Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Военное обозрение
4 февраля 13:03

Форсировать Днепр нам, выходит, не на чем

По амфибийным автомобилям российская армия отброшена на уровень середины ХХ века

8821
На фото: ЗИЛ-49061 «Синяя птица»
На фото: ЗИЛ-49061 «Синяя птица» (Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС)

Научить автомобили плавать, а желательно одновременно с этим ещё и летать — данные мысли пришли в головы военным сразу после того, как в армиях мира массово появились первые транспортные средства. С конца XIX века и по сей день попытки создать некий универсальный транспорт по типу «на земле, в небесах и на море» не прекращаются, хотя и появилось осознание того, что не всё так просто. Частичное осознание…

Сделать корпус герметичным и приколхозить к конструкции некое устройство для движения по воде, гребное колесо или винт — идея автомобили-амфибии возникла практически одновременно сразу в нескольких странах. Правда, до 20-х годов ХХ века возможности соорудить нечто подобное отсутствовали, моторы были тяжёлые и маломощные.

Когда же таковая появилась, генералы сразу же затребовали плавающие танки — мобильные пулемётные точки. А пехота? Пехота пешочком, если же надо форсировать водную преграду — огрызок бревна в руки и вперёд.

Читайте также
The Eurasian Times: «Матрешки-убийцы» – страшный сон ВСУ наяву The Eurasian Times: «Матрешки-убийцы» — страшный сон ВСУ наяву Русские «Адмиралы» и «Пчелки» атакуют бандеровцев в глубоком тылу

Первыми плавающий танк сделали англичане, их воякам вдруг клюнуло в голову, что в случае очередного мятежа сипаев с борта корабля можно десантировать массу пулемётных бронемашин и они порубают индусов в капусту.

В компании Vickers-Armstrongs взяли под козырёк и довольно быстро выдали вполне работоспособный образец — Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank. Британские генералы восхитились, и… не приняли машину на вооружение.

Наши восхитились ещё больше, купили означенный танк — он до сих пор сохранился! — и скопировали. Уродцев наклепали более 2600 штук, идеологом всего этого безобразия был будущий маршал, «военный гений» Михаил Тухачевский. Развитием стала модель Т-38, их сделали ещё около 1500 единиц. Плавали танкетки чуть лучше утюга, но на воде худо-бедно держались.

Кстати, именно эти бронемашины пытались десантировать с самолётов, шутка про плавать и одновременно летать — увы, не шутка. Результат был соответствующим. Маршала вскоре поставили к стенке за попытку военного переворота, но и без этого тут хватало материалов на тему вредительства. Все попытки применить Т-37А и Т-38 в бою по прямому назначению заканчивались трагически.

Нормальный плавающий танк Т-40 — уже полностью отечественной разработки — сделали к 1940 году. Правда, по своему прямому предназначению машина тоже никогда не применялась, хотя уже со снятым водоходным оборудованием этот танк и его потомки внесли огромный вклад в Победу. Но это уже совсем другая история.

Параллельно в СССР разрабатывались и колёсные плавающие автомобили, но тоже по концепции бронетехники.

В парке «Патриот», где стоит тот самый Vickers-Carden-Loyd M1931 Amphibious Tank, можно увидеть и опытный плавающий броневик ПБ-4. По сути, «колёсный танк», на вооружение его не приняли — на воде его обгоняли даже лягушки. Были и иные подобные разработки, и в СССР, и в других странах.

В Германии тоже хватало прожектёров и прочих безумцев, но разум всё-таки возобладал. Немецкая промышленность не осилила сделать нормальный плавающий грузовик, поэтому водные преграды решили форсировать при помощи понтонного парка, тут в Вермахте всё было на высоте.

Тем не менее, плавающий автомобиль сделали — для Volkswagen Typ 82 Kübelwagen соорудили герметичный кузов, поставили туда водоходное оборудование и полный привод, получился знаменитый Typ 166 Schwimmwagen. Коих сделали аж 15 тысяч штук.

Машинка небольшая и вроде как смешная, в штатной комплектации есть даже небольшие вёсла — если моторчик сдохнет или для скрытного передвижения по воде. Но для рекогносцировки на местности, для доставки в тыл противника разведчиков и диверсантов — самое оно.

До 80 км/ч по шоссе, до 10 км/ч по воде, солидный (более 500 км без учёта канистр) запас хода, гениально простая конструкция и поразительная живучесть. После окончания войны Schwimmwagen ещё долго служили в армиях самых разных стран. Хватает их в музеях и сегодня, публике они очень нравятся.

Свой плавающий колёсный танк американцы тоже построили, отличился тот же самый Джон Кристи, который продал в СССР свою главную разработку — предка будущих БТ-2, БТ-5, БТ-7, да и Т-34 тоже. Точнее, это был скорее прожект, и развития он не получил — потенциальные заказчики интереса не проявили. Тема умерла.

Интерес многозвёздных генералов был в ином — требовалось средство доставки пехоты с кораблей на берег, а также для её переброски в условиях пересечённой местности, где много воды. США уже в 30-е годы вовсю лезли в Китай, Юго-Восточную Азию и прочие места Тихоокеанского региона, и столкновение с Японией тут было лишь делом времени.

Промышленность Штатов очень быстро выдала две замечательные машины — компактный Ford GPA и здоровенный шестиколёсный GMC DUKW-353.

Техника получилась практически вечной, кое-где эти транспортные средства эксплуатируются и по сей день, хотя уже на «гражданке».

По ленд-лизу попадали они и в Советский Союз, причём в приличных количествах. Амфибии оценили — и после войны скопировали, точнее, сделали отечественные автомобили «по образу и подобию — соответственно ГАЗ-46 МАВ и БАВ-485 (он же ЗИЛ-485).

Кстати, «клоны» получились намного лучше прототипов. Прослужили они аж до распада СССР, когда в рамках «оптимизации» армии были зачем-то отправлены на слом. Хотя альтернатив им так и не появилось.

Читайте также
Увидят ли россияне Трампа на Красной площади 9 мая Увидят ли россияне Трампа на Красной площади 9 мая Президенту США политически выгодно принять приглашение Москвы, а уж какая компания соберется на Мавзолее!

В 60-е годы ХХ века советские генералы решили, что новые грузовики-амфибии им ни к чему. БРДМ худо-бедно плавает, БТРы и БМП тоже, а для всего остального хватает МАВ и БАВ. Предложения промышленности отклонялись, хотя разработки были очень интересные.

А Горьком сделали восьмиколёсный универсальный колёсный транспортёр ГАЗ-44, он вёз пять тонн и имел здоровенную грузовую платформу. В версии с дизельным мотором ЯМЗ-740 пробег на одной заправке превышал 1000 километров. Плавала амфибия шустро — стояли два водомёта, а по суше просто летала. По сравнению со своим заокеанским конкурентом Ford M656, который умел грести только колёсами, это был самый настоящий космолёт. Элементы подвески авто были унифицированы с БТР-70. Но военные не заинтересовались, и проект закрыли.

«Синюю птицу» ЗИЛ-49061 — шестиколёсный плавающий автомобиль для поиска космонавтов — тоже изначально делали для армии. Но и тут амфибийная платформа (в одной из версий она называлась ЗиЛ-135П «Дельфин») армейцев не заинтересовала. Плавающий «Урал» с колёсной формулой 6×6 и 8×8 им тоже оказался неинтересен, хотя до начала 90-х у англичан (и не только!) стоял на вооружении плавающий грузовик Alvis Stalwart. У штатников и сегодня в строю амфибийный грузовик LARC-V.

Плавающий транспортёр переднего края ЛуАЗ-967 на вооружение приняли, а «русский Schwimmwagen» ВАЗ-2122 «Река» на базе «Нивы» нет. Хотя его сделали именно по заказу военных, и машина явно удалась. Очень грустно.

Ульяновский автозавод тоже попытался поплавать и представил УАЗ-3907 «Ягуар» — по сути, тот же 469-й «козлик», которому сделали более-менее герметичный кузов и приспособили гребной винт. Генералы глянули, ужаснулись, и вроде как даже втихаря перекрестились. Уж больно страшен…

В российской армии есть плавающие БТР и БМП, имеются и гусеничные плавающие транспортеры ПТС-2. Всё это, конечно, хорошо, однако не отменяет и все прочие транспортные средства, в том числе амфибийные грузовики-транспортёры, с которыми у нынче беда.

Про какие-либо разработки ничего не слышно, да и разрабатывать, по сути, некому — ЗиЛа больше нет, ГАЗ решает свои коммерческие задачи, на «АвтоВАЗе» даже свою основную продукцию делают со скрипом. Между тем иностранцы не дремлют, время от времени появляется информация о всяких интересных машинах, в том числе тех, которые умеют плавать.

Может, опыт СВО подтолкнет наших военных к заказу современных амфибийных машин? Хотелось бы верить.

Последние новости
Цитаты
Сергей Аксенов

Журналист, общественный деятель

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня