Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Любовь по-французски: Nissan убивают по той же схеме, что наш АвтоВАЗ и румынскую Dacia

Четверть века дружбы с Renault привели мощнейшую японскую компанию на грань банкротства

9247
Любовь по-французски: Nissan убивают по той же схеме, что наш АвтоВАЗ и румынскую Dacia
Фото: Eugene Hoshiko/AP/TASS

Мировой автопром может в самое ближайшее время потерять одного из ведущих игроков — в компании Nissan крупные финансовые проблемы, там ищут стратегического инвестора. И если таковой не найдётся, где-то через год придётся останавливать производство. 25 лет партнёрства с французами из Renault сделали из преуспевающей компании полутруп. В целом всё попахивает рейдерством в особо крупных масштабах.

Компания Nissan объявила о сокращении производственных мощностей на 20% и увольнении около 9000 работников. Продажи падают, убытки растут, а ключевой акционер в лице французского концерна Renault подкладывает одну свинью за другой. В частности, мсье собираются продать все права на традиционные ДВС японского концерна китайцам из Geely. К этим разработкам лягушатники не имеют никакого отношения, но сие их не волнует.

Вся история образования альянса Renault-Nissan в 1999 году с самого начала попахивала очень нехорошо. Французы получили практически контрольный пакет в японской фирме (около 45% акций), тогда как японцам от щедрот выделили всего 15% доли в Renault, причём эти бумаги голосующими не являются. Обмен явно неравноценный, и ладно если бы при этом из Парижа в Страну восходящего солнца пошли крупные инвестиции. Не пошли.

Читайте также
Анатолий Вассерман: В мире «социализма 2.0» наше место будет гораздо лучше нынешнего Анатолий Вассерман: В мире «социализма 2.0» наше место будет гораздо лучше нынешнего Самое время вспомнить слова Сталина о том, что без теории нам смерть

В середине 90-х у Nissan на ровном месте внезапно возникли крупные проблемы, компания начала терпеть убытки. Хотя как раз разработки именно тех лет стали фундаментом для модельных линеек компании на последующие десятилетия. Несмотря на разницу в «весовых характеристиках», Nissan тогда уверенно конкурировал с Toyota, причём порой побеждая. Тот же Nissan Patrol гораздо надёжней и крепче Toyota Land Cruiser.

В 1998 году Patrol Y60 сменил на конвейере Patrol Y61 — по сути, его глубокий рестайлинг. Рама осталась практически неизменной, мосты стали шире и крепче, появился более комфортабельный кузов, улучшили тормоза, постепенно добавляли ы линейку новые двигатели. Легендарный внедорожник обрёл новое дыхание.

Его младший брат Nissan Terrano WD21 — тоже простой и неубиваемый аппарат — в 1995-м уступил место модели R50. Тут тоже был только прогресс с точки зрения повышения комфорта, безопасности и энерговооружённости. Примерно тогда же линейку пикапов Nissan (также Datsun — дочерний бренд компании) D21 сменило следующее поколение D22. Тоже более симпатичное, удобное, экономичное и практичное.

Не отставали и по легковым авто, так, седан бизнес-класса Maxima (кузов А32) на равных конкурировал с Toyota Camry. Точнее, тут Nissan даже опережал соперника.

Тем не менее убытки были, прежде всего на европейском рынке. Как будто кто-то ворожил. Вроде как и работали хорошо, старались, всё делали правильно, а вот бизнес не шёл. И компанию купили. Всё очень похоже на классический сценарий рейдерского захвата, когда успешное предприятие намеренно вгоняют в убытки, а потом за копейки покупают. Брешь в финансах, как правило, пробивают при помощи вредителей-инсайдеров — «засланных казачков». Данная схема работает уже много столетий.

Косвенным подтверждением факта явно недружественного поглощения стало то, что после появления Renault убытки чудесным образом прекратились. Хотя ни о каких «работах над ошибками» с привлечением европейских специалистов ничего не известно. Просто компанию перестали гробить.

Куда смотрели чиновники? На момент покупки японскому государству принадлежало 21% Nissan, компания была поставщиком местной армии. Чиновники всего мира, если их должным образом «простимулировать», смотрят туда, куда надо. Вроде как китайцы давно и очень жёстко борются у себя с коррупцией, а скандалов меньше не становится, на днях они опять собрались ставить к стенке очередного жулика. В Японии все гораздо мягче…

Актив французы получили отличный, по сути, Моська каким-то чудом купила слона. Особенно впечатляла линейка двигателей, как бензиновых, так и дизельных, последних было вообще великое множество — на любой вкус и цвет. Ставь японские разработки — и авто, и моторы — на свои конвейеры, счастье точно будет. Но новые владельцы стали всё делать строго наоборот. Мсье знают толк в извращениях.

Прежде всего, «коренную» продукцию Nissan стали выдавливать с европейского рынка, заменяя её на французскую с японским логотипом. Nissan Pixo — он же Renault Clio, Nissan Platina — Renault Symbol, Nissan Aprio — всем известный Logan, и так далее. Бренд Terrano вообще убили, под этим некогда гордым названием нынче продаётся убогий Duster. А ведь по всем означенным позициям у японцев были свои разработки, причём более качественные…

Среднеразмерный вэн Nissan Elgrand (Е50) в Европу вообще не пустили — французы тогда ещё бредили своими жуткими фургончиками Scenic. Следующие поколения Maxima в Старый свет не поехали, вместо них на этот рынок вывели убогий Nissan Teana. В Toyota радостно хлопали в ладоши.

Всё дело в том, что тогда французы колхозили Renault Vel Satis — типа конкурента то ли Е-класса, то ли вообще S-класса. Бензиновый мотор Nissan VQ35DE — своего не было, дизель тоже японский, трёхлитровый DMAX V6 (совместная разработка GM и Isuzu). Проект с треском провалился, но суть не в этом. Вроде как был же свой трёхлитровый дизель, франко-японский?

Печально знаменитый дизельный мотор Nissan ZD30 — совместная в Renault разработка, хотя у французов соответствующего опыта не было — является наиболее показательным примером последствий диктата менеджеров-непрофессионалов.

Даже после второго рестайлинга ДВС выхаживал не более 150 тысяч километров, после чего требовал капремонта, для современных дизелей это нонсенс. Тем не менее, глючный мотор повелели ставить на Patrol Y61, чем нанесли компании огромные убытки, в том числе репутационные.

На фото: дизельный двигатель NISSAN ZD30.
На фото: дизельный двигатель NISSAN ZD30. (Фото: nissan-global.com)

В районе 2010-го Patrol Y61 вообще повелели снять с производства, хотя машина отлично продавалась по всему миру. Брали её и в ООН, так как ничего лучше пока не придумано. Правда, не с ZD30, а с другими моторами.

Но тут встали на дыбы арабы — в ОАЭ 61-й «Сафарь» (продаётся там как Nissan Patrol Safari) — культовая машина, и её любители пригрозили чуть ли не газаватом. Французам пришлось отступиться, Patrol Safari в 61-м кузове выпускается для стран Персидского залива и по сей день, модель-долгожитель.

Список прегрешений французов перед японцами можно продолжать практически вечно. Любители Nissan Skyline со всего мира вам с матами расскажут, как угробили культовый спорткар. Дальнобойщики — про печальную историю Nissan Diesel: в 2007 году дочернюю компанию зачем-то продали Volvo Trucks, хотя никакой логики в этом не было.

Крупно нагадили и на основном (американском) рынке — разработкам больших бензиновых V8 постоянно совали палки в колёса, дескать, нужно заниматься экологией. В итоге конкуренты из Toyota впереди, сами янки из GM, Ford и Chrysler тоже.

Поведение французов в Японии очень напоминает их же деяния в Тольятти, когда уничтожалось заводское КБ, а с производства снимались модели, которые продавались и приносили прибыль. С одной стороны, французы влезали всюду своими блудливыми лягушачьими лапками, с другой — как крупнейший акционер выводили из Nissan прибыль. Да, денег хочется, это понятно. Но иногда стоит сперва и подумать.

В Париже особо думать не принято. К 2018-у японцев, по сути, практически полностью отстранили от руководства альянсом, а тогдашний глава Renault Карлос Гон анонсировал слияние компаний. То есть поглощение Nissan.

Правда, сделать это он не успел, вскоре Гона решили посадить за воровство, и в лучших традициях дешёвых французских водевилей он удрал за границу в ящике для музыкальных инструментов.

Читайте также
Северокорейские фобии Киева могут материализоваться Северокорейские фобии Киева могут материализоваться Необъявленный визит Андрея Белоусова в Пхеньян: о чем говорили за закрытыми дверями

Через два года чуть не случился «развод», под давлением обиженных японцев доля Renault в капитале компании пришлось уменьшить до 15%. От принятия основных решений французский концерн вроде как отстранили, но, как оказалось, не до конца. И деньги из компании они не прекратили сосать.

За последние 25 лет Renault не отметилась ничем прорывным, компания просто плыла по течению, периодически проворачивая всякие аферы. Отжали завод Dacia и модель Logan вместе с ней — ну, наверное, молодцы. За счёт этого семейства и живут. Но тут нужно благодарить румынских инженеров.

Latitude никто не покупал, новый Clio тоже не задался, даже Koleos, разработанный на базе Nissan X-Trail T31 — и то провалился. Хотя X-Trail (Rogue) T31 был бестселлером. С Koleos-2 та же история.

А японцы в это время тихо-мирно сделали Nissan Leaf — самый массовый и практичный электромобиль в мире. Причём скорее вопреки, чем с помощью французов. Которые продолжали высасывать из компании все соки и параллельно гадить.

Очень странный подход, неразумный — если есть корова, то её нужно аккуратно доить, дабы долго и счастливо получать молоко. Но для этого нужны мозги.

На фото: во время презентации автомобиля Nissan Leaf.
На фото: во время презентации автомобиля Nissan Leaf. (Фото: Wissarut Weerasopon/ZUMA Press Wire/TASS)

Сейчас доить уже нечего, всё высосано. Renault готова продать свои 15% акций некоему стратегическому инвестору, идут его поиски. Однако таковой, в общем-то, имеется — Nissan с удовольствием купят те же арабы, благо, денег у них хватает. Но ведь не продадут: купить яхту или золотой унитаз шейхам дозволяется, а вот вложить свои нефтедоллары в производства они не могут.

Народ там грамотный, образование получал в Европе и США, в экономике разбирается. И понимает, что нефть не вечна — нужно строить альтернативную экономику. Не дают. Поэтому судьба японской компании пока очень неопределённая.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Буев Владимир

Президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня