Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Новости Москвы
15 марта 21:29

Адские колёса на столичных улицах — открытие сезона

Владельцы средств индивидуальной мобильности вновь вышли на тропу войны с пешеходами и автомобилистами

3907
Адские колёса на столичных улицах - открытие сезона
Фото: Александр Щербак/ТАСС

Вчера в столичном регионе была зафиксирована метеорологическая весна — среднесуточная температура стала выше нуля. Впрочем, не дожидаясь этого замечательного природного события, на улицы Москвы уже выползли многочисленные пилоты всевозможных средств индивидуальной мобильности (СИМ) — гироскутеров, моноколёс и прочих электросамокатов. Для водителей и пешеходов начался ежегодный сезон ада. Что с этим делать — непонятно.

«В этом сезоне вместе с операторами и Госавтоинспекцией продолжим повышать безопасность поездок. Например, операторы планируют ввести в приложениях идентификацию пользователей, тестирование на знание ПДД и рейтинг пользователей. Это позволит выявлять тех, кто ездит не по правилам и блокировать таких пользователей», — говорит заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.

«Операторы» — это фирмы по прокату электросамокатов, число которых в Москве составляет около 50 тысяч штук. С 1 марта 2023 г. то, что есть СИМ, прописано в ПДД.

Читайте также
Обжегшись на яйцах, Минсельхоз решил подстраховаться с сахаром Обжегшись на яйцах, Минсельхоз решил подстраховаться с сахаром Прошлогодние проблемы с бензином заставили чиновников задуматься о «сладкой» жизни и перекрыть экспорт и тростникового, и «песка»

Существует также ответственность за ряд правонарушений с использованием этих аппаратов, например, за езду в нетрезвом состоянии и нарушение скоростного режима. Планируются и иные ужесточения законодательства, однако перспективы правоприменения более чем туманны.

«Тестирование на знание правил дорожного движения уже сейчас реализовано в приложении нашего сервиса. Когда вы в первый раз регистрируетесь в приложении, вы в обязательном порядке должны пройти краткое обучение, вам рассказывается об основных правилах. И после того, как вы ознакомились с этой информацией, можете пройти тестирование. Если что-то происходит с участием самоката, то мы всегда можем предоставить по запросу информацию об этой поездке, об этом самокате. То есть мы всегда знаем, кто, где и как ездит на наших самокатах», — отметил представитель компании Whoosh Денис Балакирев.

То есть с прокатными самокатами проблем меньше всего. На программном уровне можно ограничить их скорость, в том числе в тех или иных зонах, несложно создать систему идентификации водителей. Её уже создают. Проверка на здание ПДД, конечно, попахивает фикцией, но пусть хотя бы так. В случае ДТП можно определить ответственного, и арендаторы это быстро поймут — хулиганить на прокатных аппаратах перестанут.

Как быть с частными СИМ, непонятно, в законодательстве тут вообще «белое пятно». То есть наличие данной техники зафиксировано, и на этом все дружно успокоились.

«Сами средства индивидуальной мобильности никак не прописаны в правилах дорожного движения, начинать нужно именно с этого — идентифицировать тех, кто управляет электросамокатами. Должны быть чипы в самокатах, нужно понимать, кто владелец этих самокатов. В противном случае может повториться история с пешеходами, когда штраф за переход в неположенном месте выписывают водителям, которых можно идентифицировать», — считает директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев.

Решение лежит на поверхности и оно, естественно, было предложено: госрегистрация всех СИМ и снабжение их номерами. Однако данный простой и нужный законопроект был отклонён правительством, причём какой-либо логики не обнаруживается.

«Вот, я читаю возражение: „Вместе с тем, данная цель не согласуется с целями, указанными в статье 3, соответствует статье 3 федерального закона“. Текст написан вице-премьером. Я его спрашивал: „Дорогой товарищ, а вот тот бред, что нам от вас приходит, его искусственный интеллект уже пишет? Или его пишут люди, которые доведены до состояния дурно запрограммированной тумбочки?“ Человек посмеялся и сказал, что нет, пока не искусственный интеллект, но идея ему нравится… Правительство категорически не хочет ничем заниматься, мы это видим. То есть проблема заключается в том, что паралич — это органическое состояние имитационной власти. И попытки вывести имитационную власть из этого паралича и обратить внимание на реальные проблемы, которые связаны не с перекладыванием бумаг с места на место, а требуют какого-то изменения реальности — сама постановка такого вопроса для власти невыносимо болезненна. Скоро зима, проблема отпадёт сама собой. Я должен сказать, что проблема не отпадёт», — ещё осенью возмущался автор законопроекта, зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.

Зима прошла, проблема, действительно, осталась. Причём не только в столице. По центру Волоколамского шоссе прямо напротив Новоиерусалимского монастыря, болтаясь из ряда в ряд дефилирует явно нетрезвый пилот на моноколесе. Водители от него шарахаются, создаётся аварийно-опасная обстановка, но стоящий рядом экипаж ДПС делает вид, что не замечает нарушителя. Ведь его и не идентифицировать, и не поймать. Он — вне закона!

«В настоящее время мы видим два направления, которые позволят по камерам выявлять нарушителей на электросамокатах, моноколесах и других СИМ. Первое — расширить функционал дорожных камер, оснастив их возможностью распознавания лиц Face ID. Скорость такого транспортного средства относительно невелика и лицо человека, управляющего им, доступно для идентификации. Но для этого нужна актуальная база лиц водителей СИМ. И есть другая возможность контроля — закрепить на каждом СИМ читаемый номерной знак», — рассуждает Сергей Кусов из компании «Технологии распознавания».

База данных лиц водителей СИМ появиться не может в принципе, так как эта техника не подлежит регистрации. Номерной знак — аналогично, по той же самой причине. Иными словами, налицо типичная «сказка про белого бычка», а данном случае она же — «задачка-нерешайка».

Читайте также
Китайские ученые создали диск, на который можно 20 раз записать все книги Ленинки Китайские ученые создали диск, на который можно 20 раз записать все книги Ленинки Над чудо-изобретением работали во всех ведущих университетах страны

Нет даже идей насчёт того, кто именно станет ловить самокатчиков-нарушителей и прочих хулиганов на частных СИМ.

«Езда разрешена только в защитном шлеме, а в случае пересечения проезжей части по пешеходному переходу обязательно необходимо слезть с самоката. В случае нарушения Правил дорожного движения лицо, передвигающееся на электросамокате или другом средстве индивидуальной мобильности, может быть привлечено к административной ответственности (ст. ст. 12.29, 12.30 КоАП РФ, п. 1.6 ПДД)», — заверяют в прокуратуре.

Кем привлечено, как? Хотя бы чисто технически. Ответа нет. Вроде как за управление электросамокатом без мотошлема или в не застегнутом мотошлеме предусмотрено наказание в виде штрафа в размере одной тысячи рублей. Так, во всяком случае, говорит ряд чиновников. Однако в статье 12.6 КоАП РФ, на которую они ссылаются, никакие СИМ не обозначены — только мотоциклы и мопеды. И здесь пробел — в том числе, в головах властей предержащих.

За 2023 год число ДТП с СИМ выросло в десятки раз, этот сезон будет намного более печальным. По стране катаются сотни тысяч СИМ, владельцы которых в курсе, что их оставили вне правового поля. Появляются всё более мощные аппараты, скорости растут, а безнаказанность порождает безответственность.

Кончится всё это плохо — самосудами. Таковые уже случались, и подобных случаев будет всё больше. Если власть не может защитить своих граждан, они сделают это сами.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня