Число желающих прикупить себе новый автомобиль быстро падает, но не только потому, что у людей проблемы с финансами. Данный факт имеет место, однако основная беда в ином. По большому счёту, купить практически нечего, и, действительно, всё стоит совершенно запредельных, несуразных денег.
Единственный вариант — искать что-то подержанное, но и тут российские чиновники вовсю закручивают гайки, увеличивая поборы при ввозе «бэушных» авто.
Согласно данным аудиторский компании Б1 (ранее — «Ernst & Young») 65% россиян не собираются менять свой автомобиль. 8% респондентов — в ближайшие пару лет, 57% — вообще в обозримом будущем. Главная причина — отсутствие предложения. От былого изобилия автосалонов, где имелись легковушки на любой вкус и кошелёк, не осталось ничего. Российских машин крайне мало, а китайские дороги, плюс там проблемы с поставками запчастей.
Проверим — проведём экспресс-исследование рынка на предмет того, что нынче можно приобрести. По всем классам и категориям, от самых мелких «букашек» до солидных седанов. Итак, что и где дают?
В смысле официально, с гарантией и всеми прочими благами цивилизованного мира. Рассматривать привезённые по «параллельному импорту» авто не стоит, так как там документы могут оказаться сколь угодно кривыми. В том числе с точки зрения таможни, хотя и не только.
В «В-классе» всё плохо, кроме Lada Granta (от 700 тысяч рублей, но де-факто от 850−900 тысяч рублей) купить и нечего. Французы из РФ ушли, и бесспорный лидер этого сегмента — Renault Logan — в продаже отсутствует. Альтернативы не появилось, и таковая, судя по всему, даже не ожидается.
«С-класс» тоже не особо радует, есть только «Vesta» (от 1,25 млн рублей, фактически — от 1,5−1,6 млн рублей), причём с поставками официальным дилерам (ОД) перебои. Значительная часть авто отправляется в отстойники «на дооснащение», так как машина минимум на 70% собрана из импортных комплектующих. Кстати, если что выйдет из строя — а для продукции «АвтоВАЗа» это печальная норма — детальки будете искать долго и упорно. А с гарантией вас пошлют по всем известному адресу.
Vesta SW Cross (от 1,52 млн рублей) вроде как с претензией на повышенную проходимости, однако авто в наличие у официальных дилеров обнаружить не удалось. На дорогах их тоже как-то не видно. Они вообще продаются или где? Кстати, приставка «Cross» ничего не означает, это, увы, не кроссовер компакт-класса. Просто одна из комплектаций — «развод кроликов».
Проект Lada X-Ray, который ещё недавно из каждого утюга рекламировали как чудо технологий, окончательно закрыли.
Потому, что данный пепелац, собранный на основе привозных комплектующих, собирать стало просто не из чего. Соответственно, никакого X-Ray Cross — действительно кроссовера — который в перспективе обещали сделать полноприводным, никогда не появится.
В категории компактный кроссовер самый доступный вариант — Haval Jolion, от 2,4 млн рублей. Смотрится он, конечно, современно, авангардистски, но машина отнюдь не без «косяков». И точно не стоит своих денег — в КНР её розничная цена составляет 89 тысяч юаней. То есть нам предлагается заплатить в два раза больше!
Компактные внедорожники у нашей стране пока есть, спасибо великому конструктору Петру Прусову — «Нива» (от 850 тысяч рублей, но без «допов» на 150−200 тысяч рублей вам её не продадут) и «Шнива» (от 1,2 млн рублей, реально — от 1,4−1,5 млн рублей) до сих пор на конвейере. Качество сильно упало, но при наличие прямых рук машины можно «допилить» и эксплуатировать.
На заводе в Тольятти занимаются примерно тем же, а именно пытаются повторить многократно пройденный нивоводами — любителями тюнинга — путь. «А-рычаг» в заднюю подвеску, тормозные диски побольше, 16-клапанный мотор,
Chery Arrizo8 — что-от вроде «D-класса» — машинка симпатичная, но за неё придётся отдать от 3,4 млн рублей.
В Китае она же стоит от 130 тысяч юаней, желающие могут заняться вычислениями самостоятельно. То есть просторный автомобиль в нашей стране нынче доступен только богатым. Даже китайский…
Среднеразмерный рамный внедорожник у нас есть — УАЗ «Патриот», за него придётся заплатить от 1,65 млн рублей. Правда, разрекламированной версии с АКПП больше нет, так как «автоматы» в РФ поставлять перестали — санкции. Нет больше и «отечественного» дизельного мотора ЗМЗ-514, по той же причине его сборка невозможна. Купить лицензию на простой и «вечный» Nissan QD32T, как это сделали китайцы, в Ульяновске не удосужились. Там это никому не нужно. И так покупают, конвейер худо-бедно что-то там ляпает.
Покупают, ведь импорт в разы дороже. Так, «китаец» Tank 300 обойдётся уже от 3,5 млн рублей. А дальше и смысла вести повествование нет — будут одни только несметные миллионы, недоступные для подавляющего большинства граждан России. В нашей стране — самые дорогие авто в мире, но гордиться этим как-то не хочется.
На вторичном рынке цены… разные. Вроде как всё дорого, но объёмы продаж падают, в январе-2024 был зафиксирован их минимум за последние семь лет. Собственно, всё взаимосвязано — народ не может себе позволить новые машины, и по этой причине не продаёт старые.
В топах продаж снова рестайлинговая «девяточка» — ВАЗ-2114 покупают за 120−250 тысяч рублей. Это и есть тот уровень цен, который среднестатистический гражданин РФ с не менее средней зарплатой готов нынче выложить за автомобиль. А все несметные миллионы рублей — не более чем мишура, видимость бурной деятельности. На дорогах, особенно в провинциях, таких машин просто нет.
«Количество автомобилей, которые вообще можно приобрести на вторичном рынке, становится все меньше и меньше. Приток машин недостаточный. Автомобилисты стали дольше ездить на одной машине — это уже не три года, и не пять лет. Соответственно, пробеги растут. То, что скупили дилерские сети для вторичной продажи, зависло, потому что у людей нет тех денег, которые хотят с них получить. Кредиты стали очень дорогими», — объясняет вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.
Собственно, всё что можно было продать реализовали ещё в прошлом году — больше ничего не осталось.
«Сегодня можно говорить о том, что преодолен дефицит автомобилей в сегменте от 2 млн рублей и выше. То есть спрос обеспечен предложением в ценовом сегменте по автомобилям „выше среднего“ и „премиум“. Остальные потребности пока решаются за счет вторичного рынка, который в прошлом году побил рекорд по продажам — вместо привычных 5 млн автомобилей было продано свыше 7 млн», — считает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин.
Дефицит доступных автомобилей оценивается в несколько миллионов единиц в год, а отечественные производители тут не способны покрыть и 10% спроса. В Тольятти в 2023-м с конвейера сошло около 375 тысяч авто, из которых не менее 50 тысяч отправились в «отстойники» ждать запчастей. В Ульяновске — менее 40 тысяч автомобилей, из них «Патриотов» до 12 тысяч, зато 15 тысяч жутких «буханок».
Капля в море. Не говоря уже о том, что цены давно стали откровенно антинародными, причём государственный «АвтоВАЗ» почему-то лидирует по динамике увеличения стоимости легковушек. И это наглядно свидетельствует о том, что власти не ставят задачи сделать жизнь российских автомобилистов лучше. Значит, нужно обороняться — прежде всего, беречь своих железных коней, ведь других в обозримом будущем нам, похоже, не светит.