Тольяттинский автозавод целиком перешёл в собственность НАМИ, у этой структуры теперь все 100% акционерного капитала предприятия. В чём смысл? Корпорация «Ростех», которая была до недавнего времени совладельцем компании, точно такая же госструктура, как и столичный НИИ. Однако просто так подобные телодвижения не делаются, какой-то смысл во всём этом есть. Попытаемся понять какой.
Итак, госкорпорация «Ростех» избавилась от 32,3% акций «АвтоВАЗа», которые у неё были во владении, единственным собственником завода теперь является ФГУП «Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ). Сумма «сделки» неизвестна, да она и не особо важна. Так как собственность переложили из левого государственного кармана в правый. Или наоборот.
«Сделка» не стала такой уж неожиданностью, о желании оборонного холдинга избавиться от доли собственности в заводе стало известно ещё в конце октября прошлого года. И логика в этом как бы присутствовала. «Ростех» под санкциями, «АвтоВАЗ» — как близкая ему структура — тоже туда попадает, и у завода возникают проблемы с заказом импортных комплектующих для сборки автомобилей.
На первый взгляд вроде как всё хорошо, правильно и позитивно. Но только на первый. И ситуация с деталями, действительно, выглядит определяющим фактором. В конце мая завод уходит на длительные «каникулы», которые закончатся аж во второй половине июня — машины собирать не из чего. Не так давно китайцы прокатили предприятие с запчастями, а запасы подходят к концу. Кстати, сейчас конвейер тоже стоит — до 10 мая.
Неправильно то, что «АвтоВАЗ» ориентирован на импортные комплектующие, за год с лишним, что прошёл с начала СВО и введения западных санкций, никакого импортозамещения не появилось. Новых заводов по производству запчастей нет и не предвидится, про таковые вообще ничего не известно. Их, судя по всему, совсем не будет. В прошлом месяце компания продемонстрировала своё «светлое будущее» — кроссовер Lada X-Cross 5, он же китайский FAW Bestune T77 с другим шильдиком.
Так называемую «крупноузловую сборку» — прикручивание колёс — машин из КНР собираются развернуть уже в самое ближайшее время, пока в Санкт-Петербурге, на бывшем заводе Nissan. Но потом и в Тольятти. Как несложно догадаться, всё сложное оборудование автозавода для этого будет не нужно, его скорее всего отправят в утиль.
«Преимущество старой модельной линейки „АвтоВАЗа“ в том, что эти машины, пусть и в упрощенном виде, можно производить даже в условиях жесткой изоляции. У „АвтоВАЗа“ сейчас весьма сложная ситуация. В прошлой жизни у него была достаточно интересная перспектива с переходом на платформу компании Renault, общую с Dacia (CMF-B). Самостоятельно „АвтоВАЗ“ вряд ли сможет сейчас создать новую платформу, потому что это требует колоссальных вложений», — считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
Не только поэтому. Деньги можно и найти. Прежде всего, проблема в инженерных кадрах, при молчаливом согласии российских властей французы полностью уничтожили заводское КБ. Все разработки свернули, конструкторов уволили, а опытные экземпляры авто утилизировали. Вредительство, никак не иначе. За которое, как обычно, никто не понёс ответственности.
Новую платформу не создать, но её вполне можно купить. Даже сейчас, несмотря на санкции. Решение вопроса исключительно в его цене. Тут стоит вспомнить, что в 30-е годы Советский Союз, против которого тоже были введены «санкции», умудрялся покупать и оборудование, и технологии. Причём денег у нас тогда было значительно меньше, чем сейчас. Но ведь осилили! Благодаря этому в те годы каждый день в строй вводили два-три крупных завода. Плюс несколько более мелких. Именно поэтому и победили в Великой Отечественной войне.
Однако, откровенно уже воюя с Западом, мы до сих пор ничего не строим. И не покупаем оборудование и технологии. Нефтедоллары и газовые евро опять складируются за границей, золото вывозится, остальные ценности тоже. А оставшиеся заводы добивают. «АвтоВАЗ» — как раз тому пример.
История с приходом китайцев — это только первый слой дезинформации. Поднебесная живёт не сама по себе, не в вакууме, и основной рынок её автопрома — США. Рисковать ради России никто ничем не станет, даже в том случае, если «Ростех» уйдёт. Да, ушёл, а толку-то. FAW — помимо всего прочего ещё и госкомпания. Так как в КНР очень не любят воров, жуликов и предателей, то своих персонажей такого типа они расстреливают, а с чужими не хотят иметь дело.
Так что никакой FAW в Тольятти не придёт, это очевидно. Комплектующих тоже не будет, и «Ростех» тут не при чём. Дело не в этой госкорпорации, а в России в целом. В Питере, быть может, станут что-то скручивать и продавать «типа Ладу» в три раза дороже китайского кроссовера. Благо, передовой опыт есть. Но завод на Волге под «новое производство» могут и превентивно разрушить — типа «подготовить к приходу инвесторов». Если, конечно, успеют.
«АвтоВАЗ» пока ещё можно спасти, более того, не так уж и сложно дать ему новую жизнь. А всем нам — недорогие, простые, надёжные и удобные легковушки. Пусть не самые современные, но таковые и не нужны в принципе, до предела напичканные электроникой авто XXI века опасны и экономически нецелесообразны. Это не более чем инструмент для бесконечного вытягивания денег из граждан. Собственно, сей факт уже ни для кого не новость. В целом по миру.
Но для того, чтобы спасти завод, нужно спасти страну. Иначе ничего не получится…