Россия пересаживается с иномарок на изделия отечественного автопрома. Проблемы с запчастями, особенно в провинции, вынуждают людей вспомнить недавнее советское прошлое. Но и «нашемарок» уже не хватает, из гаражей стали доставать то, от чего пару лет назад все отворачивались. В топах продаж нынче заднеприводная «классика», недорогие и ремонтопригодные авто пользуются огромным спросом.
ВАЗ-2114, она же рестайлинговая «девятка» — весь 2023 год именно эти авто лидировали по продажам на российском вторичном рынке. Однако ничто не вечно, все приличные переднеприводные ВАЗовские легковушки обрели новых хозяев, нынче продаётся только откровенный хлам. И народ стал смотреть на что попроще.
По информации аналитического агентства «Автостат», весь этот год лидером продаж среди подержанных авто остаётся ВАЗ-2107. За август из рук в руки их перекочевало 12800 штук, на втором месте Kia Rio (12 тыс.), далее идёт Hyundai Solaris (11,3 тыс.).
ВАЗ-2114 только на четвёртом месте — 10700, хотя по итогам восьми месяцев — всё-таки на втором (80,4 тыс.). Потому, что народ начал покупать откровенные «помойки» и восстанавливать их. Но и тут «семёрка» уверенно лидирует: 87,5 тыс. штук с начала года. Просто до недавнего времени торговля этими машинами шла так себе. Их покупали, в основном, мигранты, причём самые дешёвые экземпляры. Сейчас же народ начал активно пересаживаться на ВАЗ-2107, благо, их пока много, в том числе в приличном состоянии, а порой почти новых.
«Она понятная, ремонтопригодная, детали для неё есть. Соответственно, это возможность для человека купить дешевый автомобиль. Он самый доступный на вторичном рынке, который производили массово, к нему есть запчасти. Если у владельца есть навыки автослесаря, [автомобиль] можно достаточно долго эксплуатировать для самых разных нужд», — говорит партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
Причём, если эти самые руки имеются, ездить можно не так уж «медленно и печально». Тюнинг «классики» в последнее время набирает популярность, и совершенно штатная с виду «семёрка» («пятёрка», «шестёрка»), которая на скорости под 200 км/ч обгоняет иномарки и уходит за горизонт, уже совсем не редкость.
Всё довольно просто, причём большая часть комплектующих отечественные. Путём установки другого коленвала, шатунов и поршней объём увеличивается до 1,9 литра, доработанная головка блока цилиндров также добавляет мощности. Плюс распределённый впрыск на основе контроллера «Январь», фильтр-«нулевик» на впуске и прочие доработки.
Особо продвинутые автолюбители ставят и турбокомпрессоры, производства КНР, вестимо. Удаётся снимать до 200 л.с., хотя даже без нагнетателя доработанный моторчик получается очень интересным. И, что самое главное, его несложно поставить на конвейер, на ту же «Ниву» и «Шниву», покупатели будут рады. Однако на «АвтоВАЗе» выше этого, там пилят бюджеты на электромобилях и прочих заведомо неосуществимых прожектах.
По-хорошему, в Тольятти сейчас стоило бы реанимировать старые проекты автомобилей, к которым производятся комплектующие. А именно: минивэн «Надежда» ВАЗ-2120, построенный на агрегатах «Нивы», «Шниву-2», над которой до самой своей смерти работал Пётр Прусов, а также автомобиль ВАЗ-2107М. Да, та же рестайлинговая «семёрка» не блещет красотой, но сейчас как-то не до жиру…
Самое главное, что эти автомобили можно запустить в серию быстро, запчасти-комплектующие для них есть, а чинить народ их умеет — в отличие от большинства иномарок, где требуются квалифицированные мастера. А с ними нынче напряжёнка.
«Дефицит кадров критичный, средний возраст сотрудников 45+. Лет 5−10 назад можно было найти около десяти практикантов, студентов колледжей, чтобы люди оставались работать в сервисах, тех, кто действительно хорошо работает. Сейчас это два-три человека. Очень критична работа мотористов, работа людей, которые занимаются ремонтом крупных узлов и агрегатов. Средняя зарплата у автослесарей — 150−180 тысяч рублей, и нужно ещё хорошо поискать», — жалуется вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко.
При этом «классику» или «Ниву» можно починить самостоятельно, в гараже, если что друзья-знакомые помогут — опыта тут навалом. По идее, подобными резонами должны руководствоваться и наши чиновники, особенно учитывая то, что «АвтоВАЗ» нынче казённый. То есть должен выполнять государственную задачу — обеспечивать граждан страны доступными и ремонтопригодными транспортными средствами. Но об этом можно только мечтать.
Альтернатив, увы, больше нет, все «перспективные» проекты с автозаводами из Поднебесной, судя по всему, отменяются. То есть не будет новой «Волги», да и китайских кроссоверов из Тольятти тоже. Министерство торговли КНР «попросило» своих автопроизводителей ограничить инвестиции за рубеж, и это будет сделано.
«Рекомендация Минторга Китая означает, что компании просят сфокусироваться на производстве и инвестициях внутри Китая, не вкладывать деньги во внешние рынки, а развивать внутреннее производство. Я бы не искал какой-то контекст, что Россия указана в связи с санкциями и прочим, учитывая, что упомянута и Турция, которая относительно Китая достаточно нейтральная страна. Однако это на нас отразится прямо, поскольку многие китайские компании либо находятся уже в процессе инвестирования в российские автозаводы, либо ведут переговоры», — считает автоэксперт Артем Бобцов.
Совершенно очевидно, что в таких условиях стоит опираться только на собственные силы и возможности. Да, возможностей мало, полностью «импортозамещённых» авто в РФ можно сделать немного. Но ту же «классику» точно можно. И, как видим, данная убогая легковушка уже не вызывает у народа никакого отторжения. Лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Осталось только как-то достучаться с этой идеей до властей. В сложившейся ситуации это логичней делать при помощи монтировки.