичке вокруг техосмотра, развелось уже немало. Нужно быть крайне осторожным. Но проверить, обманывают вас или нет, невозможно: ЕАИСТО (Единая автоматизированная информационная система технического осмотра) не имеет публичного сайта, на котором можно проверить информацию. Доступ к базе данных есть только у ГИБДД, страховых компаний и самих операторов техосмотров. А все порталы, где вам обещают информацию из ЕАИСТО, в той или иной степени жульнические.