Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Экономический кризис
3 февраля 2023 11:55

Такая машина нужна самому

Продажи подержанных автомобилей упали на 20%, цены — неадекватные

10171
Такая машина нужна самому
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Торговля подержанными легковушками в РФ потихоньку замирает, так как объёмы предложения не поспевают за спросом. По сути, продавать и нечего, и незачем. Хороший автомобиль, почти как в советские времена, становится ценнейшим активом, с которым люди просто так расставаться не готовы. Обмен «хорошего на новое», когда от трёхлетней иномарки избавлялись и шли в салон официального дилера за пахнущим краской автомобилем, больше не актуален. В том числе и потому, что денег на это нет.

Согласно данным агентства «Автостат» за 2022 год граждане России приобрели 4,9 млн. подержанных автомобилей, что на 19% меньше, чем годом ранее. В эту цифру входит и около 200 тысяч «праворулек», которые завезли из Японии на Дальний Восток. Но это — капля в море. Сколько притащили из Европы точно неизвестно, есть оценки, что не более 15−20 тысяч.

Итого в лучшем случае около 220 тысяч — менее 5% от объёма реализации подержанных авто. То есть ни о чём — в четыре раза меньше, чем рынок потерял по продажам новых машин в прошлом году.

«У нас вторичный рынок жил за счет первичного. В год покупалось — в хорошие годы — до 3 млн. машин. В плохие годы продавали 1,6 млн. штук. И только прошлый год был очень-очень плохой: чуть больше 600 тысяч. Знаете, что такое 600 тысяч? Это уровень 1974 года! Парк стареет стремительно — с 2014-го он постарел на три года. Средний возраст машин в 2014-м был 10,8 года. Сейчас — почти 15 лет», — объясняет партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Читайте также
Одна страна, один ОПСОС Одна страна, один ОПСОС «Ростелеком» может стать монополистом на рынке мобильной связи России

На новые у людей денег просто нет, с нынешними ценами не по карману даже новая «Лада», которая теперь вроде как государственная. Впрочем, «АвтоВАЗ» со своими мизерными объёмами производства и весьма условным качеством альтернативой импорту и не является.

Самая популярная на вторичном рынке иномарка — Ford Focus. Причём наиболее востребованы авто второго поколения, по соотношению цена-качество они выгоднее всего. Да и их просто очень много, ведь именно на данную модификацию пришёлся пик продаж Ford в России. Запчастей-аналогов много, хватает и «разборок», где торгуют подержанными деталями и агрегатами. Третье поколение более дорогое и его мало. Напомним, что компания покинула российский рынок легковых автомобилей ещё в 2019 году.

Ценники на более-менее приличные Ford Focus II (рестайлинг) начинаются от 350−400 тысяч рублей, а там уж как повезёт. Что любопытно, от пробега и технического состояния ценник практически не зависит, главный аргумент — «хотелка» продавца.

Месяц на месяц не приходится, так, в декабре 2022-го Ford обогнала Toyota — перед Новым годом в порты завели какое-то рекордное количество «праворулек». Большую их часть тут же погрузили на автовозы, которые поехали в направлении европейский части РФ. Так как здесь ситуация с выбором каждый день только ухудшается. Прогнозы, увы, неутешительные.

«Рост объемов импорта подержанных машин через Владивосток продолжится. Внутреннее производство полностью спрос не удовлетворит, а снижение покупательной способности будет стимулировать спрос на автомобили с пробегом. Общий объем импорта в 2023 году будет на уровне до 250−300 тысяч машин», — прогнозирует руководитель проектов SBS Consulting Дмитрий Бабанский.

Самая продаваемая на Дальнем Востоке модель Toyota — Corolla (Corolla Fielder). Ценники внушают. 10−12-летняя машинка «только из Япии» обойдётся от 600 тысяч рублей, причём ни о каком торге речи тут нет. Владивосток становится очень дорогим городом в плане приобретения подержанного авто. И очень странным…

«Авторынок становится совершенно неадекватным — как по ценам, так по продавцам и по тому, что пытаются впарить. По сути, всё, что творится в России, нужно в книгу рекордов Гиннесса заносить. Цены порой отличаются в 5−10 раз от тех, что в других странах запрашивают на аналогичные по возрасту и состоянию машины. За откровенный хлам хотят несметные деньги. Хотя это и не означает, что невозможно найти хороший вариант. Можно, причём порой очень недорого», — говорит специалист по подборке подержанных автомобилей Артём.

Хороший вариант — в 99% случаем это когда человеку нужно срочно отдавать долги. Учитывая близкий к критическому уровень закредитованности населения интересные варианты появляются с должной регулярностью, тут главное — не зевать. И успеть первыми, до того, как машинку перехватят перекупщики, коих нынче опять развелось дикое количество.

«Нужно срочно закрыть ипотеку, поэтому машину выставил на продажу, минус 20% к среднерыночному ценнику, который явно сильно завышен. Да, очень жалко, но нужно. Готов ещё немного подвинуться, как говорится, реальному покупателю хороший торг у капота. Кто приедет — перекуп или нет — мне всё равно. Деньги на бочку, и кто не успел, тот опоздал», — объясняет обладатель американского пикапа Михаил.

Поэтому цены очень разные, но в целом они, действительно, выросли. Если смотреть по уровню предложения, то означенные «Автостатом» плюс 30% в 2021 году вроде как налицо. К примеру, за «Волгу» ГАЗ-31029 ушатанности выше средней теперь просят от 60 тысяч рублей, что-то поприличней — уже от 100−150 тысяч рублей. Пару лет назад то же самое было проблематично продать и за десяток тысяч рублей. Очень часто отдавали в дар знакомым, лишь бы освободить гараж.

Или вот так: рестайлинговые Mitsubishi Pajero Sport II, которые год с небольшим назад стоили около 1,2 млн. рублей, сейчас продаются за 1,6 — 2 млн. рублей.

По сути, это два «полюса»: с одной стороны откровенные «помойки», с другой — приличный внедорожник, который до недавнего времени был более-менее «народным». Тем не менее, и то и другое покупают мало. Денег у людей нет.

Кстати, помимо Mitsubishi Pajero Sport на российских дорогах появились и Mitsubishi Challenger — это то же самое, но для рынков других стран. Повезли уже и их, так как официальных поставок Pajero Sport в Россию больше нет. Ничего нет.

В среднем же народ пересаживается на «девяточки», самая популярная на вторичном рынке машина — ВАЗ-2114. Цены тоже очень разные, но без 150−170 тысяч рублей в кармане о чём-то относительно целом лучше даже и не мечтать. И то вам достанется нечто переваренное-перекрашенное — последняя Lada Samara сошла с конвейера 24 декабря 2013 года.

Читайте также
Отставить панику! Вся правда о цифровом рубле Отставить панику! Вся правда о цифровом рубле Экономисты не согласились с оценками о потерях банков и потребителей из-за новой разновидности валюты

Если подытожить все означенные тенденции, то картина вырисовывается более чем грустная. Всем нам светят «праворульки», старенькие латанные-перелатанные «народные» иномарки компакт-класса и не менее побитые жизнью нашемарки. Каких-то прорывов в плане импортозамещения не ожидается, в Тольятти озабочены лишь электромобилями и иными глобальными прожектами, а больше у нас ничего и нет. «Отвёрточные» производства остановлены, перспектив возобновления сборки нет, равно как нет и планов по возрождению российского автопрома как такового.

Ситуация стремительно скатывается в 90-е годы, только сейчас всё ещё хуже. Тогда «АвтоВАЗ» работал в три смены, ГАЗ тоже, отечественные машины производились и покупались. Причём их делали полностью из местных комплектующих! Да, техника была так себе, впрочем, сейчас ничуть не лучше.

Например, в 1995 году в России было произведено 835 тысяч легковых автомобилей, были и новинки. Как раз тогда на конвейер встали ВАЗ-2110 и пятидверная «Нива» ВАЗ-2131. Для контраста: в 2022 году «АвтоВАЗ» произвёл 126 тысяч авто, ГАЗ — ни одной, УАЗ — 21 тысячу. Просуммировать можно самостоятельно. Всевозможные «сборочные производства», которые ныне окончательно закрыты, не учитываются. Во-первых, их больше нет, во-вторых, это не производства.

Вопрос о нашем автомобильном будущем стоит задать властям, и это, судя по всему, вскоре произойдёт. Не только по автомобильному, а по будущему России в целом. Что же касается личной стратегии, то она сегодня проста: хорошую машину нужно беречь, другой в обозримом будущем не купить. И не продавать, не поддаваться на соблазн поменять хорошее на лучшее. Увы, ничего лучшего на горизонте пока не видно.

Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Вадим Трухачёв

Политолог

Виктория Журавлева

Руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня