Мутный вал автомобильного контрафакта всё сильней накрывает Россию, наиболее остра ситуация по маслам и прочим жидкостям, особенно по раскрученным брендам. Импортозамещение есть, однако как долго российские компании смогут выпускать качественные масла не очень понятно. Ведь основные компоненты — так называемые антифрикционные присадки — импортные, а производство своих уничтожено.
Mobil, Castrol и Shell — эта весёлая троица призёров по доле подделок не поменялась, тут всё точно так же, как и много лет назад. И в такой же последовательности, «чемпион» в списке на первом месте. Однако если в начале 2022-го купить настоящую продукцию Mobil было ещё можно, особенно при наличии «блата» в техцентрах официальных дилеров (ОД), то теперь это ненаучная фантастика. Этих самых ОД больше нет в принципе, как отсутствуют и официальные поставки Mobil (и не только) на российский рынок.
«Российский рынок заполонило контрафактное автомобильное масло, доля подделок может составлять от 30% до 50%, а параллельного импорта автомасел в серьезных объемах нет. Ни один склад не имел запасов масла на несколько лет, а это означает, что запасы давно закончились.
Владельцы марок, ушедшие с рынка, не предъявляют никаких претензий, физически им этот рынок не интересен. В результате получается такая ситуация, что те, кто должен заботиться об отсутствии контрафакта на рынке, пропали", — говорит член правления Союзе автосервисов Илья Плисов.
Действительно, по параллельному импорту эту продукцию не везут — смысла нет. И все привыкли, что в фирменных канистрах будет «палёнка» той или иной степени гадостности. Везут разве что полиграфию — этикетки для ёмкостей, — и тару, из КНР. Потом осуществляется розлив, уже тут, в России, а на баночки наклеивают «фирменные» этикетки. Вуаля, «элитный» продукт типа «масло моторное» готов. Отличить от «оригинала» с виду невозможно.
Внутрь льют всяко разное, хотя вряд ли вы нарвётесь на отработку — с ней банально много возни. Жулики просто закачивают в канистры самую дешёвую «минералку», простые машины на ней ездить смогут. Например, 8-клапанные моторы ВАЗ-2109−2110 её вполне переварят, они на такое рассчитаны. А вот уже 16-клапанным будет не очень хорошо. Kia Rio тоже выдюжит, у ней низкофорсированный двигатель, а вот какая-нибудь современная BMW точно помрёт.
«Грубо говоря, вместо года эксплуатации у вас может произойти износ деталей через 10 месяцев», — объясняет директор экспертного центра «Движение Безопасности» Вадим Мельников.
Или ещё быстрей…
Согласно данным исследований Gruzdev Analyze, до весны 2022 года доля контрафактного моторного масла на российском рынке достигала 15%, это считалось плохим показателем. Правда, данная цифра — некая «средняя температура по больнице», по ряду брендов и тогда подделок было более половины.
Но есть отечественные аналоги, которые практически не подделываются, и у которых пока всё хорошо с качеством. Лидером, наверное, тут является «Лукойл», его моторные масла первые по популярности. Хотя таковые есть и у «Газпромнефти» (бренд G-Energy), у «Роснефти», и не только.
Если брать популярную «синтетику» 5W40, то 4-литровая канистра «Лукойл» Luxe Synthetic обойдётся примерно в 1400—1600 рублей, тогда как явные подделки от Mobil, Castrol и Shell — 3000−4000 рублей за ту же ёмкость. Газпромовское масло — конкурент по цене лукойловскому, аналогично по продукции «Роснефти».
Можно купить финское Neste — его не подделывают, так как объёмы торговли не те. Но дорого, 5000−6000 рублей за 4 литра. Продукция Liqui Moly ещё дороже, однако вот тут уже есть шанс нарваться на контрафакт. Ровно как по продукции Eneos.
Где точно много подделок — это «оригинальные» масла. Nissan, Toyota, Mercedes-Benz
Означенные выше 50% контрафакта — скорее, рынок в целом. Где практически все отечественные масла настоящие, присутствует немногочисленный «неходовой» оригинальный импорт, а всё остальное — подделки а-ля Mobil, Castrol и Shell.
Аналогичная ситуация по трансмиссионным маслам. Наши их тоже делают, они пока вполне на уровне, имеют все допуски и сертификаты автопроизводителей. Подделок практически нет.
Антифриз тоже лучше покупать отечественный, благо, он есть на любой вкус и цвет, имеются и полностью универсальные, например, фиолетовый от «Sintec». Автохимии в РФ вообще выпускается довольно много, другое дело, в ней нужно разбираться — абы что брать нельзя. Но тут стоит читать профильные форумы, изучать опыт других. Иначе никак.
То же самое с тормозной жидкостью — если кто не в курсе, её нужно обязательно менять раз в два года! Покупать надо осторожно, изучив все приемы, к которым прибегают жулики.
Литрушка Textar обойдётся примерно в 1000 рублей. TRW будет стоить примерно столько же, АТЕ в голубой жестяной банке — в полтора раза дороже. Все цены для DOT-4, если у вас написано, что лить DOT-5.1 — это то же самое, смело лейте DOT-4.
Отечественных производителей тут, увы, не хвалят, хотя продукт вроде как простейший. Но лучше переплатить, так как от тормозов зависит ваша жизнь. По продукции АТЕ и TRW пока подделок особо не замечено, данные товары исправно везут в РФ. Они довольно «нишевые», рассчитанные на профессионалов, но их стоит брать.
В целом складывается ощущение, что с автомобильными маслами и прочими жидкостями в России всё очень даже неплохо. Но это, увы, не так — все они сделаны на основе импортных присадок, запасы которых отнюдь не вечны. Вскоре после начала СВО российские нефтяные компании заявляли, что года на три-четыре им этой заграничной химии хватит. А дальше?
«На момент развала СССР на очереди к освоению в производстве были автомобильные масла новых классов вязкости 14, 16 и 20 (аналоги масел с рабочей вязкостью SAE 40 и 50), новых эксплуатационных категорий „Д“ и „Е“ (аналогов API SF и SG), „энергосберегающие“ масла с молибденовым модификатором трения ПАФ-4, снижающие расход топлива и износ пар трения, работающих в граничных условиях смазки, вроде „кулачок распредвала — толкатель клапана“, и так далее», — пишет автоэксперт Станислав Алексеев.
То есть мы шли вровень с мировой нефтехимией и даже в чём-то опережали «буржуинов». Разве что по упаковке отставали, в СССР были простые канистры, совсем не красочные. Зато с очень качественным содержимым.
Увы, все советские разработки утеряны.
Chevron Oronite, Afton Chemical, Lubrizol и Infineum — четыре ведущих производителя присадок для современных автомобильных масел. Три первых в списке из США, четвёртая — Великобритания. Как несложно догадаться, в Россию все они больше ничего не поставляют. Между тем, продукция «Лукойла», вся популярность масел этой компании, зависит от нефтехимии Infineum. Не будет её, не будет и качественного продукта.
Есть, конечно, присадки из КНР, и китайцы быстро учатся. Но пока они сами вовсю покупают химию у янкесов и англичан. Тем не менее, закупки присадок в Поднебесной уже начались.