Китайский автопром последние годы активно распространяется по России. По данным агентства «Автостат», 63% всех китайских автомобилей в стране достаточно новые, они находятся в возрасте до 3 лет включительно. Всего к началу июля в России было зарегистрировано 1,86 млн китайских автомобилей, что составляет 4% от общего числа автомобилей в стране.
— В первом полугодии 2024 года поставки легковых автомобилей из Китая в Россию выросли на 35,4%, до $6,2 млрд. КНР остается безусловным лидером в структуре российского импорта новых автомобилей, на китайские авто пришлось 93,7% от всех поставок в нашу страну, — рассказал ответственный секретарь российской части Российско-Китайской палаты Павел Устюжанинов.
— Однако, согласно исследованию «Ромир» и Oks Lab, россияне слабо доверяют китайским маркам, а их известность также низкая. Опрошенные потребители узнают 3−4 топовых бренда из КНР, но у них нет опыта их эксплуатации и они не знают, как будет вести себя автомобиль в будущем — как долго они будут служить, будут ли доступны для них запчасти.
Также если китайский автомобиль будет перепродаваться, то остаточная стоимость будет ниже, чем у традиционных для российского рынка иностранных брендов.
«СП»: Какие еще наблюдаются трудности с китайскими автомобилями на российском рынке?
— Проблемы возникают с электронными системами осенью и зимой из-за низких температур. В автомобилях одной китайской марки, если долго стоять в пробке, коробка передач выдает ошибку перегрева или даже может уходить в аварийный режим. Новых агрегатов и блоков управления для этой марки при этом крайне мало на складах.
Подвеска у большинства китайских марок также не особо надежна, особенно в том случае, если приходится часто ездить по грунтовым дорогам. Также наблюдается проблема с ремонтом кузовов из-за высокой стоимости оригинальных комплектующих и их отсутствия на складах. За 2023 год цена за ремонт китайского автомобиля в ряде сервисов выросла до 25%.
При этом автомобилей из КНР к середине лета было продано больше, чем было импортировано запчастей для их обслуживания. Это происходит в том числе из-за того, что пока не все дилеры готовы сформировать складские запасы. В наличии обычно есть фильтры, колодки, машинные масла, а поставок других деталей приходится ждать до 2 месяцев.
«СП»: Как у нас обстоят дела с локализацией китайских автомобилей?
— Марки из КНР пока не хотят массово проводить локализацию, так как китайским автокомпаниям нужно производить и продавать локально в России более крупные объемы транспорта, чем это есть сейчас.
Лишь несколько брендов смогли добиться объема продаж более чем 100 тыс. единиц в год, при том, что именно это значение позволяет сборочному заводу стать рентабельным. То есть при меньшем производстве инвестиции просто не окупятся.
Другим фактором является то, что в самом Китае уже организованы большие мощности по производству автомобилей, соответственно они могут просто экспортировать свою продукцию напрямую.
Но в целом Россия стала главным направлением экспорта китайских автомобилей. Из Китая в нашу страну поставляется более 100 моделей гражданских автомобилей, а импорт в 2023 году увеличился более чем на 300% по сравнению с 2022 годом, что составляет около одной пятой от общего объема китайского экспорта автомобилей. Увеличился и объем поставок грузовых автомобилей и специальной техники.
— Средневзвешенная цена нового авто выросла на 20% в 2022 году, на 24% в 2023 году и вероятно уже порядка 10% есть в текущем, говорит начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Альберт Короев.
— Цены растут на фоне более низкой конкуренции, последствий и ожиданий нового повышения утильсбора, роста валютного курса, повышения доходов граждан, которые с большей уверенностью берут кредиты. В то же время рост процентных ставок не может не сказываться на цене.
— Почему китайские автомобили в КНР стоят значительно дешевле, чем в России? Это математика, ничего тут не решить, — объясняет глава журнала «За рулем» Максим Кадаков.
— Вы покупаете машину в Китае, как многие считают, примерно в пересчете с юаней за 1 млн руб. Далее ее нужно перевести до границы, растаможить — заплатить 15%, выплатить акциз и утилизационный сбор, также НДС 20%, поставить ЭРА-ГЛОНАСС.
Получается, что машина, которую вы покупаете в КНР за 1 млн руб., здесь обойдется в 2,2−2,4 млн руб., включая интересы дилера и импортера.
«СП»: Почему в последние годы цены на автомобили так выросли?
— С 2022 года увеличился только утилизационный сбор, все остальное не менялось. НДС вырос до 20% еще в начале 2019 года. Сейчас есть завышенные риски, которые все закладывают в цену, и желание заработать, пока еще возможно, поэтому и цена такая. Другой не может быть. Если вы сами захотите организовать импортерский ввозной бизнес, цена у вас будет точно такой же.
Ключевая причина — падение курса рубля. До февраля 2022 года доллар стоил в районе 72 руб., сейчас уже за 100 руб., фактически это рост в 1,5 раза. Поэтому и такой результат. У юаня немного другой курс, но китайская валюта тоже к доллару привязана, курс юаня к рублю вырос с минимума лета 2022 года, 8 руб., до более 13 руб. сейчас. Поэтому и происходят инфляционные процессы, дорожают не только импортируемые, и отечественные автомобили.
Что касается государственной помощи авторынку, то субсидирование отечественного производителя уже идет — к примеру, возвращается утильсбор. Полагаю, что необходимо поддерживать конечного покупателя, чтобы при входе в автосалон он не влезал в кредиты. Можно, к примеру, делать налоговый вычет за покупку автомобиля российской сборки. Чем проще схема, тем лучше.