Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / На колесах
20 февраля 08:11

Русская альтернатива: Toyota думает, куда пристроить 1,5 млн машин, Китаю они точно не нужны

Экспорт автомобилей из Японии может снизиться сразу на треть — американцы закрывают свой рынок

17991
Русская альтернатива: Toyota думает, куда пристроить 1,5 млн машин, Китаю они точно не нужны
Фото: AP/ТАСС

2 апреля 2025 года может стать новым «судным днём» для японского автопрома — в США вступят в силу пошлины на ввоз в страну транспортных средств из Страны восходящего солнца. Судя по решительности Дональда Трампа, данный шаг обнулит поставки машин в Штаты, и тогда в Японии возникнет серьёзный профицит предложения. Которое вообще непонятно куда пристраивать.

Америке нужны ваши деньги — примерно так президент Дональд Трамп аргументировал свои намерения ввести новые пошлины на импорт автомобилей. Переносите их производство в США, то есть вкладывайтесь в развитие промышленности Штатов, и всё у вас будет хорошо. Разумно, логично, дальновидно.

В настоящий момент японцы продают на американском рынке около 4,5−5 млн авто в год, если пошлины в размере 25% будут введены, везти товар из Японии в США станет невыгодно. А это минус примерно 1,5 млн машин. На местные производства данные меры понятным образом не распространяются.

Читайте также
Единственный и неповторимый: ё-Мобиль из Тольятти, побив все рекорды по «освоению» средств, ушел на покой Единственный и неповторимый: ё-Мобиль из Тольятти, побив все рекорды по «освоению» средств, ушел на покой Первый и последний электрический «Ларгус» поставлен на учёт в ГАИ, больше этих машин выпускать не планируется

Toyota, Nissan и прочие компании имеют в США заводы, которые ежегодно производят более 3−3,5 млн легковушек, пикапов и прочих транспортных средств. Toyota Tacoma, Toyota Tundra, Nissan Titan, Nissan Maxima, Honda Pilot, Honda Ridgeline — эти и не только модели делают в Штатах, и там же продают.

Положим, Toyota компания богатая, самый крупный автопроизводитель в мире — за 2024 год выпущено 10,82 млн машин со всех странах. Однако просто так залезть в левый карман и случайно обнаружить там несколько миллиардов долларов на новый завод — так бизнес не делается. Расходы и доходы планируются на годы вперёд, лишних денег ни у кого никогда нет, к тому же только ими проблема не исчерпывается.

Сперва экономисты должны посчитать за какое время окупятся инвестиции в новые заводы на территории США, как по оптимистическому, так и по пессимистическому сценарию. Далее нужно понять, что делать со ставшими избыточными мощностями у себя дома.

Просто сократить — не вариант. В Японии вроде как капитализм, но не совсем. То есть совсем не капитализм в его классическом виде. Или даже не капитализм вовсе…

Просто так уволить японского рабочего или инженера, который честно выполняет свои обязанности, нельзя. Как правило, юноша приходит в компанию и там работает до пенсии, до этого в той же фирме нередко трудились его отец и дед. Пожизненный контракт, с чёткими социальными обязательствами работодателя — там так принято. И против данной системы никто не попрёт, общество просто не поймёт.

То есть «лишних» работников на Родине хочешь не хочешь придётся содержать, а это прямые убытки. Но и это ещё не всё. Где взять квалифицированные кадры — которые, как известно, решают всё — для новых американских заводов? Набрать наркоманов с улиц? Так машины перестанут покупать, причём совсем…

Да и деньги на новые предприятия есть не у всех, Nissan, наоборот, частично сворачивает производство в США — дела в компании идут откровенно хреново. Альянс с Honda провалился, с финансами беда, пришлось увольнять народ. Понятное дело, не в Японии, но от этого не легче.

Кстати, сделку, в результате которой мог бы появится четвёртый по величине в мире автоконцерн, судя по всему, торпедировали французы из Renault, которые до сих пор являются крупнейшими акционерами Nissan — захотели «отступных». Много. У Honda таких денег не нашлось, да и платить вымогателям они не захотели.

В автосалонах ОАЭ перестали принимать заказы на лучший на планете внедорожник Patrol Safari Y61, клиентам говорят, что машин больше не будет. Конечно, «культовое» авто хоронят уже не в первый раз, но сейчас, похоже, всё серьёзно. И очень печально — на конвейере легенда стояла аж с 1998 года.

Honda вроде как проблем не имеет, но её возможности, в том числе в Штатах, даже грешно сравнивать с потенциалом Toyota. Найдут ли деньги на новые заводы — очень хороший вопрос…

И даже если японцы как-то раскорячатся, изыщут деньги и дружно примутся строить предприятия в Штатах, текущих проблем это им не снимет. Избыток в 1,5−1,6 млн авто придётся пристраивать. Вопрос куда.

В Китай? Даже не смешно, по итогам 2024 года КНР во второй раз подряд обошла соседей через море по экспорту авто. Причём у японцев поставки в целом снижаются, а у китайцев — растут.

Юго-Восточная Азия — тоже не вариант. Народ там — во Вьетнаме, Камбодже, Индонезии и т. д. — в целом небогатый, дорогие японские машинки покупатели не потянут. Плюс поставки из Поднебесной, специально для этих стран разработаны модели, которые стоят совсем копейки.

Индия? Там есть свой сильный автопром, а Maruti Suzuki Cars in India, которая плотно сидит там уже очень давно, точно не пустит на рынок соотечественников из Toyota, Mitsubishi и Nissan. Ничего личного, просто бизнес.

Скушает ли наш рынок полтора миллиона новых «японок»? Если по американским ценам — несомненно. Mitsubishi Murage за 1,5 млн. рублей — по цене чуть дороже «Гранты» или Nissan Versa за 1,6 млн рублей — дешевле «Весты»! — будут просто сметать. Toyota Corolla за 2 млн рублей — тем более. А ведь можно поставлять в РФ и не такие богатые комплектации, как в Америку, то есть ещё снизить цены (и себестоимость тоже).

Toyota Tacoma за 3 млн рублей — это же праздник какой-то, сейчас за такие деньги торгуют одноразовыми китайскими кроссоверами. Ровно как и Nissan Frontier (Navara) за ту же стоимость. Toyota Tundra за 4 млн рублей — тоже купят, сейчас их продают в три-четыре раза дороже.

Но пока это ненаучная фантастика, власти РФ всячески противятся тому, чтобы россияне покупали хорошие и доступные авто.

Читайте также
Русская «резина» уступила дорогу китайской: «Патриот» рискует остаться без родных шин Русская «резина» уступила дорогу китайской: «Патриот» рискует остаться без родных шин Производство автомобильных покрышек в РФ на 30% ниже уровня 2018 года

Бюджет зарабатывает миллиарды рублей на так называемом «утилизационном сборе», цены на машины — самые высокие в мире, автопарк страны стареет. А на «АвтоВАЗе» активно осваивают несметные десятки миллиардов рублей на заведомо провальных проектах.

Допустим — мечтать не вредно — что утильсбор отменили, а таможенные пошлины сильно снизили. И цены на японские авто упали до уровня США. Но тогда и цены на «китайцев» тоже существенно снизятся, и можно будет выбирать — Toyota Tacoma за 3 млн рублей или Haval Poer в два раза дешевле (сейчас — от 3,4 млн рублей). Даёшь конкуренцию!

«На автомобильном рынке Казахстана присутствуют все ведущие китайские производители, и все европейские, американские, японские и корейские компании. В общем, всё, которые раньше было у нас. Они там конкурируют совершенно честно, лоб в лоб, и эту борьбу китайцы выигрывают. В прошлом году доля рынка у них была порядка 25%. В этом году, согласно всем прогнозам, она станет не меньше 40−45%. Они отвоевывают рынок у европейцев, корейцев и японцев, причём делают это достаточно быстро. Таким образом, глядя на это всё, ушедшие автомобильные бренды понимают, что возвращение в Россию лёгким не будет», — считает автоэксперт Артем Бобцов

А вот это уже детали. Осталось сущая мелочь — заставить наших чиновников повернуться лицом к народу и сделать автомобили доступными. Но пока, увы, это не более чем мечты.

Последние новости
Цитаты
Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Камран Гасанов

политолог, старший преподаватель РУДН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня