Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Правовым курсом
18 ноября 17:49

Фокусы ОСАГО: Почему в Белоруссии полисы дешевле, чем в России в 4−5 раз?

Страховые компании сильно занижают выплаты по автогражданке и переводят стрелки на Центробанк

4886
Фокусы ОСАГО: Почему в Белоруссии полисы дешевле, чем в России в 4-5 раз?
Фото: Александр Рюмин/ТАСС

В российском автомобильном сообществе крупный скандал — Национальный автомобильный союз (НАС) прямо обвинил Российский союз автостраховщиков (РСА) в занижении выплат по «автогражданке». Разница между реальной стоимостью деталей и их оценкой достигает 4−5 раз, пострадавшим в ДТП выплачивают сущие копейки. Тема, в общем-то, не новая, однако до последнего времени размер манипуляций как-то не озвучивался.

«Стоимость запчастей в системе ОСАГО от Российского союза автостраховщиков (РСА) заниженная, в некоторых случаях компоненты в четыре раза дешевле реальной рыночной стоимости.

Для базового Hyundai Solaris бампер стоит минимум 9035 рублей, хотя страховые компании оценивают его в 5684 рублей без учета износа. И даже для самой простой Lada Granta в РСА умудряются занизить стоимость в разы: бампер с реальной стоимостью 4433 рублей оценивают в три раза дешевле, в 1567 рублей. Запчасти дорожают только в реальном мире, который со справочниками РСА не пересекается практически никак", — возмущается вице-президент НАС Антон Шапарин.

Читайте также
«Мерседес» и «БМВ» тихо скребутся в российскую дверь «Мерседес» и «БМВ» тихо скребутся в российскую дверь Немецкие автопроизводители явно хотят обратно на наш рынок, но фарш невозможно прокрутить назад

В РСА тут же ответили, что они тут ни при чём.

«Средняя стоимость запчастей в каталоге всегда отражена с учётом рыночных цен. Именно это предусмотрено единой методикой, утвержденной Банком России, в которой содержится подробное описание порядка обработки первичных ценовых источников, и этот порядок строго соблюдается. По каждой из ценовых позиций, имеющихся в справочнике, РСА всегда готов дать информацию о том, как сформирована цена той или иной запчасти в справочнике, которая должна быть использована при расчете возмещения по ОСАГО», — утверждают страховщики.

Типа это не мы, все претензии к Центробанку как регулятору отрасли. Действительно, ЦБ администрирует страховой рынок, однако цены на запчасти вроде как не относятся к сфере деятельности финансового ведомства.

Тут, скорее, более уместен Минпромторг, а лучше всего некая независимая саморегулируемая организация. Вроде того же НАС — пусть считают цены на запчасти для другой саморегулируемой организации, то есть для РСА. Неправильно насчитают — можно жаловаться в ЦБ. Или в Минпромторг.

«Система в себе», когда члены РСА, с одной стороны, заинтересованы платить поменьше, и, в другой, устанавливают правила игры по ценам, откровенно мутная. ОСАГО в нашей стране непомерное дорогая. Например, в соседней Белоруссии — цены на запчасти, аварийность и автопарк там аналогичные — полис «автогражданки» стоит в 4−5 раз дешевле, а выплаты по нему в 2,5 раза больше. То есть в совокупности разница — в 10−12 раз!

Кстати, именно по этой причине введение единого для РФ и РБ полиса ОСАГО постоянно откладывается. Пока запуск системы передвинули на 2025 год, но и это не точно. Налицо критическое противоречие — российские страховщики хотят перехитрить белорусов, но у Батьки в стране это не принято.

Каталог РСА находится в открытом доступе, можно самостоятельно зайти по ссылке, вбить номер какой-то запчасти и… очень удивиться. Это если выражаться цензурно. Всё очень просто: РСА в принципе не учитывает «оригинальные» детали, только аналоги. И то, судя по всему, наиболее бюджетные, иначе такой ценник просто не вывести.

Например, крыло переднее левое Hyundai-Kia 66311−4Y000 страховая система оценивает в 5818 рублей, тогда как «оригинал» — в продаже есть, много — стоит от 13−14 тысяч рублей. За 5800 «деревянных» можно купить разве что нечто бэушное, да и то без гарантии.

Читайте также
Москва – только для безлошадных москвичей? Москва — только для безлошадных москвичей? Никакой общественный транспорт не обеспечит реальных свободы и комфорта, в отличие от автомобиля

Или вот: капот 1Z0823031B на выпускавшуюся в Калуге Škoda Octavia А5 стоит от 110 тысяч рублей, более-менее приличный аналог от SAT — около 40 тысяч рублей. По «автогражданке» выплатят 21 534 рубля, этого не хватит даже на «бэушку» в нормальном состоянии. И как это называть?

«Из-за маленьких компенсаций россияне часто отказываются от страховки, больше половины водителей из регионов гоняют без полиса. Эксперты полагают, что система ОСАГО может развалиться в ближайшие три года. При этом полис скоро подорожает на 30%», — считает Антон Шапарин.

О том, что система «автогражданки» при смерти, на таком уровне ещё не говорили. Ровно, как и не озвучивали столь впечатляющую статистку. То, что в ряде регионов многие водители ездят без полисов, ни для кого не секрет, но более 50% по стране в целом — это впечатляет. Впрочем, всё именно так и есть.

Причём три года — очень оптимистичный прогноз. А «закрутить гайки» власти почему-то не решаются. Законопроект о увеличении штрафов за езду без ОСАГО с 800 рублей сразу до 5000 рублей в Госдуме не спешат принимать в работу, так как это чревато большим недовольством.

Видеофиксацию отсутствия «автогражданки» вроде как введут с 1 марта 2025 года, но штрафовать народ не предполагается. Да и то не факт, что система заработает, слишком много технических тонкостей.

Помимо этого, в стране растёт число судебных дел, которые идут как бы параллельно системе ОСАГО. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. N 6-П, потерпевший вправе требовать от причинителя вреда полного возмещения убытков без учета износа.

И сейчас, когда платить по «автогражданке» стали совсем уж сущие копейки, нагрузка на суды растёт. Собственно, таково будущее российских автолюбителей — судиться, судиться и ещё раз судиться. Но это лучше, чем содержать мутных страховщиков.

Последние новости
Цитаты
Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня