Граждане РФ практически перестали ездить на СТО официальных дилеров (ОД), их обороты сильно упали — так ситуацию описывает официальная статистика. Картина лишь отчасти верная — с учетом, что этих самых ОД по сути практически не осталось, система уже на последнем издыхании. А налоговые новации вскоре добьют последних легальных участников рынка.
Всего около 8% - такая доля услуг по техобслуживанию и ремонту авто приходится на ОД, причём данная цифра посчитана как-то криво. Из 1 трлн рублей, которые россияне в 2024 года оставили в автосервисах, «официалы» оказали услуг на 47,3 млн рублей, то есть на 4,7%. Но и это очень неверная оценка.
Отраслевые специалисты давно отмечали, что реальные цифры оборотов автосервисного рынка минимум в 2−3 раза расходятся с официозом, причём неучтенка постоянно увеличивается. 70−80% СТО в серой зоне, по «национальным» автосервисам — все 100%. Это как те самые суслики — они есть, но их на бумагах не видно.
Большая часть небольших авторемонтных предприятий работает по так называемой патентной системе налогообложения, однако она подразумевает, что доходы (денежные поступления) не должны превышать 60 млн рублей в год. 5 млн рублей в месяц с учётом стоимости запчастей, которые нынче практически по их цене в золоте — это курам на смех. Участники рынка ещё год назад пытались это урегулировать, поднять лимиты, но власти оказались глухи к чаяниям ремонтников.
Тем крупным компаниям, кто работает легально, нынче вообще не позавидуешь — с 1 января им подняли налог на прибыль, и быть «белыми и пушистыми» становится попросту невыгодно.
«Мы считаем, что налоговые изменения приведут к большему развитию неофициального рынка автосервисов, так как повышение налогов коснутся в первую очередь налогоплательщиков — официальных дилеров и сервисов», — предупреждает вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Григорьев.
С учётом уже перечисленной специфики означенную выше цифру стоит скорректировать до 1,5−2%, а то и меньше. Да и самое понятие ОД нынче нуждается в уточнении.
Если речь идёт про иностранного автопроизводителя, то его официальное присутствие на рынке РФ подразумевает наличие не менее официального представительства, опять-таки официальных поставок транспортных средств и официального централизованного склада оригинальных запчастей.
После начала СВО всего этого в нашей стране больше нет, единственное исключение — Honda, да и там японцы вынуждены шифроваться.
Тем не менее что-то типа представительства есть, склад имеется, ОД вроде как тоже. Но данные машины (и мотоциклы) очень дороги, официальные СТО тоже мало кому по карману, равно как и запчасти — на стороне их можно купить значительно дешевле. Посему данную компанию стоит вывести за скобки.
Ситуация с автомобилями из Поднебесной очень неоднозначная. Вроде как поставки официальные, но с представительствами как-то не очень.
«ООО „ДЖИЛИ-МОТОРС“ является дочерним предприятием Geely International Corporation и эксклюзивным дистрибьютором марки Geely в России. При этом ООО „ДЖИЛИ-МОТОРС“ не предлагает продукты и услуги конечным потребителям, но организует поставки в дилерскую сеть автомобилей Geely, оригинальных запчастей и различных аксессуаров, обеспечивает сертификацию, поддерживает гарантию, обучение и различные сервисы, снабжает дилерскую сеть специальной технической документацией и специнструментом», — говорится на сайте компании.
То есть всего-навсего дистрибьютор, понятие «официальное представительство», привычное нам по ещё недавним временам, отсутствует. Но главное в ином: эти самые дилеры не названы официальными, а «поддерживает гарантию» не означает, что компания по ней отвечает.
Кстати, если кто не забыл: официальные представительства иностранных автоконцернов как раз работали с «конечным потребителями», туда можно было обратиться не только с претензиями на работу ОД, но и решить проблему с запчастями. Если чего-то на складе не было, «центральный российский офис» пинал того или иного ОД, удобного вам, деталь заказывали и доставляли. Проверено неоднократно, в томим числе на личном опыте!
Почему выбрана такая модель работы? А тут всё предельно просто: Россия не является для автопрома КНР значимым рынком, основные поставки идут в США и Евросоюз. Вот там всё чётко — в каждой стране своё официальное представительство, которое отвечает по обязательствам компании, прежде всего по гарантии и фирменному обслуживанию. Имеются центральные склады запчастей и прочая инфраструктура. Иначе никак, бизнес нужно вести цивилизованно, в противном случае местные власти его закроют.
Как известно, с запчастями для китайских авто в РФ до сих пор большие проблемы, этой самой «специальной технической документации» нет, да и с гарантией всё очень неоднозначно.
Данную проблему в прошлом году поднимал даже российский Центробанк, но воз и ныне там. Всего этого и не будет — китайцы опасаются вторичных санкций — что их машинам закроют рынки Штатов и ЕС. Поэтому выбран такой вот обходной вариант. Вроде как они на рынке есть, но официально их тут нет.
То есть стоит говорить о том, что никаких таких ОД китайских автомобильных марок в России в принципе нет. Что остаётся? «Официалы» наших компаний — «АвтоВАЗа» и УАЗа.
Добавим сюда же и ГАЗ, всё-таки «ГАЗель» считается машиной категории «В», хотя это и коммерческий транспорт.
Ездят ли туда граждане на ТО? Наверное таковые есть. Но очень уж смущает вышеозначенная цифра в 47 млн рублей. Могли ли столько оставить в как бы официальных техцентрах владельцы китайских авто?
Да, цифра похожа на правду, особенно учитывая то, что независимые автосервисы стараются не брать в работу авто из КНР, а у людей есть ещё какие-то иллюзии по поводу гарантии. Но тогда получается, что на СТО ОД российских автозаводов не приезжали и вовсе! Хотя как раз тут с официальностью всё в порядке.
А как же тогда миллионы владельцев «жигулей» всех моделей, УАЗиков и «Волг» с «ГАЗельками»? Почему они не ездят к ОД, а отправляются чинить-обслуживать машину в гараж к дяде Васе? Надо полагать, счастья своего не понимают — других разумных объяснений нет.
До 2022 года, когда в РФ работали официальные представительства иностранных автоконцернов — точно по такой же схеме, как и во всех других странах мира — и у них имелись столь же официальные дилеры. Которые зарабатывали очень прилично, доходы ОД и независимых СТО в целом были равны.
Потому, что там были действительно «оригинальные» запчасти, фирменное оборудование и программное обеспечение. Да, дорого, очень, но было. Сейчас всего этого нет, равно как и ОД.