
Парк легковых автомобилей РФ растёт, ежегодно он увеличивается более чем миллион машин. Правда, при этом он отнюдь не молодеет, наоборот, средний возраст транспортных средств устойчиво прибывает.
То же самое касается и такого показателя, как среднее время владения легковушкой — за последние полтора десятилетия оно увеличилось аж в два раза. Такими темпами большая часть российских автолюбителей превратятся во владельцев раритетов.
47,5 млн легковых автомобилей включая внедорожники и «газельки» всех производителей, которые также записаны в категорию «В» — таковы данные аналитического агентства «Автостат» на 1 января 2025 года.
«Жигулей» всех поколений и моделей больше всего — 28% (13,4 млн штук), но в общем зачёте лидируют иномарки. На первом месте корейский концерн Hyundai-Kia с результатом 5,4 млн, далее Toyota — 4,4 млн, потом VAG — 2,9 млн (Volkswagen 1,8 млн плюс Skoda 1,1 млн). До недавнего времени «бронза» с претензией на «серебро» была бы у Renault-Nissan — у каждой из марок по 2,2 млн шт. Однако единого франко-японского концерна больше нет, там произошёл «развод», поэтому считаем по-отдельности.
Годом ранее, 1 января 2024-го, легковушек было 46,36 млн штук, в начале 2023-го — 45,39 млн штук. То есть стабильно прибывает по миллиону в год, плюс-минус 100−150 тысяч.
Но как-то всё выгладит кривовато, если выражаться политкорректно. За 2024 года в РФ продали 1,6 млн новых авто плюс ввезли около 400 тысяч подержанных, в совокупности около двух миллионов. Годом ранее — 1,05 млн новых и 250 тысяч бэушных, то есть на 700 тысяч меньше. Но наблюдается этот же самый «плюс-минус миллион». Странно.
Резко разбогатевшие граждане массово избавлялись от «автохлама», отправляя его в утиль? Так вроде никто не богател, более 90% продаж шли на автокредиты. А старые авто народ продавал, чтобы частично покрыть ссуды.
К тому же тот самый «уверенный рост реальных располагаемых доходов населения» наблюдается только в бравурных отчётах Росстата. Так что никто свои старенькие машинки в чермет не отправляет, ни о чём подобным никто даже не слышал.
В пользу этого говорит и рост среднего возраста легковушек в РФ, сейчас он уже превысил 16 лет, годом ранее было на несколько месяцев меньше. Опять-таки доля продаж авто возрастом свыше 10 лет — в 2022 году на них пришлось 24% вторичного рынка, в 2023-м — 25%, а в 2024-м — уже 27%.
Растёт и средний срок владения машинами, с 2010 года он в России удвоился. Что, как несложно догадаться, является отличным индикатором этого самого «роста реальных располагаемых доходов населения». Денег на новые колеса у народа всё меньше и меньше, а цены на авто галопируют.
Статистика авторынка уже не вызывает доверия. Продажи новых авто растут — средний возраст автопарка увеличивается, падают — он растёт точно так же. Поэтому примем на веру, что нынче у граждан РФ около 50 млн легковушек, средний возраст которых приближается к 20 годкам. И в ходе операций купли-продажи идёт ротация — совсем старые, древние аппараты заменяются на просто старые. Но и «автохлам» тоже никто не выбрасывает, если он, конечно, с документами и стоит на учёте.
Автомобиль возрастом от двадцати лет — во многих странах это уже так называемый «янгтаймер», хотя чёткой границы тут нет. В нашей стране принято, что янгтаймер — это нечто из 90-х или старше, но выпуска после 1970 года. Всё, что имеет более почтенный возраст — олдтаймеры.
Янгтаймеров масса, мы их каждый день встречаем на дорогах, причём в последнее время они появляются всё чаще. Из «заначек» народ достаёт старенькие Mercedes, Toyota, BMW, Audi, Mitsubishi, Nissan, Chevrolet (в смысле настоящие, американские) и прочие иномарки родом их 90-х, а то и 80-х, восстанавливает — порой до аутентичного состояния! — и эксплуатирует.
Кстати, уже есть и корейцы — Hyundai Galloper первого поколения (дорестайлинг) тоже пользуется популярностью, так как это лицензионная копия Mitsubishi Pajero I. Да и просто красивая машина.
Несмотря на довольно большие вложения, дело это очень выгодное, ведь на выходе получается машина, которая прослужит ещё десяток-другой лет. Ни одна современная легковушка, особенно китайская, столько не проживёт. В утиль отправляется лишь совсем уж хлам, хотя и тут есть интересные нюансы. Нередко под документы стоящего на учёте авто привозится «донор», с которого перекидываются основные агрегаты, а порой даже и кузов (рама).
До уровня Кубы, где на ходу до сих пор действительно раритетные авто времён Батисты, мы, конечно, ещё не дошли, но на дорогах уже хватает авто, которые «за бугром» стоят сотни тысяч евро. Владельцы грамотно восстановленных Mercedes-Benz 190E 2.5−16 Evo II, BMW Е36 M3, отдельных модификаций Toyota Supra и прочих редких авто без преувеличения могут считать себя миллионерами. Пока рублёвыми, но до долларовых тут уже совсем недалеко.
Среднестатистический автолюбитель, конечно, подобным похвастать не может, у него 20-летняя легковушка в явно не коллекционном виде, хотя чаще всего а отличном техническом состоянии. Да и в целом этот не раритет. Ещё не раритет — скажем так, тут всё впереди.
Однако какой-нибудь Mitsubishi Lancer IX или Kia Rio I даст фору современным одноразовым пепелацам, которые к тому же продаются за совершенно несусветные деньги. Пока резервы в стране ещё есть — покатаемся на нормальных авто.