Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Купить «Гранту» за 300 тысяч? Нет проблем, если ты эфиоп

АвтоВАЗ: «Думай о Родине!» — это не про нас

11052
Купить "Гранту" за 300 тысяч? Нет проблем, если ты эфиоп
Фото: Belkin Alexey/news.ru/Global Look Press

«Жигули» будут продавать в Эфиопии, Иране, Таджикистане, наверное, даже в Гондурасе — руководство «АвтоВАЗ» намерено в полтора раза увеличить экспортную программу. С какой целью это делается, не объясняется, а ведь при таких поставках завод несёт прямые убытки. Да и внутренний рынок оголится. Подобное мы уже проходили — полвека назад, когда тот же завод поставлял авто кому попало в ущерб гражданам СССР.

«Экспортные поставки по итогам 2024 года составят около 20 тысяч автомобилей, а в 2025 году объёмы увеличатся в полтора раза», — заявил глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов.

Перспективные рынки — Иран, Таджикистан, Эфиопия и… Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ). Быть может, какие-то ещё страны. По поводу ОАЭ, где народ очень уважает действительно люксовые авто, всё даже не смешно, а вот с другими странами, наоборот, грустно.

Читайте также
«Вечер в хату!»: Перед Зурабишвили открываются интересные перспективы «Вечер в хату!»: Перед Зурабишвили открываются интересные перспективы Одного Саакашвили Грузии показалось мало, дело идет ко второму сидельцу

Зачем нужны организованные поставки в Таджикистан, если любой гастарбайтер, коих тут работает миллионы, может купить в РФ легковушку и пригнать её домой?

Лично для себя или для друзей-родственников-знакомых. Вот только среди покупателей продукции тольяттинского завода приезжие странным образом не замечены, никто ничего не приобретает и не перегоняет. Наоборот, это к нам таджики приезжают на иномарках, причём очень даже свежих и приличных. Странно, однако…

На самом же деле ничего странного. Новенький Hyundai Elantra (1,6 л, АКПП) стоит там 183 тысячи сом, то есть на наши деньги — 1,7 млн рублей. Иными словами, за Elantra хотят ровно столько же, сколько в РФ стоит гораздо менее комфортная и надёжная «Веста» с МКПП. Да и размеры машин отличаются сильно, причем не в пользу отечественной. Выбор покупателя очевиден.

Или вот так: Chevrolet Monza — те же 1,6 л, тоже АКПП — обойдётся в 115 тысяч сом, то есть в миллион рублей. «Веста» там также даже рядом не стояла, про «Гранту» и вспоминать не хочется.

Таким образом, если брать российские цены, в Таджикистане ничего из продукции «АвтоВАЗа» не продать, это никто не станет покупать. Стоимость авто нужно снижать минимум в два-три раза, тогда, наверное, появится шанс. Хотя тоже не факт, на вторичном рынке там очень много «трёхлеток» в состоянии практически новых машин, по нашим меркам стоят они сущие копейки.

Автопром Ирана уже давно обогнал наш, за 2023 год в стране изготовили более 1,2 млн только легковых авто. До недавнего времени рассматривался вопрос о начале поставок персидских машин в РФ, и только неаккуратные высказывания наших дипломатов этому воспрепятствовали. В Тегеране обиделись и все проекты свернули.

Собственно, нас там тоже не ждут. Iran Khodro Runna — одноклассник «Весты», но получше, хотя тоже 1,6 литра (113 л.с.) и МКПП — обойдётся примерно в 400 тысяч рублей. Iran Khodro Tara — в Тольятти с ним может конкурировать лишь «Аура» за 3 млн рублей — всего около 600 тысяч рублей. А ведь есть ещё всякие разные машины, гораздо более «народные» — вроде нашей «Гранты»… По нашим меркам вообще даром. Впечатляет?

Какова обстановка в автомобильном рынке Эфиопии — неизвестно, да и далековато как-то. Данный проект вообще попахивает каким-то безумием и навевает грустные воспоминания.

Полвека назад Советский Союз торговал «жигулями» по всему миру, причём по совершенно бросовым ценам, особенно дёшевы были легковушки для развивающихся стран и государств СЭВ.

Впрочем, в Западной Европе они также почему-то продавались за копейки. И если с «друзьями» и «потенциальными друзьями» хоть какая-то логика ещё была — политическая — то в случае с недружественными странами таковая вообще отсутствовала.

«Машины продавали за рубеж, зарабатывали валюту, а что осталось —расходилось на отечественном рынке. Половина всего, что производил „АвтоВАЗ“, реализовывалось за рубежом», — напоминает партнер агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.

Да, сейчас всё списывают на то, что в 70-е годы ХХ века СССР остро нуждался в иностранной валюте, поэтому продукцию ВАЗа и приходилось отрывать от сердца. Наверное, всё именно так и было, вот только продажи «жигулей» приносили копейки. При этом страна получала миллиарды нефтедолларов, торговала газом и лесом, в общем, не нуждалась.

К тому же была ли прибыль от этой торговли — очень хороший вопрос. Даже поляки торговали своими убогими лицензионными копиями более старых моделей Fiat намного дороже, а уж по сравнению с европейскими одноклассниками «Жигули» отдавали почти даром.

Те, кто имел такую возможность — например, работники посольств — покупали советский автомобиль там, за границей. Получалось в разы выгодней.

Что это было? Точно ничего хорошего, чистая торговля в убыток. В те годы в сфере внешней торговли уже действовали вредители, заработали и институты, из стен которых впоследствии вышли Чубайс, Гайдар и им подобные.

Оголение внутреннего авторынка создавало дефицит и спекуляцию, да и рост госцен на легковушки тоже не радовал. Всё вместе сложно не отождествить с диверсией. Экономический и одновременно политической — иностранцам «Жигули» за копейки можно, много и сразу, а трудящимся СССР — нет, нельзя. Только дорого и по очереди, на много лет вперёд.

Читайте также
Беспилотник "Роман Абрамович" наверняка окажется эффективным оружием Беспилотник «Роман Абрамович» наверняка окажется эффективным оружием Все современные системы ПВО рассчитывались вовсе не для борьбы с копеечными дронами, и потому даже сверхуспешная их работа — сплошной убыток

По сути, сейчас происходит то же самое, только уже без какой-либо политической окраски. Чистая экономика. Типа «АвтоВАЗ» зарабатывает деньги, расширяет экономическое сотрудничество со всякими разными странами. Эти страны, правда, либо не в курсе, либо особо того не желают. Цены на внешних рынках придётся снижать, причём в разы.

И опять та же самая история: россиянам «Гранту» за 300 тысяч рублей не продадут, а эфиопам или таджикам — да без проблем. С Ираном вряд ли чего-то получится, но если таки пустят в страну, цены придётся снижать ещё сильнее. По означенным выше причинам.

Зачем гражданину Соколову сей финт ушами, зачем вгонять завод в дополнительные убытки? «АвтоВАЗ» и так должен колоссальные 100 млрд рублей, сумма неуклонно растёт. Или кому-то кажется, что растёт медленно, нужно процесс ускорить?

Может и получится, причём не только при помощи прямых убытков от продаж. Проблема в том, что конвейер в Тольятти в любой момент может встать по причине отсутствия комплектующих, та же «Веста», которой хотят торговать в Иране, более чем на 70% собрана из привозных компонентов.

А срыв поставок авто — это колоссальные штрафы, миллиарды и десятки миллиардов рублей на наши деньги. Так всё и задумано?

Последние новости
Цитаты
Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня