Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Власть
3 ноября 20:31

Водительские права: Кому выгодно обучение «в обязаловку» и не пора ли его отменить

Занятия в автошколах хотят сделать простой формальностью, но все равно обязательными, а главное — платными

2854
Водительские права: Кому выгодно обучение «в обязаловку» и не пора ли его отменить
Фото: Petrov Sergey/news.ru/Global Look Press

Менее чем через год автошколы можно будет вообще не посещать, Министерство просвещения собирается официально разрешить не ходить на занятия. Собственно, на «теорию» и так никто не является, востребовано лишь вождение, а также «дополнительные услуги», не означенные в официальных прайсах. Государство окончательно самоустраняется от проблемы безопасности дорожного движения, всё отдано на откуп бизнесу.

«Допускается применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации части (частей) теоретических занятий образовательной программы», — говорится в документе, разработанном Минпросвещения.

А как же закон? Дело в том, что в 26-й статье 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с 2013 года значится, что «к сдаче экзаменов допускаются лица, прошедшие в установленном порядке соответствующую подготовку или переподготовку». Понятие «самоподготовка» ликвидировано, что, вообще-то, дикость, в ГАИ тогда были резко против, но полицейских особо не спрашивали.

Читайте также
Поездом до Чукотки – это здорово! Но начать стоит с Якутска Поездом до Чукотки — это здорово! Но начать стоит с Якутска «Стройки века» всегда велись в первую очередь из политических соображений — но всегда себя оправдывали экономически

Сейчас данный правовой казус собираются обойти при помощи информационных систем. Дескать, за год накатают некое программное обеспечение с авторизацией на портале «Госуслуги», через него и будет проходить удалённое обучение. Судя по всему, вход в систему станут засчитывать как посещение лекции или как-то так.

Естественно, всё будет самым жутким образом глючить, особенно в первое время, да и сроки написания софта десять раз сорвут. Поэтому ничего не изменится — все будущие водители станут, как и сейчас, учиться очно. То есть делать вид, что учатся.

Типичная автошкола на севере Москвы, в аудитории де-юре идёт занятие по устройству автомобилей. Преподаватель в наличии, он сидит за столом и перебирает какие-то бумажки, а вот учеников нет. Вдоль боковой стенки ряд стареньких компьютеров, там три гастарбайтера зубрят билеты ПДД. «Уплочено» — в стоимость обучения входит неограниченное посещение компьютерного класса, то есть нет нужды тратить трафик мобильного интернета.

На стенах плакаты советской эпохи, причём, судя по всему, подлинники. Устройство ДВС, карбюратора, генератора, стартера, прочих агрегатов. Их репринты продаются и поныне, ретро сейчас в моде. Впрочем, они вполне актуальны, так как принципиально ничего в моторах не поменялось, в трансмиссиях тоже.

Вскоре сотрудник автошколы собирается и уходит, он по совместительству ещё и инструктор вождения, точнее, это его основная работа. Преподавание теории — так, «для галочки», за это доплачивают самую чуть. Не за что доплачивать, так как эти уроки никто не ходит.

Причём это касается не только устройства автомобилей, ПДД тоже никому не интересны. Хотя бы потому, что культура преподавания утеряна, и никакого контроля тут со стороны государства нет, всем на всё наплевать. Когда-то, в советские годы — автор застал это время — в автошколах подробно разбирали типичные аварийные ситуации, опытные инструкторы давали начинающим советы, как не попасть в ДТП.

Умение правильно читать дорожные знаки тоже вообще-то отнюдь не бесполезный навык, он может спасти вам жизнь. Для тех, кто собирается стать ответственным водителем, кто хочет беречь свою жизнь и жизни окружающих, обучение в хорошей автошколе штука необходимая. Только где её ныне взять, это идеальную автошколу советского формата?

Как правило, после получения заветной «корочки» те, у кого есть деньги и кто чувствует ответственность, нанимают опытного инструктора и катаются с ним. Удовольствие недешёвое, и, самое главное, телефоны этих людей передаются из рук в руки как величайшая ценность.

Настоящих профессионалов мало, да и не готовят из нынче нигде. Они и навыки езды поставят, и ПДД простым языком растолкуют, и тонкостям общения с «торговцами полосатыми палочками» обучат, и как устранить простейшие неполадки в авто объяснят. Нужные люди, социально-полезные.

При этом деньги — очень даже немаленькие! — заплаченные за «обучение» в автошколе, без какого-либо преувеличения просто выброшены на ветер. Кому они достались? Точно не владельцам этих самых, с позволения сказать, учебных заведений, им перепадает немного.

В начале сего года власти в очередной раз изменили систему лицензирования автошкол, список обязательных требований к ним сильно увеличили. Включая очень спорный момент «о соответствии их учебно-материальной базы программам подготовки водителей».

В переводе на русский — поборы с данных организаций опять выросли. И для того, чтобы остаться на плаву, им нужно увеличить свои доходы, а также уменьшить расходы. С ростом доходов ситуация как-то не очень — материальное положение граждан РФ неуклонно ухудшается.

Поэтому выкраивают, как могут — число часов вождения, включенное в программу, секвестируется, все остальные «лишние» занятия тоже. Точнее, увольняются преподаватели «теории», кое-где таковые до недавних пор были. То есть всё превращается в полную фикцию.

Кстати, в США посещение автошколы законом не регламентировано, сдавать на «права» можно экстерном, в большинстве других стран мира тоже. Научили всему родители — получай «права» экстерном и води. Нет — в автошколу. В нормальную.

Читайте также
Где увидеть ту Москву, о которой мечтал Сталин Где увидеть ту Москву, о которой мечтал Сталин По плану реконструкции 1935 года город собирались сделать комфортным для москвичей, гостей и транспорта

Между тем откровенно коррупционная модель получения водительских удостоверений стала причиной колоссального кадрового голода в российской экономике, дефицит водителей достиг чудовищного размера.

Например, каждый третий автобус в РФ не эксплуатируется — некого сажать за руль. В столице не хватает 30−40% водителей, в целом по стране «вилка» дефицита — 30−70%. Попытки сажать за «баранку» гастарбайтеров заканчиваются тем, что автобусы с пассажирами падают в Мойку, гибнут люди. Аналогично — с грузовиками, да и прочими транспортными средствами.

«Раньше в каждом городе существовал ДОСААФ, который занимался обучением водителей для военной и гражданской отраслей, в том числе для пассажирских перевозок. Сейчас это бремя легло на плечи коммерческих структур, из-за чего количество специалистов в этом сегменте сильно сократилось», — говорит председатель правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев.

Поборы есть, а обучения нет — существующую систему нужно ликвидировать и перенимать передовой опыт других стран. Тех же американцев, хотя это вроде как выглядит и не очень патриотично.

Зато эффективно, остроту проблемы подобная реформа сразу снимет. Ведь у тех, кто хочет трудится водителями, денег на взятки нет — им, наоборот, требуется заработок.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня