Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / На колесах
23 июля 18:10

Полуторка нового тысячелетия. Грузить больше, ехать быстрей

«ГАЗели» стукнуло 30, а ведь этот автомобиль мог появиться на четверть века раньше

4304
На фото: грузовой автомобиль ГАЗ-3302.
На фото: грузовой автомобиль ГАЗ-3302. (Фото: Соболев Валентин/ТАСС)

В Нижнем Новгороде юбилей — ровно 30 лет назад с конвейера сошла первая «ГАЗель», она же ГАЗ-3302. За три десятилетия предприятие выпустило более двух миллионов авто с данным названием и в массе самых разных версий. Это, бесспорно, успех, причём даже по мировым меркам. Но всё, увы, уже в прошлом — некогда «народный» грузовичок стал откровенно дорогим и неремонтопригодным.

Легендарный ГАЗ-АА — именно этот простой и неприхотливый автомобиль, коих было изготовлено более миллиона экземпляров, обеспечил около 90% перевозок в годы Великой Отечественной войны. «Полуторки» трудились в войсках и народном хозяйстве аж до конца 60-х годов ХХ века, а вот замены ветерану тогда так и не появилось.

На фото: ГАЗ-АА
На фото: ГАЗ-АА

На фото: агитационный грузовой автомобиль ГАЗ-АА на одной из улиц Москвы, 1930-ые годы.
На фото: агитационный грузовой автомобиль ГАЗ-АА на одной из улиц Москвы, 1930-ые годы. (Фото: Николай Кубеев/ТАСС)

Наследником ГАЗ-АА считается ГАЗ-51, работы по которому начались ещё в конце 30-х, однако это заблуждение. 51-й имеет грузоподъёмность в 2500 кг, то есть это авто классом выше. А путаница произошла потому, что все проекты полуторатонных грузовиков, которые выдавали конструкторы, по тем или иным причинам реализованы не были. Хотя их требовала и армия, и экономика.

На фото: грузовики ГАЗ-51 Горьковского автомобильного завода отправляются потребителям, 1963 год.
На фото: грузовики ГАЗ-51 Горьковского автомобильного завода отправляются потребителям, 1963 год. (Фото: ТАСС)

Полноценный проект удалось создать только в 50-х, когда страна более-менее оправилась от последствий войны. И когда в автомобильной промышленности появился некий задел по комплектующим. К тому же пока хватало «демобилизованных» ГАЗ-АА.

На базе силового агрегата «Волги» ГАЗ-21 и ряда других комплектующих в Горьком изготовили симпатичный грузовичок с индексом ГАЗ-56. Вида откровенно «американского», то есть классического — так называемая «нижнекрыльная» компоновка кабины, с очень гармоничными очертаниями. Авто очень похоже на пикапы Chevrolet тех же лет, хотя говорить о каком-то копировании не стоит. Просто такая тогда была мода. Хорошая!

На фото: ГАЗ-56.
На фото: ГАЗ-56.

В США проблема лёгких грузовичков — очень нужных во всех сферах экономики вследствие их экономичности — вообще никогда не стояла. Все производители выпускали пикапы самых разных габаритов, с кузовами от 6 до 10 футов.

В среднем грузоподъёмность была как раз около полутора тонн — то, что надо фермеру, дабы отвезти на рынок пяток свиней средней упитанности. Или строительной фирме — доставить на объект отделочные материалы. Привезти домой покупателю диван (шкаф, холодильник), подбросить почту… Да мало ли дел, ради которых не стоит гонять большой прожорливый грузовик. Американцы очень практичны!

Читайте также
Миллионы за белый халат: медицинские вузы доступны только богатым Миллионы за белый халат: медицинские вузы доступны только богатым Сокращение бюджетных мест ведет к отрицательному профессиональному отбору

ГАЗ-56 «отменили» — страной тогда правил кукурузник-волюнтарист, который заявил, что эта машина будет содействовать буржуазным тенденциям в обществе. Как раз тогда разогнали все производственные кооперативы, по большому счёту — шло откровенное вредительство. И отсутствие экономичной полуторки обернулось для СССР колоссальным бессмысленным расходом горючего. Ведь за каждой мелочью приходилось гонять большой грузовик.

Военных подобный подход не устроил, и армия очень быстро пробила для себя ряд «альтернативных» авто. Полноприводных, как несложно догадаться. На базе перспективного в те годы внедорожника быстро сделали грузовичок УАЗ-450, который мог перевозить 800 кг. Вскоре его модернизировали, увеличив грузоподъёмность до тонны, и появился привычный нам всем «головастик» УАЗ-451, его выпуск начался с 1961 года.

На фото: автомобиль УАЗ-450 и санитарный самолет Ан-2С после доставки медикаментов на высокогорное пастбище, Киргизская ССР, СССР, 1962 год.
На фото: автомобиль УАЗ-450 и санитарный самолет Ан-2С после доставки медикаментов на высокогорное пастбище, Киргизская ССР, СССР, 1962 год. (Фото: Виктор Кошевой/ТАСС)

Параллельно в Горьком работали над машиной с индексом ГАЗ-62, его грузоподъёмность составляла 1100 кг. Появление УАЗ-451 вынудило заводчан пересмотреть конструкцию, хотя авто уже стояло на конвейере. Армейцы явно не хотели второй микрогрузовик, а вот среднетоннажный им был нужен. Так родился знаменитый ГАЗ-66.

На фото: ГАЗ-62
На фото: ГАЗ-62
На фото: автомашины ГАЗ-66 перед отправкой с отделочного конвейера, 1972 год.
На фото: автомашины ГАЗ-66 перед отправкой с отделочного конвейера, 1972 год. (Фото: В.Войтенко/ТАСС)
Читайте также
Италии – Ливию, России – Константинополь. Страница секретного договора Италии — Ливию, России — Константинополь. Страница секретного договора Как охота на фазанов закончилась мировой войной

«Головастики» периодически попадали и на гражданку, однако экономической целесообразности в их массовом использовании не было. Армейские УАЗики оказались прожорливыми и ненадёжными, эксплуатация обычного ГАЗ-52 обходилась дешевле. И, самое главное, обслуживать их было намного проще.

До самого развала Советского Союза в стране так и не появился малотоннажный грузовик, хотя работы по нему на ГАЗе продолжались — так сказать, в инициативном порядке. Вялотекущие, но тем не менее. Проект ГАЗ-56 потихоньку дорабатывали, и в 1994-м машину под индексом 3302 поставили на конвейер.

Всё то же самое, что и за 30 лет до этого — мотор от «Волги», от неё же МКПП, задний мост тоже на основе легковой главной пары. Все агрегаты на 100% отечественного происхождения, импорта ноль. Собственно, так и должно быть.

Кабину тупо скопировали с Ford Transit второго поколения — ничего страшного. Гораздо хуже то, что на грузовичке не появилось экономичного, простого и надёжного дизельного мотора, хотя лицензию на него можно было купить. На «ГАЗели» и сегодня ставят дизели Nissan QD32 (QD32T), Mercedes OM602, а также иные импортные силовые агрегаты.

На фото: Ford Transit второго поколения
На фото: Ford Transit второго поколения

В последующие годы на «полуторки» ставили дизельные моторы Cummins ISF2.8. Но не американские, а произведённые в КНР, по лицензии. Сами китайцы, между прочим, для внутреннего пользования до сих пор клепают простые «безмозглые» QD32 с механическим ТНВД, а на экспорт поставляют эти самые Cummins — с массой электроники и системой впрыска Common Rail.

Дохлую нижегородскую МКПП эти моторы рвут за 40−50 тысяч километров, да и их обслуживание ещё та головная боль. Особенно сейчас, когда в действии санкции.

Нынче на конвейере «ГАЗель NEXT», более чем наполовину (по некоторым данным на 70−80%) состоящая из импортных комплектующих. Ценник и на саму машину, и на запчасти-расходники уже совсем не тот, что три десятилетия назад.

На фото: Газель Next
На фото: Газель Next (Фото: Елена Афонина/ТАСС)

Грузовик стал малодоступным и неконкурентоспособным. Во всяком случае, по сравнению с аналогами из КНР. Увы, в игре олигархический бизнес, а там всё заточено на сверхприбыли. Жадность всегда приводит к бедности, поэтому ГАЗ нынче переживает не самые лучшие времена.

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня