Что будет с авторынком России, если плечо не подставят китайцы
Кроме привычных машин, Поднебесная снабдит нас и электромобилями
Автомобильный рынок в России переживает тяжелейшие времена. Автопром находится в эпицентре идеального шторма. После ухода западных производителей вставшие автозаводы мучительно долго искали новых инвесторов. Естественно, ими оказались китайцы. Они уже в прошлом году начали замещать ушедшие бренды из стран Европы, США, Японии, Южной Кореи. И, похоже, нам без них никуда.
Главные претенденты на полное замещение — это самые популярные не только в России, но и в мире автобренды Volkswagen и Toyota. Зато в числе лидеров остается и российская Lada, правда, стремительно подорожавшая.
Если китайцы не придут на помощь
Рост цен на автомобили снова ставит исторические антирекорды. Причем в прошлом году ценники уже подскочили вверх почти вдвое: например, иранские внедорожники Iran Khodro теперь стоят от 2 млн рублей, и это несмотря на крайне слабую комплектацию. Однако более дешевых альтернатив в сегменте внедорожников в России уже просто нет!
Популярными в России остаются не только кроссоверы, но и седаны бизнес-класса. До недавних пор доминировали в этом сегменте такие модели как Toyota Camry, Kia K5 или Hyundai Sonata. При этом, например, самая популярная у российских чиновников иномарка Toyota Camry стоит уже почти 5 млн рублей.
Российских аналогов бизнес-седанам просто не существует в природе, а китайские (например, «Москвич 6» — лицензионная копия JAC Sehol A5) появятся на рынке нескоро. Есть и премиальные китайские седаны, например, бренда Voyah: их цена в России начинается от 7,5 млн рублей.
И это все равно дешевле, чем у ввозимых по параллельному импорту европейских машин (например, Kia K9 в максимальной комплектации стоит уже 11 млн рублей, подорожав за нынешнее лето почти на 800 тысяч).
Да, с начала нынешнего лета цены снова пошли вверх из-за ослабления рубля и фактического запрета параллельного импорта из Армении через территорию Грузии. Ударил по рынку и рост утилизационного сбора: для премиальных автомобилей теперь это 1 млн рублей. Именно на столько будут дороже иномарки, даже китайские.
Производить китайские автомобили в России намного выгоднее, чем привозить
Автолюбители возмущаются: китайские машины в Поднебесной стоят в разы дороже, чем в России. Наживаются, наверное, автодилеры. А ничего подобного! Не забывайте, что в конечную стоимость машин стоит включить резво выросшие таможенное оформление, НДС, оформление сертификата безопасности, обязательную установку «ЭРА-ГЛОНАСС». Доставка среднего китайского автомобиля будет стоить порядка 200−250 тысяч. Ну и, наконец, маржа дистрибьюторов и дилеров.
Единственный источник оживления авторынка — это автокредиты. Их объем растет синхронно с ценами на автомобили: с прошлого года увеличились почти на 70%. Причем наибольший объем кредитного портфеля, разумеется, в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Татарстане и Краснодарском крае.
За счет программы льготного автокредитования в августе был зафиксирован повышенный спрос на новые автомобили: продано почти 30 тысяч машин. Правда, затем рынок ждет похолодание, поскольку осенью цены вырастут еще на 15−20%. Во многом потому, что механизм параллельного импорта может быть полностью перекрыт не только Грузией.
Единственный выход, который позволит одновременно оживить и автомобильное производство, и продажи — это перезапуск конвейеров. Причем производить нужно электромобили, за которыми, несомненно, будущее. И ведь спрос на них в России стремительно растет: в январе-июле электромобилей в России продано уже 5,5 тысячи.
Придуманные китайцами «Москвич» и «Эволют» покоряют любителей электромобилей
Лидеры «электрического» рынка — это, к сожалению, Volkswagen ID4 (первый кроссовер в электрической линейке немецкой марки) и российский Evolute i-PRO.
Evolute i-PRO выпускается в Липецкой области и лидирует в сегменте корпоративных продаж электромобилей, а вот Volkswagen ID4, увы, пока что лидер у частных покупателей. Хотя, очевидно, скоро приоритеты изменятся. Немцам наступает на пятки кроссовер Evolute i-JOY и «Москвич 3E», Оба автомобиля по сути китайские, но с глубокой российской локализацией. Степень локализации будет расти, и только на заводе в Липецкой области будет выпускаться 242 тысячи автомобилей.
Помимо российско-китайских в сегменте электромобилей есть и чисто китайские: например, среди лидеров рынка Zeekr 001 EV, JAC IEV 7S и Voyah Free EV. Цена у них очень разная: скажем, если JAC IEV 7S стоит от 2,5 млн рублей, то Zeekr 001 EV — от 4,5 млн рублей, а вот Voyah Free EV — уже от 7,5 млн рублей.
В любом случае, китайские производителя предлагают электромобили на любой кошелек. Пока что их продажи в России измеряются лишь сотнями единиц, но очевидно, что китайские электромобили скоро полностью завоюют российский рынок. И это ведь еще не вышли на рынок многие бренды, например, BYD, XPeng, Ideal, AION и NIO: эти пять компаний недавно отчитались о рекордном росте продаж электромобилей в самом Китае.
Продажи только новых электромобилей BYD в августе превысили 270 тысяч автомобилей, увеличившись почти на 60% в годовом исчислении. Как видно, потенциал у рынка в России гигантский. Кстати, XPeng недавно заключила стратегическое соглашение с китайским брендом такси Didi о создании умных автомобилей. Две компании сообща могут запустить новую линейку Mona. Возможно, она в 2024 году появится в России: Didi ранее работала в России, но успеха не снискала. А вот уже с собственным парком автомобилей место гарантировано.