
2 апреля 2025 года может стать новым «судным днём» для японского автопрома — в США вступят в силу пошлины на ввоз в страну транспортных средств из Страны восходящего солнца. Судя по решительности Дональда Трампа, данный шаг обнулит поставки машин в Штаты, и тогда в Японии возникнет серьёзный профицит предложения. Которое вообще непонятно куда пристраивать.
Америке нужны ваши деньги — примерно так президент Дональд Трамп аргументировал свои намерения ввести новые пошлины на импорт автомобилей. Переносите их производство в США, то есть вкладывайтесь в развитие промышленности Штатов, и всё у вас будет хорошо. Разумно, логично, дальновидно.
В настоящий момент японцы продают на американском рынке около 4,5−5 млн авто в год, если пошлины в размере 25% будут введены, везти товар из Японии в США станет невыгодно. А это минус примерно 1,5 млн машин. На местные производства данные меры понятным образом не распространяются.
Toyota, Nissan и прочие компании имеют в США заводы, которые ежегодно производят более 3−3,5 млн легковушек, пикапов и прочих транспортных средств. Toyota Tacoma, Toyota Tundra, Nissan Titan, Nissan Maxima, Honda Pilot, Honda Ridgeline — эти и не только модели делают в Штатах, и там же продают.
Положим, Toyota компания богатая, самый крупный автопроизводитель в мире — за 2024 год выпущено 10,82 млн машин со всех странах. Однако просто так залезть в левый карман и случайно обнаружить там несколько миллиардов долларов на новый завод — так бизнес не делается. Расходы и доходы планируются на годы вперёд, лишних денег ни у кого никогда нет, к тому же только ими проблема не исчерпывается.
Сперва экономисты должны посчитать за какое время окупятся инвестиции в новые заводы на территории США, как по оптимистическому, так и по пессимистическому сценарию. Далее нужно понять, что делать со ставшими избыточными мощностями у себя дома.
Просто сократить — не вариант. В Японии вроде как капитализм, но не совсем. То есть совсем не капитализм в его классическом виде. Или даже не капитализм вовсе…
Просто так уволить японского рабочего или инженера, который честно выполняет свои обязанности, нельзя. Как правило, юноша приходит в компанию и там работает до пенсии, до этого в той же фирме нередко трудились его отец и дед. Пожизненный контракт, с чёткими социальными обязательствами работодателя — там так принято. И против данной системы никто не попрёт, общество просто не поймёт.
То есть «лишних» работников на Родине хочешь не хочешь придётся содержать, а это прямые убытки. Но и это ещё не всё. Где взять квалифицированные кадры — которые, как известно, решают всё — для новых американских заводов? Набрать наркоманов с улиц? Так машины перестанут покупать, причём совсем…
Да и деньги на новые предприятия есть не у всех, Nissan, наоборот, частично сворачивает производство в США — дела в компании идут откровенно хреново. Альянс с Honda провалился, с финансами беда, пришлось увольнять народ. Понятное дело, не в Японии, но от этого не легче.
Кстати, сделку, в результате которой мог бы появится четвёртый по величине в мире автоконцерн, судя по всему, торпедировали французы из Renault, которые до сих пор являются крупнейшими акционерами Nissan — захотели «отступных». Много. У Honda таких денег не нашлось, да и платить вымогателям они не захотели.
В автосалонах ОАЭ перестали принимать заказы на лучший на планете внедорожник Patrol Safari Y61, клиентам говорят, что машин больше не будет. Конечно, «культовое» авто хоронят уже не в первый раз, но сейчас, похоже, всё серьёзно. И очень печально — на конвейере легенда стояла аж с 1998 года.
Honda вроде как проблем не имеет, но её возможности, в том числе в Штатах, даже грешно сравнивать с потенциалом Toyota. Найдут ли деньги на новые заводы — очень хороший вопрос…
И даже если японцы как-то раскорячатся, изыщут деньги и дружно примутся строить предприятия в Штатах, текущих проблем это им не снимет. Избыток в 1,5−1,6 млн авто придётся пристраивать. Вопрос куда.
В Китай? Даже не смешно, по итогам 2024 года КНР во второй раз подряд обошла соседей через море по экспорту авто. Причём у японцев поставки в целом снижаются, а у китайцев — растут.
Юго-Восточная Азия — тоже не вариант. Народ там — во Вьетнаме, Камбодже, Индонезии
Индия? Там есть свой сильный автопром, а Maruti Suzuki Cars in India, которая плотно сидит там уже очень давно, точно не пустит на рынок соотечественников из Toyota, Mitsubishi и Nissan. Ничего личного, просто бизнес.
Скушает ли наш рынок полтора миллиона новых «японок»? Если по американским ценам — несомненно. Mitsubishi Murage за 1,5 млн. рублей — по цене чуть дороже «Гранты» или Nissan Versa за 1,6 млн рублей — дешевле «Весты»! — будут просто сметать. Toyota Corolla за 2 млн рублей — тем более. А ведь можно поставлять в РФ и не такие богатые комплектации, как в Америку, то есть ещё снизить цены (и себестоимость тоже).
Toyota Tacoma за 3 млн рублей — это же праздник какой-то, сейчас за такие деньги торгуют одноразовыми китайскими кроссоверами. Ровно как и Nissan Frontier (Navara) за ту же стоимость. Toyota Tundra за 4 млн рублей — тоже купят, сейчас их продают в три-четыре раза дороже.
Но пока это ненаучная фантастика, власти РФ всячески противятся тому, чтобы россияне покупали хорошие и доступные авто.
Бюджет зарабатывает миллиарды рублей на так называемом «утилизационном сборе», цены на машины — самые высокие в мире, автопарк страны стареет. А на «АвтоВАЗе» активно осваивают несметные десятки миллиардов рублей на заведомо провальных проектах.
Допустим — мечтать не вредно — что утильсбор отменили, а таможенные пошлины сильно снизили. И цены на японские авто упали до уровня США. Но тогда и цены на «китайцев» тоже существенно снизятся, и можно будет выбирать — Toyota Tacoma за 3 млн рублей или Haval Poer в два раза дешевле (сейчас — от 3,4 млн рублей). Даёшь конкуренцию!
«На автомобильном рынке Казахстана присутствуют все ведущие китайские производители, и все европейские, американские, японские и корейские компании. В общем, всё, которые раньше было у нас. Они там конкурируют совершенно честно, лоб в лоб, и эту борьбу китайцы выигрывают. В прошлом году доля рынка у них была порядка 25%. В этом году, согласно всем прогнозам, она станет не меньше 40−45%. Они отвоевывают рынок у европейцев, корейцев и японцев, причём делают это достаточно быстро. Таким образом, глядя на это всё, ушедшие автомобильные бренды понимают, что возвращение в Россию лёгким не будет», — считает автоэксперт Артем Бобцов
А вот это уже детали. Осталось сущая мелочь — заставить наших чиновников повернуться лицом к народу и сделать автомобили доступными. Но пока, увы, это не более чем мечты.