Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Обзор рынка
3 ноября 2024 13:21

К чему готовиться, покупая китайский автомобиль

Продвижение брендов из КНР сопряжено с проблемами поставок автозапчастей, и это не единственный фактор

4974
К чему готовиться, покупая китайский автомобиль
Фото: News.ru / Global Look Press
Материал комментируют:

Китайский автопром последние годы активно распространяется по России. По данным агентства «Автостат», 63% всех китайских автомобилей в стране достаточно новые, они находятся в возрасте до 3 лет включительно. Всего к началу июля в России было зарегистрировано 1,86 млн китайских автомобилей, что составляет 4% от общего числа автомобилей в стране.

— В первом полугодии 2024 года поставки легковых автомобилей из Китая в Россию выросли на 35,4%, до $6,2 млрд. КНР остается безусловным лидером в структуре российского импорта новых автомобилей, на китайские авто пришлось 93,7% от всех поставок в нашу страну, — рассказал ответственный секретарь российской части Российско-Китайской палаты Павел Устюжанинов.

— Однако, согласно исследованию «Ромир» и Oks Lab, россияне слабо доверяют китайским маркам, а их известность также низкая. Опрошенные потребители узнают 3−4 топовых бренда из КНР, но у них нет опыта их эксплуатации и они не знают, как будет вести себя автомобиль в будущем — как долго они будут служить, будут ли доступны для них запчасти.

Читайте также
Анатолий Вассерман о новом Атласе Земли: Гибель Токио – враньё, два новых города за Уралом - правда Анатолий Вассерман о новом Атласе Земли: Гибель Токио — враньё, два новых города за Уралом — правда «Запад кричит об изменении климата, чтобы государства, в которых есть производство, платили за парниковые газы тем, кто ничего не делает»

Также если китайский автомобиль будет перепродаваться, то остаточная стоимость будет ниже, чем у традиционных для российского рынка иностранных брендов.

«СП»: Какие еще наблюдаются трудности с китайскими автомобилями на российском рынке?

— Проблемы возникают с электронными системами осенью и зимой из-за низких температур. В автомобилях одной китайской марки, если долго стоять в пробке, коробка передач выдает ошибку перегрева или даже может уходить в аварийный режим. Новых агрегатов и блоков управления для этой марки при этом крайне мало на складах.

Подвеска у большинства китайских марок также не особо надежна, особенно в том случае, если приходится часто ездить по грунтовым дорогам. Также наблюдается проблема с ремонтом кузовов из-за высокой стоимости оригинальных комплектующих и их отсутствия на складах. За 2023 год цена за ремонт китайского автомобиля в ряде сервисов выросла до 25%.

При этом автомобилей из КНР к середине лета было продано больше, чем было импортировано запчастей для их обслуживания. Это происходит в том числе из-за того, что пока не все дилеры готовы сформировать складские запасы. В наличии обычно есть фильтры, колодки, машинные масла, а поставок других деталей приходится ждать до 2 месяцев.

«СП»: Как у нас обстоят дела с локализацией китайских автомобилей?

— Марки из КНР пока не хотят массово проводить локализацию, так как китайским автокомпаниям нужно производить и продавать локально в России более крупные объемы транспорта, чем это есть сейчас.

Лишь несколько брендов смогли добиться объема продаж более чем 100 тыс. единиц в год, при том, что именно это значение позволяет сборочному заводу стать рентабельным. То есть при меньшем производстве инвестиции просто не окупятся.

Другим фактором является то, что в самом Китае уже организованы большие мощности по производству автомобилей, соответственно они могут просто экспортировать свою продукцию напрямую.

Но в целом Россия стала главным направлением экспорта китайских автомобилей. Из Китая в нашу страну поставляется более 100 моделей гражданских автомобилей, а импорт в 2023 году увеличился более чем на 300% по сравнению с 2022 годом, что составляет около одной пятой от общего объема китайского экспорта автомобилей. Увеличился и объем поставок грузовых автомобилей и специальной техники.

Читайте также
Закон о такси будет пересмотрен: Госдума уже дает «задний ход» Закон о такси будет пересмотрен: Госдума уже дает «задний ход» В России фактически начали действовать два вида «шашечек» — серые и белые

— Средневзвешенная цена нового авто выросла на 20% в 2022 году, на 24% в 2023 году и вероятно уже порядка 10% есть в текущем, говорит начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев.

— Цены растут на фоне более низкой конкуренции, последствий и ожиданий нового повышения утильсбора, роста валютного курса, повышения доходов граждан, которые с большей уверенностью берут кредиты. В то же время рост процентных ставок не может не сказываться на цене.

— Почему китайские автомобили в КНР стоят значительно дешевле, чем в России? Это математика, ничего тут не решить, — объясняет глава журнала «За рулем» Максим Кадаков.

— Вы покупаете машину в Китае, как многие считают, примерно в пересчете с юаней за 1 млн руб. Далее ее нужно перевести до границы, растаможить — заплатить 15%, выплатить акциз и утилизационный сбор, также НДС 20%, поставить ЭРА-ГЛОНАСС.

Получается, что машина, которую вы покупаете в КНР за 1 млн руб., здесь обойдется в 2,2−2,4 млн руб., включая интересы дилера и импортера.

«СП»: Почему в последние годы цены на автомобили так выросли?

— С 2022 года увеличился только утилизационный сбор, все остальное не менялось. НДС вырос до 20% еще в начале 2019 года. Сейчас есть завышенные риски, которые все закладывают в цену, и желание заработать, пока еще возможно, поэтому и цена такая. Другой не может быть. Если вы сами захотите организовать импортерский ввозной бизнес, цена у вас будет точно такой же.

Ключевая причина — падение курса рубля. До февраля 2022 года доллар стоил в районе 72 руб., сейчас уже за 100 руб., фактически это рост в 1,5 раза. Поэтому и такой результат. У юаня немного другой курс, но китайская валюта тоже к доллару привязана, курс юаня к рублю вырос с минимума лета 2022 года, 8 руб., до более 13 руб. сейчас. Поэтому и происходят инфляционные процессы, дорожают не только импортируемые, и отечественные автомобили.

Что касается государственной помощи авторынку, то субсидирование отечественного производителя уже идет — к примеру, возвращается утильсбор. Полагаю, что необходимо поддерживать конечного покупателя, чтобы при входе в автосалон он не влезал в кредиты. Можно, к примеру, делать налоговый вычет за покупку автомобиля российской сборки. Чем проще схема, тем лучше.

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня