Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Китай сделал Volkswagen предложение, от которого невозможно отказаться

На кону три автозавода в Евросоюзе — два в Германии, один в Бельгии

8094
Китай сделал Volkswagen предложение, от которого невозможно отказаться
Фото: DPA/picture-alliance/ТАСС

Судьба заводов концерна Volkswagen AG, которые планируется закрыть, может оказаться очень интересной. Предприятиями заинтересовались китайцы и, теоретически, есть вероятность появления на немецкой земле филиалов автопрома Поднебесной. Однако при таком сценарии давление на промышленность Германии вырастет ещё сильней. Правда, есть ещё «большой брат», решения будут принимать в Вашингтоне.

«Китай ввёл ряд мер по открытости для создания новых деловых возможностей для иностранных компаний. Мы надеемся, что немецкая сторона также проявит открытость и обеспечит честную, справедливую и недискриминационную деловую среду для инвестиций китайских компаний», — заявил представитель МИД Китая агентству Reuters.

Читайте также
В автопроме России не хватает ключевого компонента – когда появится, мы станем великой державой В автопроме России не хватает ключевого компонента — когда появится, мы станем великой державой Импортозамещение по-американски нам не светит

Речь идёт о трёх заводах VAG, которые вскоре будут закрыты — один в Дрездене, второй в Оснабрюке, третий в соседней Бельгии. В первую очередь китайцев интересуют предприятия на территории самой ФРГ, причём первый — в Дрездене — может перейти в их собственность уже в этом году. Предприятие в Оснабрюке собираются закрыть через пару лет, по поводу бельгийского филиала есть варианты.

Все означенные заводы ориентированы на выпуск электромобилей, а этот проект с треском провалился — в условиях углеводородной энергетики данные транспортные средства просто нерентабельны. С должной периодичностью появляются всё новые и новые скандальные факты на сей счёт, между тем атомная энергетика в Евросоюзе по-прежнему под запретом. Электромобили VAG и прочих производителей никто не покупает, они заполонили автостоянки, проблема прогрессирует.

Но ведь некто не мешает потом — после покупки — перепрофилировать производства. Мой актив, что хочу, то и делаю. И вместо никому не нужных электрических пепелацев начать собирать нормальные автомобили. Естественно, подобный вариант в Германии тоже рассматривается. И ничего хорошего местному автопрому он не сулит.

Поэтому сейчас пойдёт торг — «перетягивание каната». Причём позиции Берлина тут явно более слабые, Пекин на это уже тонко намекнул. Значительная доля автокомплектующих, из которых производятся немецкие авто, сделана в КНР, причём не только у VAG, но и у BMW, Opel и Mercedes-Benz.

Без привозных комплектующих конвейеры моментально остановятся и все компании разорятся. Сила тут на стороне китайцев.

Германии ответить нечем, немцы уже фактически передали КНР передовые автомобильные технологии, построив там свои заводы. С полной локализацией — иного местные власти не приемлют, это вам не Россия. В общем-то всё, больше они китайцам не особо интересны. Разве что только как рынок сбыта своей продукции.

Немецкие профсоюзы уже против, так как все понимают — местных рабочих на китайские заводы нанимать не станут. Вокруг каждого предприятия тут же появится свой «Chyna town», а безработица вырастет.

Подобную опасность понимают и в других странах, причём противодействие уже идёт. В канун католического Рождества власти Бразилии остановили строительство автозавода китайской компании BYD. Предлог был выбран совершенно «высосанный из пальца», но это уже никого не волнует — стройка встала и вряд ли возобновится.

Неожиданно, китайцы просчитались? Нет, вполне ожидаемо, хотя да, стратегические просчёты налицо. Ещё осенью 2024 года министерство торговли Китая предупредило своих автопроизводителей о рисках зарубежных инвестиций. Но, как оказалось, поздно, и не совсем точно. Латинская Америка в «чёрном списке» не фигурировала, речь шла только про Турцию, Россию, Евросоюз в целом, Индию и Таиланд.

Бразилия суверенное государство — в отличии от ФРГ. В Германии стоят американские военные базы, а местных канцлеров утверждают в Вашингтоне. Не говоря уже о том, что все экономические решения принимаются в Белом доме. Запрет атомной энергетики в Германии, переориентация немецкого автопрома на заведомо провальные автомобили — всё это повелели осуществить властям ФРГ оттуда, из-за океана.

Читайте также
Регистрация автомобилей: идем на обгон западных демократий Регистрация автомобилей: идем на обгон западных демократий Правила упростили, но владельцам «ласточек» надо быть внимательнее

Точно так же будет и в случае с китайцами. Сами американцы сейчас приглашают к себе компании из Поднебесной, одновременно угрожая тем, что могут в любой момент закрыть импорт автомобилей из КНР. Какой в этом смысл? А он есть: в случае каких-либо серьёзных трений Вашингтона с Пекином все эти активы тут же станут американскими.

В Штатах при необходимости очень вольно обходятся с правами собственности, достаточно вспомнить историю с GM. Частная компания была национализирована, потом власти произвели её оздоровление и… продали совсем другим инвесторам. Причём никто не вякнул! То есть вякнули, конечно, но очень тихо, и быстро заткнулись. Дабы не получить по голове.

Американцам сильный немецкий автопром ни к чему, ровно как и мощная промышленность Германии в целом. Поэтому, с высокой долей вероятности, из Вашингтона последует команда дать китайским инвестициям «зелёный свет».

В свою очередь власти КНР готовы в данном случае отменить вышеозначенный запрет организовывать производства в других странах. Ведь это прямой выход на рынок ЕС, уже как местный производитель, то есть не нужно будет платить ввозные пошлины (30−100%). Выгодно!

Немцам, напротив, невыгодно, но их никто спрашивать не станет. Геополитика, однако. В которой они не являются игроком, ФРГ не более чем ведомая фигура на мировой шахматной доске. Которой в любой момент можно (и нужно) пожертвовать.

Последние новости
Цитаты
Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Юрий Крупнов

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня