«АвтоВАЗ» продолжает эксплуатировать советское наследие, ничего своего «эффективные менеджеры» придумать не могут. Представленный новый автомобиль Lada Iskra на поверку оказался вариацией на тему Granta, которая, как известно, построена на агрегатах девятого-десятого семейства, коему скоро уже 40 лет исполнится. Некие отличия есть, но они вовсе не в пользу отечественного автопрома.
На Петербургском экономическом форуме автозавод из Тольятти с помпой показал новинку — автомобиль Lada Iskra. Заявлено, что машина займёт некое промежуточное место в скудной модельной линейке производителя, между Granta и Vesta. Почему так, непонятно, так как Iskra по сути и есть перелицованная Granta.
В базовой комплектации всем известный 90-сильный 1,6-литровый ВАЗовский моторчик, к нему идёт не менее знакомая МКПП-5. 16-клапанник того же объёма (106 л.с.) тоже станут устанавливать, с той же трансмиссией. Или не только с ней?
Ожидается также МКПП-6 и АКПП, но эти агрегаты будут импортными. Как несложно догадаться, китайскими. «Механика», судя по всему, это ранее заявленная 6MF22B от WanLiYan, про «автомат» информации нет. И всё это, скорее, гадательная тема. Вовсе не факт, что автозаводы из КНР станут поставлять в Тольятти комплектующие. Американцы могут нажать, и Поднебесная, для которой США — основной рынок сбыта товаров — передумает.
Пока есть смысл рассуждать только про то, что есть в наличии. То есть про очередной глубокий рестайлинг ВАЗ-2109, причём не самый удачный. Если оценивать салон, то первое что приходит в голову — термин «дегенеративный дизайн». Очень похоже на то, что художникам было плохо после бурно проведённых выходных, и они с больными головами сотворили материальное воплощение своих страданий.
Внешний вид ничем не примечателен — обычный современный обмылок. LADA и Iskra написано на вражеском языке, русского подчинённые Максима Соколова явно стесняются. Зато осваивать казённые средства — завод, если кто забыл, государственный — нет. Ну, или сразу на экспорт новинку готовят, почему нет?
«Объём вложенных инвестиций в проект составил 23 млрд рублей. Работа над новинкой продолжается и сейчас, на финальной стадии находится отладка производства, доводка и настройка всех систем автомобиля. Эту работу планируется завершить до конца года», — говорит глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов.
Освоить более четверти миллиарда долларов на проект банального рестайлинга Granta — это надо суметь. Особенно учитывая то, что тираж машины по мировым меркам будет просто крошечным, как и все параметры работа завода.
При этом никаких новых производств автокомпонентов не предполагается, помимо китайских трансмиссий в Поднебесной будет закупаться электроника, оптика и прочие детали. Всё в лучших традициях лживого импортозамещения, когда на иностранные изделия приклеиваются российские шильдики. Здесь «АвтоВАЗ» бесспорный мировой чемпион, правда, в рамках страны гордиться особо нечем.
Средняя цена где-то между Granta и Vesta — примерно полтора миллиона рублей, на меньшее рассчитывать даже не стоит. Дороговатая «девяточка» получается, совсем не народная. Даже если считать по росстатовской средней зарплате, то россиянину нужно два года ничего не есть и не пить, не платить за ЖКХ и вообще ничего не тратить чтобы купить этот пепелац. Как-то это неправильно. А учитывая то, что реальные зарплаты в разы меньше тех, о которых вещает Росстат, это неправильно в квадрате — лет шесть, никак не меньше.
Легковым автомобилем 2024 года в США признан Toyota Prius, машинка стоит от $27 950. Кстати, за те же деньги — от $28 400 — можно купить и здоровенную Camry. При средней зарплате после уплаты налогов в $4600 копить на авто нужно всего полгода. Причём вы получаете современную большую и комфортную машину, а не жуткого тесного уродца, созданного по технологиям полувековой давности.
Внедорожник года — Ford Super Duty, за него придётся отдать от $44 970. То есть чтобы купить этот роскошный шестиметровый пикап с 405-сильным V8 нужно поработать менее десяти месяцев. Тольяттинский выкидыш там как раз поместится в кузов, а вообще на таком транспортном средстве в Америке откажется передвигаться даже самый последний нищий негр.
С учётом того, что реальные вложения в проект Iskra минимальные, авто должно стоить до полумиллиона рублей. Очень до — 300 тысяч рублей красная цена. И, да, их стоит начать клепать большими тиражами, ведь нормальных полноценных авто российский автопром пока родить не в состоянии. Брать количеством.
«АвтоВАЗ» вроде как принадлежит государству, значит, завод должен выполнять государственные же задачи. То есть обеспечивать население РФ транспортными средствами. Пусть даже совсем не современными и жутко убогими по мировым меркам. Зато доступными. Но ничего подобного не наблюдается.
Впрочем, говорить про Lada Iskra в принципе рановато, если авто представили, то ещё вовсе не факт, что оно попадёт на конвейер. Агрегаты да, отечественные, но в авто частично применена платформа CMF-B, которая досталась заводу в наследство от французов. Её, конечно, «заколхозили» под местные реалии, но будет ли всё это работать и найдутся ли туда компоненты — не факт. Лучше бы оставили подвеску от Granta, это хотя бы надёжно с точки зрения производства.
Пока же стоит говорить, что налицо некий проект, который, может быть, воплотится в производство. В 2025 году, не ранее. А может быть и не воплотится, особенно если зарубежные поставщики «АвтоВАЗа» прокатят его с комплектующими. Как это случилось с тем же X-Ray. Возгорится ли из Iskra пламя или же всё быстро потухнет — посмотрим. Прогноз, увы, негативный.