Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Советские «Жигули» вне конкуренции. Хит сезона — ВАЗ-2107

Отечественная «классика» уверенно обходит иномарки на трассе, а на вторичном рынке — тем более

9309
На фото: автомобиль ВАЗ-2107 "Жигули"
На фото: автомобиль ВАЗ-2107 «Жигули» (Фото: Роман Пименов/ТАСС)

Россия пересаживается с иномарок на изделия отечественного автопрома. Проблемы с запчастями, особенно в провинции, вынуждают людей вспомнить недавнее советское прошлое. Но и «нашемарок» уже не хватает, из гаражей стали доставать то, от чего пару лет назад все отворачивались. В топах продаж нынче заднеприводная «классика», недорогие и ремонтопригодные авто пользуются огромным спросом.

ВАЗ-2114, она же рестайлинговая «девятка» — весь 2023 год именно эти авто лидировали по продажам на российском вторичном рынке. Однако ничто не вечно, все приличные переднеприводные ВАЗовские легковушки обрели новых хозяев, нынче продаётся только откровенный хлам. И народ стал смотреть на что попроще.

По информации аналитического агентства «Автостат», весь этот год лидером продаж среди подержанных авто остаётся ВАЗ-2107. За август из рук в руки их перекочевало 12800 штук, на втором месте Kia Rio (12 тыс.), далее идёт Hyundai Solaris (11,3 тыс.).

Читайте также
Тревожные прогнозы: рост российского ВВП тормозит нехватка рабочих рук Тревожные прогнозы: рост российского ВВП тормозит нехватка рабочих рук Замедление темпов промышленного производства — это нормально?

ВАЗ-2114 только на четвёртом месте — 10700, хотя по итогам восьми месяцев — всё-таки на втором (80,4 тыс.). Потому, что народ начал покупать откровенные «помойки» и восстанавливать их. Но и тут «семёрка» уверенно лидирует: 87,5 тыс. штук с начала года. Просто до недавнего времени торговля этими машинами шла так себе. Их покупали, в основном, мигранты, причём самые дешёвые экземпляры. Сейчас же народ начал активно пересаживаться на ВАЗ-2107, благо, их пока много, в том числе в приличном состоянии, а порой почти новых.

«Она понятная, ремонтопригодная, детали для неё есть. Соответственно, это возможность для человека купить дешевый автомобиль. Он самый доступный на вторичном рынке, который производили массово, к нему есть запчасти. Если у владельца есть навыки автослесаря, [автомобиль] можно достаточно долго эксплуатировать для самых разных нужд», — говорит партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Причём, если эти самые руки имеются, ездить можно не так уж «медленно и печально». Тюнинг «классики» в последнее время набирает популярность, и совершенно штатная с виду «семёрка» («пятёрка», «шестёрка»), которая на скорости под 200 км/ч обгоняет иномарки и уходит за горизонт, уже совсем не редкость.

Всё довольно просто, причём большая часть комплектующих отечественные. Путём установки другого коленвала, шатунов и поршней объём увеличивается до 1,9 литра, доработанная головка блока цилиндров также добавляет мощности. Плюс распределённый впрыск на основе контроллера «Январь», фильтр-«нулевик» на впуске и прочие доработки.

Особо продвинутые автолюбители ставят и турбокомпрессоры, производства КНР, вестимо. Удаётся снимать до 200 л.с., хотя даже без нагнетателя доработанный моторчик получается очень интересным. И, что самое главное, его несложно поставить на конвейер, на ту же «Ниву» и «Шниву», покупатели будут рады. Однако на «АвтоВАЗе» выше этого, там пилят бюджеты на электромобилях и прочих заведомо неосуществимых прожектах.

По-хорошему, в Тольятти сейчас стоило бы реанимировать старые проекты автомобилей, к которым производятся комплектующие. А именно: минивэн «Надежда» ВАЗ-2120, построенный на агрегатах «Нивы», «Шниву-2», над которой до самой своей смерти работал Пётр Прусов, а также автомобиль ВАЗ-2107М. Да, та же рестайлинговая «семёрка» не блещет красотой, но сейчас как-то не до жиру…

Читайте также
Русское чучхе: Вышколенные рабочие из КНДР заменят тайных ваххабитов на рынке труда Русское чучхе: Вышколенные рабочие из КНДР заменят тайных ваххабитов на рынке труда ЦБ прописал бизнесу мигрантов, задача власти — пригласить лояльных, отсеяв опасных

Самое главное, что эти автомобили можно запустить в серию быстро, запчасти-комплектующие для них есть, а чинить народ их умеет — в отличие от большинства иномарок, где требуются квалифицированные мастера. А с ними нынче напряжёнка.

«Дефицит кадров критичный, средний возраст сотрудников 45+. Лет 5−10 назад можно было найти около десяти практикантов, студентов колледжей, чтобы люди оставались работать в сервисах, тех, кто действительно хорошо работает. Сейчас это два-три человека. Очень критична работа мотористов, работа людей, которые занимаются ремонтом крупных узлов и агрегатов. Средняя зарплата у автослесарей — 150−180 тысяч рублей, и нужно ещё хорошо поискать», — жалуется вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко.

При этом «классику» или «Ниву» можно починить самостоятельно, в гараже, если что друзья-знакомые помогут — опыта тут навалом. По идее, подобными резонами должны руководствоваться и наши чиновники, особенно учитывая то, что «АвтоВАЗ» нынче казённый. То есть должен выполнять государственную задачу — обеспечивать граждан страны доступными и ремонтопригодными транспортными средствами. Но об этом можно только мечтать.

Альтернатив, увы, больше нет, все «перспективные» проекты с автозаводами из Поднебесной, судя по всему, отменяются. То есть не будет новой «Волги», да и китайских кроссоверов из Тольятти тоже. Министерство торговли КНР «попросило» своих автопроизводителей ограничить инвестиции за рубеж, и это будет сделано.

«Рекомендация Минторга Китая означает, что компании просят сфокусироваться на производстве и инвестициях внутри Китая, не вкладывать деньги во внешние рынки, а развивать внутреннее производство. Я бы не искал какой-то контекст, что Россия указана в связи с санкциями и прочим, учитывая, что упомянута и Турция, которая относительно Китая достаточно нейтральная страна. Однако это на нас отразится прямо, поскольку многие китайские компании либо находятся уже в процессе инвестирования в российские автозаводы, либо ведут переговоры», — считает автоэксперт Артем Бобцов.

Совершенно очевидно, что в таких условиях стоит опираться только на собственные силы и возможности. Да, возможностей мало, полностью «импортозамещённых» авто в РФ можно сделать немного. Но ту же «классику» точно можно. И, как видим, данная убогая легковушка уже не вызывает у народа никакого отторжения. Лучше плохо ехать, чем хорошо идти. Осталось только как-то достучаться с этой идеей до властей. В сложившейся ситуации это логичней делать при помощи монтировки.

Последние новости
Цитаты
Виктория Журавлева

Руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня