Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

ОСАГО: Страховые компании обирают автовладельцев, получая от них сверхдоходы

Почему добровольного страхования «автогражданки» в России практически не осталось

4636
ОСАГО: Страховые компании обирают автовладельцев, получая от них сверхдоходы
Фото: Bulkin Sergey/news.ru/Global Look Press

Проблему недостаточных выплат по ОСАГО собираются решить, во всяком случае, декларируется именно это. На серьёзную реформу системы «автогражданки» никто не замахивается — как обычно, предлагаются полумеры, по сути косметика. Впрочем, даже такая ничтожная коррекция законодательства вряд ли состоится, страховщики вообще не готовы делиться изъятыми у народа деньгами.

В Госдуму внесён законопроект, предусматривающий рост выплат про ОСАГО. Прогресс? Да как сказать…

«Предлагается внести изменения в федеральный закон „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“, согласно которым страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, устанавливается в размере 650 тыс. рублей в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, и 520 тыс. рублей в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Читайте также
Владимир Васильев о инаугурации: Грозит ли Трампу судьба Джона Кеннеди Владимир Васильев о инаугурации: Грозит ли Трампу судьба Джона Кеннеди Первый же указ — отмена 78 «вредоносных» распоряжений Джо Байдена

Сейчас выплачивают соответственно 500 тысяч рублей и 400 тысяч рублей, то есть прибавка небольшая — всего 30%. Рост цен на запчасти за последние три года составил 200−300% в зависимости от позиции, а порой и больше. Посему иначе, чем имитацией бурной деятельности, сей законопроект назвать сложно. Но хотя бы так.

Его автор — глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР), то есть налицо «непрофильный» депутат. В чём-то это даже хорошо. Так, парламентарий посчитал (или ему посчитали, не важно), что рост выплат на 30% страховые компании (СК) легко потянут и без увеличения базовых тарифов.

Согласно данным Центробанка, за январь-сентябрь 2024 года страховщики получили 242,7 млрд рублей премий по ОСАГО, а выплатили по автогражданке всего 147,3 млрд рублей. То есть прибыльность этого вида страхования зашкаливает, и из социального проекта он превратился в самую настоящую кормушку для СК.

При таких сверхприбылях можно смело увеличивать размер выплат вдвое или хотя бы на 80−90%. Тогда дебет с кредитом сойдётся, и система обретёт тот самый вид, который декларировался при её создании — все собранные деньги уходят на компенсацию ущерба пострадавшим. Пока же львиную часть средств забирают страховщики.

В принципе, в данной системе СК вообще лишние. Учёт ДТП ведёт ГАИ, и при МВД можно создать структуру, которая станет выписывать водителям государственные полисы «автогражданки». Современные информационные технологии позволяют всё это осуществить с минимумом человеческого труда, то же е-ОСАГО уже очень широко распространено.

Завязать всё на тот же портал «Госуслуги», в целом тут нет никакой фантастики — при желании проект реализуется за полгода, а то и быстрей. База данных страховой отрасли становится «казённой», в целом дело техники, не более того.

Воровать, конечно, будут и тут, но гораздо меньше. В настоящий момент все водители расценивают «автогражданку» исключительно как частный налог, которым олигархи обложили граждан. И ситуация с поборами тут продолжает неуклонно ухудшаться. В конце прошлого года СК захотели ввести так называемые свободные тарифы по ОСАГО — драть за полисы столько, сколько они пожелают. Пока не получилось. Но именно что пока…

С ремонтом при помощи подержанных запчастей пока тоже не вышло, но и тут процесс идёт. Зато страховщикам недавно удалось пролоббировать «коррекцию» коэффициентов. Теперь ОСАГО на грузовик обойдётся на 20% дороже, да и во многих регионах вся «автогражданка» в целом тоже.

Зачем? Затем, что СК опять мало денег, хотя всем понятно, что система насквозь коррупционная — об этом уже не стесняются говорить на высоком уровне. И как-то реформировать отрасль, по сути, не имеет смысла, её просто стоит разрушить. Точнее, просто отобрать ОСАГО, а дальше — пусть страховщики трепыхаются как могут.

Смогут скорее всего недолго, прибыль приносит только «автогражданка». С КАСКО проблемы начались ещё два года назад, сейчас эти полисы берут вообще единицы. Кто не верит — зайдите в любой филиал какой-нибудь СК и посидите в очереди, понаблюдайте. Будете удивлены — кроме ОСАГО никто ничего не оформляет. Так как везде сплошной обман: деньги возьмут, но в случае страхового случая по полису любого типа вам выплатят сущие копейки. Народ уже давно в курсе — и оформляет только то, что является обязательным, не более того.

Поэтому прожект Ярослава Нилова обречён — никто ничего повышать не станет. Лучше всего это иллюстрирует ситуация с добровольным страхованием автогражданской ответственности (ДСАГО). Это когда вы доплачиваете к ОСАГО некую сумму, покупая «спецполис». При ущербе до 400 (500) тысяч рублей выплаты идут по «автогражданке», если не хватает — СК доплачивает уже в рамках этого самого дополнительного договора. Как правило, «расширение» брали до миллиона рублей.

Читайте также
Авторынок: Если вашей машине меньше трёх лет – копите деньги, с вас могут дополнительно содрать до 1,5 миллионов Авторынок: Если вашей машине меньше трёх лет — копите деньги, с вас могут дополнительно содрать до 1,5 миллионов За все махинации с ввозом новых авто в Россию теперь отвечает покупатель

Увы, «расширенное ОСАГО» де-факто приказало долго жить ещё десять лет назад. По банальной причине — после более чем двукратного скачка курса доллара в 2014 году запчасти существенно подорожали, а платить реальные деньги в случае ДТП страховщики не хотят. Они вообще ничего не хотят платить, только продавать полисы, но что-то отдавать всё-таки пока приходится. Пока — ключевое слово.

Оформить полис ДСАГО у автора не получилось, несмотря на минимальный КМБ, то есть безаварийную езду, и очень большой водительский стаж. Формально данная страховка ещё кое-где продаётся, то есть «нюансы».

«Добровольное страхование гражданской ответственности доступно только нашим клиентам по договорам КАСКО, которые хотя бы два года не приносили компании убытков. К сожалению, на вашу машину полис КАСКО недоступен, она слишком старая. Поэтому и полис ДСАГО тоже», — таков бы стандартный ответ во всех СК. «Слишком старая» — это нынче более пяти лет.

Для справки: по данным аналитического агентства «Автостат» средний возраст легковых автомобилей в России превысил 15 лет ещё год назад. Более свежих цифр нет, но уверенно движемся к 16−17 годам и далее.

В большинстве компаний ДСАГО и вовсе нет — «к сожалению, оформить данный договор на данный момент не представляется возможным». Обычное ОСАГО всех страховщиков устраивает, ведь выплаты там копеечные, и можно мухлевать.

Последние новости
Цитаты
Александр Калинин (ФЗП)

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей

Тимофей Борисов

Политологу, германист

Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня