Проблему недостаточных выплат по ОСАГО собираются решить, во всяком случае, декларируется именно это. На серьёзную реформу системы «автогражданки» никто не замахивается — как обычно, предлагаются полумеры, по сути косметика. Впрочем, даже такая ничтожная коррекция законодательства вряд ли состоится, страховщики вообще не готовы делиться изъятыми у народа деньгами.
В Госдуму внесён законопроект, предусматривающий рост выплат про ОСАГО. Прогресс? Да как сказать…
«Предлагается внести изменения в федеральный закон „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“, согласно которым страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, устанавливается в размере 650 тыс. рублей в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, и 520 тыс. рублей в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Сейчас выплачивают соответственно 500 тысяч рублей и 400 тысяч рублей, то есть прибавка небольшая — всего 30%. Рост цен на запчасти за последние три года составил 200−300% в зависимости от позиции, а порой и больше. Посему иначе, чем имитацией бурной деятельности, сей законопроект назвать сложно. Но хотя бы так.
Его автор — глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР), то есть налицо «непрофильный» депутат. В чём-то это даже хорошо. Так, парламентарий посчитал (или ему посчитали, не важно), что рост выплат на 30% страховые компании (СК) легко потянут и без увеличения базовых тарифов.
Согласно данным Центробанка, за январь-сентябрь 2024 года страховщики получили 242,7 млрд рублей премий по ОСАГО, а выплатили по автогражданке всего 147,3 млрд рублей. То есть прибыльность этого вида страхования зашкаливает, и из социального проекта он превратился в самую настоящую кормушку для СК.
При таких сверхприбылях можно смело увеличивать размер выплат вдвое или хотя бы на 80−90%. Тогда дебет с кредитом сойдётся, и система обретёт тот самый вид, который декларировался при её создании — все собранные деньги уходят на компенсацию ущерба пострадавшим. Пока же львиную часть средств забирают страховщики.
В принципе, в данной системе СК вообще лишние. Учёт ДТП ведёт ГАИ, и при МВД можно создать структуру, которая станет выписывать водителям государственные полисы «автогражданки». Современные информационные технологии позволяют всё это осуществить с минимумом человеческого труда, то же е-ОСАГО уже очень широко распространено.
Завязать всё на тот же портал «Госуслуги», в целом тут нет никакой фантастики — при желании проект реализуется за полгода, а то и быстрей. База данных страховой отрасли становится «казённой», в целом дело техники, не более того.
Воровать, конечно, будут и тут, но гораздо меньше. В настоящий момент все водители расценивают «автогражданку» исключительно как частный налог, которым олигархи обложили граждан. И ситуация с поборами тут продолжает неуклонно ухудшаться. В конце прошлого года СК захотели ввести так называемые свободные тарифы по ОСАГО — драть за полисы столько, сколько они пожелают. Пока не получилось. Но именно что пока…
С ремонтом при помощи подержанных запчастей пока тоже не вышло, но и тут процесс идёт. Зато страховщикам недавно удалось пролоббировать «коррекцию» коэффициентов. Теперь ОСАГО на грузовик обойдётся на 20% дороже, да и во многих регионах вся «автогражданка» в целом тоже.
Зачем? Затем, что СК опять мало денег, хотя всем понятно, что система насквозь коррупционная — об этом уже не стесняются говорить на высоком уровне. И как-то реформировать отрасль, по сути, не имеет смысла, её просто стоит разрушить. Точнее, просто отобрать ОСАГО, а дальше — пусть страховщики трепыхаются как могут.
Смогут скорее всего недолго, прибыль приносит только «автогражданка». С КАСКО проблемы начались ещё два года назад, сейчас эти полисы берут вообще единицы. Кто не верит — зайдите в любой филиал какой-нибудь СК и посидите в очереди, понаблюдайте. Будете удивлены — кроме ОСАГО никто ничего не оформляет. Так как везде сплошной обман: деньги возьмут, но в случае страхового случая по полису любого типа вам выплатят сущие копейки. Народ уже давно в курсе — и оформляет только то, что является обязательным, не более того.
Поэтому прожект Ярослава Нилова обречён — никто ничего повышать не станет. Лучше всего это иллюстрирует ситуация с добровольным страхованием автогражданской ответственности (ДСАГО). Это когда вы доплачиваете к ОСАГО некую сумму, покупая «спецполис». При ущербе до 400 (500) тысяч рублей выплаты идут по «автогражданке», если не хватает — СК доплачивает уже в рамках этого самого дополнительного договора. Как правило, «расширение» брали до миллиона рублей.
Увы, «расширенное ОСАГО» де-факто приказало долго жить ещё десять лет назад. По банальной причине — после более чем двукратного скачка курса доллара в 2014 году запчасти существенно подорожали, а платить реальные деньги в случае ДТП страховщики не хотят. Они вообще ничего не хотят платить, только продавать полисы, но что-то отдавать всё-таки пока приходится. Пока — ключевое слово.
Оформить полис ДСАГО у автора не получилось, несмотря на минимальный КМБ, то есть безаварийную езду, и очень большой водительский стаж. Формально данная страховка ещё кое-где продаётся, то есть «нюансы».
«Добровольное страхование гражданской ответственности доступно только нашим клиентам по договорам КАСКО, которые хотя бы два года не приносили компании убытков. К сожалению, на вашу машину полис КАСКО недоступен, она слишком старая. Поэтому и полис ДСАГО тоже», — таков бы стандартный ответ во всех СК. «Слишком старая» — это нынче более пяти лет.
Для справки: по данным аналитического агентства «Автостат» средний возраст легковых автомобилей в России превысил 15 лет ещё год назад. Более свежих цифр нет, но уверенно движемся к 16−17 годам и далее.
В большинстве компаний ДСАГО и вовсе нет — «к сожалению, оформить данный договор на данный момент не представляется возможным». Обычное ОСАГО всех страховщиков устраивает, ведь выплаты там копеечные, и можно мухлевать.