![](/p/persons/4430/s-4430.jpg)
Рост цен на автозапчасти для иномарок и нехватка предложения по многим позициям — привычная картина последних трёх лет.
Напротив, с детальками на «нашемарки» до недавнего времени всё было довольно неплохо, хотя их стоимость тоже быстро росла. Но теперь и здесь возможны перебои — российские заводы испытывают огромные сложности с финансированием производства.
«Цены на запасные детали для автомобилей в России в этом году вырастут в среднем на 20%, при этом уже к лету некоторые детали будет трудно найти в продаже.
В связи с ростом стоимости кредитных средств некоторые компании — производители запчастей — не смогут совершить свои заказы в привычном объеме. Продукции будет выпущено меньше, поэтому к лету возникнет дефицит по некоторым позициям", — предупреждает директор сети автосервисов Fit Service Татьяна Овчинникова.
Как несложно догадаться, речь про заводы в РФ, которые просто не в состоянии сводить концы с концами при текущих ставках по банковским кредитам. Брать деньги в долг стало совершенно бесполезно, точнее, откровенно вредно — эти ссуды просто не окупить.
«Борьба с инфляцией путем повышения ключевой ставки до близких к рекордным уровней, может закончиться банкротством большинства предприятий», — ещё осенью 2024-го, при ставке в 19% годовых, предупреждал глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов.
Кстати, тогда же китайские финансовые власти, наоборот, снизили учётную ставку до исторического минимума в 3,1% годовых для кредитов на 12 месяцев и до 3,65% годовых для пятилетних займов. На январском заведении этот важнейший параметр был оставлен без изменения, так как данная политика показала свою эффективность — экономический рост увеличился.
Судя по всему, Россия и КНР живут в каких-то параллельных пространствах и альтернативных реальностях, где действуют совершенно разные законы природы. Не иначе как в Китае выпущенные из рук вещи не падают на пол, а взлетают к потолку, то же самое касается и процессов в экономике.
Там власти проводят последовательную политику на уменьшения стоимости финансовых ресурсов для своих производителей, у нас наблюдается прямо противоположное. Хотя цели и там, и там декларируются одинаковые. Вот только результаты почему-то совершенно разные…
В этой связи стоит вспомнить АвтоВАЗ, который почему-то вдруг стал резко переходить на импортные комплектующие при наличие отечественных. Получается абсурд: с одной стороны, предприятия душат дорогими кредитами, а с другой — автогигант не берет их продукцию.
Кстати, это касается не только монстра в Тольятти.
«Давайте на примере. Вот у меня на прилавке лежит передний правый тормозной суппорт от «ГАЗели» за номером 3302−3501136, «оригинал» от ГАЗа, в фирменной коробочке, сделано в Нижнем Новгороде. Как видите, стоит он 4100 рублей.
А вот его китайская копия Pravtpr.3302−3501136 за 3500 рублей, есть ещё Krenz GA43302 — всего 2700 рублей. Качество примерно одинаковое, у отечественной продукции оно тоже не особо на высоте, заметно, что сделано грубовато. Что предпочтёт потребитель? Да, кто-то непременно купит «оригинал», есть и такие. Но при прочих равных условиях в основном берут импортные детальки, они же их тут у меня не случайно лежат", — объясняет владелец подмосковного магазинчика по продаже запчастей к «нашемарками» Виктор.
Как же это так? Китайские запчасти, прибывшие за много тысяч километров, на которые уплачены таможенные пошлины и деньги за доставку — и дешевле российских. Картина печальная.
И так, увы, по всем запчастям и расходникам к авто отечественного производства — по причине конских ставок по кредитам себестоимость российской продукции сильно выросла, соответственно, и отпускные цены тоже. При этом торговцы запчастями уже жалуются на перебои с поставками со стороны отечественных заводов. Точнее, с оптовых фирм, которые реализуют их продукцию — по ряду ходовых позиций уже приходится довольно долго ждать поставок.
«До тех пор, пока мы не наберёмся смелости (а терять, в принципе, нам уже давно нечего), не снизим ставку до 5%, не проведем программу количественного смягчения для обеспечения инвестиций на 20−25 трлн рублей — мы не сможем запустить экономический рост. Все идеи с госинвестициями по импортозамещению, по созданию альтернативных экспортных и импортных каналов, развитие логистики и переработки — всё пойдет прахом. Не будет никакого экономического подъёма в стране с таким высоким по стоимости долгом», — ещё осенью 2022-го говорил миллиардер Олег Дерипаска.
Увы, тут он оказался прав. К олигарху можно относиться, как угодно, но он в экономике разбирается. Подъёма нет, наблюдается устойчивое движение к краю пропасти. А ведь тогда, когда он это предсказывал, ставка была в три раза ниже. То есть положение дел в промышленности не являлось настолько критическим.
«Китайские игроки не согласятся увеличивать локализацию и производство в России. Есть масса других рисков, которые удерживают их от этого, помимо вторичных санкций. В первую очередь то, что сам рынок маленький. Российский рынок — это миллион новых машин в год, половину из этого может производить АвтоВАЗ. Оставшиеся 500 тысяч — это капля в море, которую трудно окупить. Локализация — это инвестирование в производство, и для получения льгот эти инвестиции должны быть масштабными. Получается, ты должен много инвестировать, а окупаемость при таких объемах рынка будет измеряться десятилетиями», — объясняет экс-директор по развитию и работе с государственными органами компании «Скания-Русь» Вахтанг Парцвания.
То есть никто нам ничего не построит, это просто никому не нужно. Либо мы сами, либо — никак. Пока наблюдается именно второй вариант, причём со знаком минус. И градус проблем с каждым днём всё увеличивается. Да, поставки из КНР идут, но если встанут все российские заводы, в том числе по производству автокомпонентов — а это, как совершенно верно говорил Сергей Чемезов, весьма вероятно — в РФ наступит коллапс.
Как это не печально, но в сложившейся ситуации владельцам «жигулей» всех моделей, «ГАЗелек» и прочих «Волг» стоит запасаться запчастями. Купить парочку комплектов шаровых, рулевых наконечников, сцепление в сборе, прочих расходников для подвески и трансмиссии. Не факт, что завтра они будут в продаже.