Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Экономический кризис
31 января 2023 11:03

Черно-белое кино российского автопрома

На «АвтоВАЗе» теперь не хватает даже лакокрасочных материалов

7419
Черно-белое кино российского автопрома
Фото: Bulkin Sergey/ Global Look Press

Помните Генри Форда и его «Цвет автомобиля может быть любым, при условии, что он черный»? Правда, черная окраска появилась у машин не сразу — просто выяснилось, что она сохнет быстрее прочих, что для конвейера бесценно.

Мы пошли другим путем, но оказались там же. В Тольятти очередная беда, на заводе нехватка краски, посему разноцветные машинки отменяются. Иностранные поставщики прекратили отгрузки, а продукцию отечественных производителей ныне государственный завод почему-то не хочет покупать.

Хотя таковая есть — хорошего качества и в должном количестве. В принципе, в России пока что производится довольно много всего, и сделать полностью отечественный автомобиль теоретически можно. Почти…

«Лады» теперь будут чёрные, белые и зелёные, причём последние два цвета — не «металлик». На предприятии не хватает лакокрасочных материалов (ЛКМ), и, судя по запущенности вопроса, лучше в ближайшее время вряд ли станет.

«Мы находимся в постоянном контакте с поставщиками с целью налаживания регулярных поставок. „АвтоВАЗ“ благодарен поддержке в этом вопросе, которую компания получает со стороны профильного министерства. Мы рассчитываем решить этот вопрос в ближайшие недели», — такова официальная позиция завода.

Как оказалось, серьёзные проблемы начались ещё в декабре 2022 года, сейчас запасы всех красок, кроме означенных трёх цветов, просто закончились. Краски немецкие, от BASF и Henkel, именно под них заточено всё производство. Вот только проблема назрела отнюдь не вчера, и даже не в декабре.

Читайте также
Выборы-2023: Депутат и адекват – не всегда синонимы Выборы-2023: Депутат и адекват — не всегда синонимы Патриотизм и социалка поборются в ходе избирательной кампании в заксобрания и на губернаторские посты

Доля импортных ЛКМ в российском автопроме составляет около 75% по легковым авто и примерно 50% - по грузовым. Поставщики — в основном ныне недружественные страны: Германия, Польша, Финляндия, Южная Корея и т. д. Ещё весной прошлого года, когда началось санкционное ограничение поставок в РФ, на конвейере в Тольятти начались первые проблемы. Тогда от них отмахнулись, более того, руководство завода периодически рапортовало про рост качества окраски. На импортном оборудовании и импортными же красками, которые того и гляди закончатся.

«Сейчас современная технология окраски: пять слоев, это достаточно высокотехнологичный процесс с использованием катафореза. За счет определенных электрохимических реакций происходит обмен ионами и проникновение слоя, препятствующего коррозии, непосредственно в структуру металла. Гарантия от сквозной коррозии металла — 6 лет», — вещал осенью прошлого года президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов.

Хотя ещё за полгода до этого всем было понятно, что беда уже стучится в дверь. Серьёзная беда!

«Все сложности можно преодолеть, а лакокрасочное покрытие — импортозаместить. В сложившейся ситуации виноваты сами автопроизводители, которые недостаточно активно занимались вопросами импортозамещения и сегодня, по-видимому, вынуждены будут ускорять эти процессы. Есть узкие сегменты ЛКМ, которые по разным причинам не локализованы в России. Их освоение зависит в основном от желания потребителей и желания производителей ЛКМ», — ещё весной 2022-го говорил вице-президент Российского союза химиков Геннадий Аверьянов.

Прошло девять месяцев. Что сделано? А ничего — с российскими производителями ЛКМ никто даже не проводил переговоры, не согласовывал поставки, равно как и нужное для использования их продукции оборудование. Просто уподобились страусам — сунули голову в песок и сделали вид, что опасность миновала.

Не миновала. Чёрная и белая краски тоже того и гляди кончатся, затем и зелёная, с любопытным названием «Несси-2». Что тогда? Опять останавливать конвейер? И за это, как несложно догадаться, опять никто не ответит.

Проблему ЛКМ при желании могли давно решить, времени имелось предостаточно. Производители есть, например, в Ярославле делают отличные краски, и не только там. В белорусской Лиде — ещё лучше, аж по советским ГОСТам. Причём у Батьки не забалуешь, за халтуру можно и в тюрьму угодить. Очень качественный товар!

Да, для работы с другими красками требуется и иное оборудование, но тут уже никуда не деться. Учитывая мизерные объёмы производства машин на «АвтоВАЗе», сперва можно было обойтись одной новой окрасочной линией, потом, по мере необходимости, ввести в строй ещё и ещё. Но не введено ничего.

Более того, сейчас уже и метаться поздно, никто вам по щелчку пальцев не предоставит объёмы, нужные для автозавода. У всех план, мощности далеко не беспредельны, имеются обязательства перед постоянными клиентами, договора с поставщиками сырья, и т. д. То есть обо всём нужно договариваться заранее. Но ничто даже не почесался. Максим Соколов рассказывает про какие-то мифические электромобили, судя по всему, их красить тоже не предполагается. Так и пойдут покупателю a-la naturel — с голыми железками и пластиком.

Без импортных красок Россия прекрасно проживёт, нужно лишь немного подтянуть производство, хотя бы до уровня СССР. Тогда машины красили очень хорошо, до сих пор «Жигули» и «Волги» тех лет блистают родным ЛКП. Значит, можем. Но чиновники, в том числе с завода в Тольятти, просто не хотят.

На УАЗе и ГАЗе ситуация с красками аналогичная — поставщики-то в основном те же самые. Но и тут не чешутся, впрочем, от олигархического бизнеса ожидать иного глупо. Но, как и чиновники, эти деятели совсем не заинтересованы в развитии экономики России, импортозамещении и реиндустриалиазции.

Причём проблема отнюдь не только в ЛКМ, это самое импортозамещение — если брать конкретно автопром — можно было бы уже организовать по многим позициям. С момента начала СВО прошёл уже без малого год, но, как и по краскам, никаких достижений нет в принципе. Один импорт поменяли на другой, отчитались, и успокоились.

Реально ли нынче в РФ вообще собрать автомобиль совсем без привозных деталек? Грузовой, в принципе, можно, например, КаМАЗ с 740-м мотором и механическим ТНВД. ГАЗовский грузовичок, в принципе, тоже, он будет почти отечественным — с белорусским дизелем МТЗ-245 (тоже механическая топливная аппаратура). Но на этом наши успехи и заканчиваются.

Читайте также
Спрос уехал, дома остались Спрос уехал, дома остались Цены на коттеджи и дачи продолжат движение вниз — пока для массового покупателя они недоступны

В принципе, «Гранту» и «Ниву» можно перевести обратно на карбюраторы, питерский «Пекар» оные выпускает и по сей день. Он же делает и форсунки для систем распределённого впрыска ВАЗовских и ГАЗовских бензиновых моторов. Но тут в полный рост встаёт проблема ЭБУ, электронный блок управления. Вроде как они ещё родом из Советского Союза, тот же легендарный «Январь». Но их производство восстановить тоже не удосужились.

Двигатели, в принципе, можно собрать полностью на российских комплектующих, КПП — тоже. Но встаёт проблема подшипников, которые в РФ нынче не производятся. Вообще! Все заводы убиты, причём сделали это в последние 20 лет — когда «вставали с колен».

Итак, мы, если говорить цензурно, в… Нет, цензурно не получится. Армия в том числе, КамАЗы для военных, без подшипников не поедут, все остальное — тоже. Не стоит считать, что наши чиновники все поголовно тупые как пробки. Просто у них иные цели и задачи.

«Россия зависима от поставок по многим продуктам — начиная от электроники и заканчивая банальными подшипниками. Изготовление подшипников завязано на металлургию, на большие инвестиции, на массовое достаточно высокоточное производство. Россия сегодня даже гвозди ввозит из-за границы, а подшипники всё-таки сложнее, чем гвозди. Однако проблемы промышленников мало кого волнуют из чиновников. Им гвозди и подшипники неинтересны. Впрочем, как и металлургам. Мордашов, Лисин, Потанин — им ничего не надо. У Мордашова крупнейшая яхта в мире. Яхты у олигархов, а гвозди импортируем», — говорит совладелец комбайнового завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин.

Последние новости
Цитаты
Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Всеволод Шимов

Политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня