Все «отвёрточные производства» автомобилей в РФ вскоре закроются, собственно, данный процесс уже вовсю идёт. Из так называемых «иностранных инвесторов» остались только китайцы, а им банально невыгодно собирать крошечные по меркам КНР партии машин в нашей стране.
«Мы можем в том же автопроме иметь не много, как раньше, а два-три больших, конкурентоспособных и рентабельных завода с высокой локализацией», — заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников.
К чему бы это? Вроде как ещё вчера власти вовсю трубили о всевозможных «совместных проектах» с пресловутыми «иностранными инвесторами», а теперь такой вот крутой поворот. Увы, в данном случае все очень просто: эти самые иностранцы, которые нынче представлены только бизнесом из Китая, не желают иметь какие-либо производства на территории РФ.
Не потому, что китайцы такие плохие, они рациональные — это банально невыгодно, особенно в текущей ситуации на российском авторынке. Продажи катастрофически падают, прогнозы на 2025 год самые пессимистические.
«Следующий год и для авторынка, и для автопроизводителей станет более сложным, чем текущий. Продолжает усиливаться внешнее санкционное давление, отрасли необходимо подстраиваться под стремительно меняющийся макроэкономический климат. К концу этого года мы отмечаем признаки постепенного замедления динамики спроса, сокращается рынок автокредитования, снижается потребительская активность», — говорит глава Минпромторга Антон Алиханов.
Эксперты уже рассуждают о самом настоящем крахе российского авторынка. Особенно это касается продаж дорогих легковушек и кроссоверов, народ активно пересаживается на подержанные иномарки.
С точки зрения практичности это в разы выгодней нежели покупка нового «китайца», не говоря уже о продукции «АвтоВАЗа», цены на которую завышены в разы.
Те «отвёрточные производства», которые ещё действуют, переживают не самые лучшие времена. Это если выражаться цензурными словами…
«Помните, были сообщения, что завод перезапустился 1 августа? Это не так. Более-менее устойчиво он начал работать с октября. Интересно, что примерно 500 первых машин сделали из… готовых Chery. Вот буквально: из Китая приехали полностью собранные машины, их чуть подразобрали — и собрали заново. Сейчас из контейнеров достают отдельно собранный кузов с силовым агрегатом, подвеску, систему выпуска и колёса.
Сами работники завода не понимают в чём смысл такой деятельности. Перспектив запуска полноценного конвейера не просматривается, окрасочный и сварочный цеха законсервированы и в 2025 году их расконсервация не планируется. Зарплата тех, кто перешёл в АГК не растёт, застыв на уровне 60−70 тысяч рублей в месяц. Все накопительные площадки завода АГР/АГК (бывший Volkswagen) в Калуге заставлены свежесобранными Chery", — повествует об уведенном автоэксперт, ведущий Telegram-канала «Русский автомобиль» Сергей Цыганов.
Нужен ли этот жульнический балаган китайцам? Ответ, в общем-то, очевиден. Налицо дополнительные издержки, всё производство убыточно. Планы собрать до конца 2024-го аж 70 тысяч авто с треском провалились, скрутят в десять раз меньше. Но даже эти машины рынку нынче не нужны, с большим избытком хватает и тех, которые просто импортировали, в целом виде.
Независимый автоэксперт Олег Мосеев оценивает запасы автомобилей китайских брендов на конец года в 360 тыс. штук без учета параллельного импорта. К переизбытку, по его словам, привели изначально завышенные планы китайских автоконцернов по поставкам на российский рынок. Плюс машины привезли с запасом перед повышением утильсбора и не предсказали падение рынка, начиная с ноября.
Есть и иной момент, политический. Недавно власти Поднебесной «настоятельно не рекомендовали» своим автопроизводителям открывать какие-либо производства за границей, в том числе в РФ. По причине внешнеполитической нестабильности. И с этим сложно не согласиться.
Перспективные проекты также «поставлены на паузу». Вечную. Так, сборка в Шушарах «чисто российского автомобиля Aurus» из китайских компонентов отменяется. Первые партии этих скрепных лимузинов колхозили из немецких компонентов, после начала СВО таковых не стало.
«До конца года запустим производство автомобилей Aurus на бывшем заводе Toyota в Санкт-Петербурге, площадка уже передана автопроизводителю», — оптимистично вещал в начале мая 2024-го тогдашний руководитель Минпромторга Денис Мантуров.
Автопроизводитель — это китайский FAW. То, что планировали «собирать», то есть прикручивать на некий китайский лимузин шильдики, политкорректно называли «рестайлинговой версией» Aurus. Несмотря на то, что ничего общего между машинами нет.
Впрочем, это не более чем рассуждения о несбывшемся, возиться с данным проектом в FAW не захотели. «Выхлоп» минимальный, а головной боли масса. К тому же общение с вороватыми российскими чиновниками, которые норовят «поучаствовать» в любом бизнесе — еще то удовольствие. Подобных персонажей в КНР ставят к стенке. Противно, однако…
Судя по всему, вскоре закроется и знаменитый калининградский «Автотор», там всё очень плохо с реализацией собранной продукции. «Отвёртка» по электромобилям Evolute, которым прикручивают колёса в Липецке, тоже на последнем издыхании, а по некоторым данным она даже остановлена.
С «отвёрточными производствами» всё понятно, да и с теми самыми двумя-тремя заводами с высокой долей локализации, увы, тоже. Новых производств автокомплектующих в России не появляется, более того, отечественные заводы отлучают от конвейера в пользу импортных поставщиков.
Здесь можно говорить о целенаправленном уничтожении остатков российского автопрома, хотя ситуацию можно развернуть на 180 градусов практически моментально. Но то ли «мозговых усилий» не хватает, то ли воли и желания что-то серьезно менять. По накатанной колее министрам ехать проще.