Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Бизнес в России
16 января 20:33

Авторынок: При словах «официальный дилер» фоном звучит похоронный марш

Фирменного автосервисного обслуживания РФ фактически не осталось

4447
Авторынок: При словах «официальный дилер» фоном звучит похоронный марш
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

Граждане РФ практически перестали ездить на СТО официальных дилеров (ОД), их обороты сильно упали — так ситуацию описывает официальная статистика. Картина лишь отчасти верная — с учетом, что этих самых ОД по сути практически не осталось, система уже на последнем издыхании. А налоговые новации вскоре добьют последних легальных участников рынка.

Всего около 8% - такая доля услуг по техобслуживанию и ремонту авто приходится на ОД, причём данная цифра посчитана как-то криво. Из 1 трлн рублей, которые россияне в 2024 года оставили в автосервисах, «официалы» оказали услуг на 47,3 млн рублей, то есть на 4,7%. Но и это очень неверная оценка.

Отраслевые специалисты давно отмечали, что реальные цифры оборотов автосервисного рынка минимум в 2−3 раза расходятся с официозом, причём неучтенка постоянно увеличивается. 70−80% СТО в серой зоне, по «национальным» автосервисам — все 100%. Это как те самые суслики — они есть, но их на бумагах не видно.

Читайте также
Русская «машина смерти» – насколько реально? Русская «машина смерти» — насколько реально? Вооружённым силам РФ нужен шустрый и надёжный пикап, и изобретать велосипед тут нет смысла

Большая часть небольших авторемонтных предприятий работает по так называемой патентной системе налогообложения, однако она подразумевает, что доходы (денежные поступления) не должны превышать 60 млн рублей в год. 5 млн рублей в месяц с учётом стоимости запчастей, которые нынче практически по их цене в золоте — это курам на смех. Участники рынка ещё год назад пытались это урегулировать, поднять лимиты, но власти оказались глухи к чаяниям ремонтников.

Тем крупным компаниям, кто работает легально, нынче вообще не позавидуешь — с 1 января им подняли налог на прибыль, и быть «белыми и пушистыми» становится попросту невыгодно.

«Мы считаем, что налоговые изменения приведут к большему развитию неофициального рынка автосервисов, так как повышение налогов коснутся в первую очередь налогоплательщиков — официальных дилеров и сервисов», — предупреждает вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Григорьев.

С учётом уже перечисленной специфики означенную выше цифру стоит скорректировать до 1,5−2%, а то и меньше. Да и самое понятие ОД нынче нуждается в уточнении.

Если речь идёт про иностранного автопроизводителя, то его официальное присутствие на рынке РФ подразумевает наличие не менее официального представительства, опять-таки официальных поставок транспортных средств и официального централизованного склада оригинальных запчастей.

После начала СВО всего этого в нашей стране больше нет, единственное исключение — Honda, да и там японцы вынуждены шифроваться.

Тем не менее что-то типа представительства есть, склад имеется, ОД вроде как тоже. Но данные машины (и мотоциклы) очень дороги, официальные СТО тоже мало кому по карману, равно как и запчасти — на стороне их можно купить значительно дешевле. Посему данную компанию стоит вывести за скобки.

Ситуация с автомобилями из Поднебесной очень неоднозначная. Вроде как поставки официальные, но с представительствами как-то не очень.

«ООО „ДЖИЛИ-МОТОРС“ является дочерним предприятием Geely International Corporation и эксклюзивным дистрибьютором марки Geely в России. При этом ООО „ДЖИЛИ-МОТОРС“ не предлагает продукты и услуги конечным потребителям, но организует поставки в дилерскую сеть автомобилей Geely, оригинальных запчастей и различных аксессуаров, обеспечивает сертификацию, поддерживает гарантию, обучение и различные сервисы, снабжает дилерскую сеть специальной технической документацией и специнструментом», — говорится на сайте компании.

То есть всего-навсего дистрибьютор, понятие «официальное представительство», привычное нам по ещё недавним временам, отсутствует. Но главное в ином: эти самые дилеры не названы официальными, а «поддерживает гарантию» не означает, что компания по ней отвечает.

Кстати, если кто не забыл: официальные представительства иностранных автоконцернов как раз работали с «конечным потребителями», туда можно было обратиться не только с претензиями на работу ОД, но и решить проблему с запчастями. Если чего-то на складе не было, «центральный российский офис» пинал того или иного ОД, удобного вам, деталь заказывали и доставляли. Проверено неоднократно, в томим числе на личном опыте!

Почему выбрана такая модель работы? А тут всё предельно просто: Россия не является для автопрома КНР значимым рынком, основные поставки идут в США и Евросоюз. Вот там всё чётко — в каждой стране своё официальное представительство, которое отвечает по обязательствам компании, прежде всего по гарантии и фирменному обслуживанию. Имеются центральные склады запчастей и прочая инфраструктура. Иначе никак, бизнес нужно вести цивилизованно, в противном случае местные власти его закроют.

Как известно, с запчастями для китайских авто в РФ до сих пор большие проблемы, этой самой «специальной технической документации» нет, да и с гарантией всё очень неоднозначно.

Данную проблему в прошлом году поднимал даже российский Центробанк, но воз и ныне там. Всего этого и не будет — китайцы опасаются вторичных санкций — что их машинам закроют рынки Штатов и ЕС. Поэтому выбран такой вот обходной вариант. Вроде как они на рынке есть, но официально их тут нет.

То есть стоит говорить о том, что никаких таких ОД китайских автомобильных марок в России в принципе нет. Что остаётся? «Официалы» наших компаний — «АвтоВАЗа» и УАЗа.

Читайте также
Плохо работаете: Председатель Госдумы Володин бросил вызов министрам Плохо работаете: Председатель Госдумы Володин бросил вызов министрам Антон Орлов: Когда видный единоросc, являющийся четвертым человеком в стране, критикует правительство — в этом есть интрига

Добавим сюда же и ГАЗ, всё-таки «ГАЗель» считается машиной категории «В», хотя это и коммерческий транспорт.

Ездят ли туда граждане на ТО? Наверное таковые есть. Но очень уж смущает вышеозначенная цифра в 47 млн рублей. Могли ли столько оставить в как бы официальных техцентрах владельцы китайских авто?

Да, цифра похожа на правду, особенно учитывая то, что независимые автосервисы стараются не брать в работу авто из КНР, а у людей есть ещё какие-то иллюзии по поводу гарантии. Но тогда получается, что на СТО ОД российских автозаводов не приезжали и вовсе! Хотя как раз тут с официальностью всё в порядке.

А как же тогда миллионы владельцев «жигулей» всех моделей, УАЗиков и «Волг» с «ГАЗельками»? Почему они не ездят к ОД, а отправляются чинить-обслуживать машину в гараж к дяде Васе? Надо полагать, счастья своего не понимают — других разумных объяснений нет.

До 2022 года, когда в РФ работали официальные представительства иностранных автоконцернов — точно по такой же схеме, как и во всех других странах мира — и у них имелись столь же официальные дилеры. Которые зарабатывали очень прилично, доходы ОД и независимых СТО в целом были равны.

Потому, что там были действительно «оригинальные» запчасти, фирменное оборудование и программное обеспечение. Да, дорого, очень, но было. Сейчас всего этого нет, равно как и ОД.

Последние новости
Цитаты
Юрий Крупнов

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития

Борис Долгов

Ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня