Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Санкции
4 марта 12:57

Возвращение Toyota: Конструкторы делают машины разными — но утильсбор уравнивает всех

Культовая марка готовится ко «второму пришествию» на российский рынок

4125
Возвращение Toyota: Конструкторы делают машины разными – но утильсбор уравнивает всех
Фото: ТАСС

Владельцы автомобилей Toyota радостно хлопают в ладоши — их любимая марка готовится вернуться на российский рынок. Дескать, скоро всё будет как прежде. Но будет ли? Гигантский «утилизационный» сбор полностью поменял правила игры на рынке, к ценам 2021 года вернуться не получится, а они уже тогда очень сильно кусались.

Руководство японской корпорации Toyota провело в ОАЭ встречу со своими бывшими официальными дилерами (ОД) в РФ, разговор шёл за закрытыми дверями. Что обсуждали, понятно — оно, в общем-то, совершенно очевидно. Однако подробностей пока нет.

Единственное, что просочилось — японцы извинялись, «они были вынуждены уйти». Тоже не новость: около 25% территории островов до сих пор находятся под американскими военными базами и прочими объектами оккупационной инфраструктуры, где стоят янкесы. И кто реально принимает решения в Стране Восходящего солнца, всем понятно.

Читайте также
«Русское такси»: Сказки – народу, деньги – олигархам «Русское такси»: Сказки — народу, деньги — олигархам Сколько еще чиновников Минпромторга нужно подвести под статью, чтобы автомобильное производство перестало быть бумажным

Пока что перспективы снятия американских санкций вроде как более чем призрачные, однако японцам, похоже, что-то известно — люди из Toyota вроде как пообещали своим ОД, что уже в этом месяце, то есть в марте 2025-го, появится конкретика. Спешат, боятся опоздать. Почему?

В лучшие годы Toyota продавала в России не более 100 тысяч новых автомобилей в год, так как машины данного производителя всегда были недёшевы. Основной рынок — американский. За 2024 год корпорация произвела 10,82 млн машин, из них половина реализована в Штатах, причём 3−3,5 млн там же и сделаны — на местных заводах компании.

То есть совершенно несопоставимые категории. Или вот так: в Евросоюзе по итогам прошлого года корпорация реализовала более миллиона легковушек, отставая от VAG более чем в три раза. По брендам Toyota идёт на втором месте после Volkswagen, хотя это уже несущественные частности.

Так чем же японцам может быть так интересная наша страна? Только тем, что в России присутствует «культ Toyota». Единственный в мире случай, феномен.

Toyota, как известно, не ломается, детали самовосстанавливаются, а двигатель через какое-то время перестаёт потреблять топливо и начинает его вырабатывать.

Правда, это касается только Land Cruiser поколений 70−80−90−100, «прадики» 120-й серии вроде тоже на это способны. «Двухсотка» — уже нет, хотя она, как известно, лучше сотки (это две «сотки»). Про новую «трёхсотку» информации на сей счёт пока нет.

Владельцы Corolla всех поколений и модификаций столь же фанатичны, а на вторичном рынке машины этой модели — всех поколений вместе взятые — занимают очень значимую долю. Но пока не лидируют. После продукции «АвтоВАЗа» больше всего у нас продаётся подержанных машин от Hyundai-Kia, а Toyota только на третьем месте.

Однако новые корейские машины в автосалонах продаются в небольшом количестве, а во Владивосток регулярно приходят пароходы с праворульками. По естественным причинам легковушек Kia и Hyundai становится меньше, доля Toyota потихоньку ползёт вверх. Для мегаконцерна это приятно, хотя особого экономического значения не имеет.

Значение имеют санкции, которые США могут ввести против японских автомобилей, тогда у Toyota образуется «излишек» в районе 1,5 млн единиц транспортных средств. Отправить их в Россию?

Огромным плюсом по сравнению с другими марками является то, что сеть ОД Toyota в РФ фактически полностью сохранилась. Автосалоны и техцентры не перепрофилировались под машины из КНР, осталась и клиентура — мотивированная, а порой и фанатичная. Очень ценный актив. Да и связи с Японией тоже не прерывались, корпорация помогала наладить параллельные поставки «оригинальных» запчастей в РФ, это все оценили. С совокупности всё очень хорошо, даже замечательно. Но совершенно недостаточно.

Положим, возвращение состоялось — санкции сняли, и американцы разрешили японцам везти в РФ всякие разные машины. Что повезут, почём будут продавать?

Ввезённая по параллельному импорту новая Corolla Е210 1,5 л, 121 л.с., вариатор стоит сейчас от 2,4 млн рублей, машины в салонах есть. Как именно они растаможены, непонятно, да и ценник высоковат. Например, Solaris HS, он же Hyundai Solaris — 1,6 л., 123 л.с., АКПП — обойдётся в 1,9 млн рублей. С другой стороны, это же Toyota, которая «не ломается»…

Хотя, как вынуждены признавать даже «просветлённые» адепты культа, Toyota уже не та. Тот же новый RAV4 (от 2,8 млн рублей у «параллельных» торговцев) и по техническим характеристикам, и по материалам отделки салона проигрывает конкурентам. Да, с надёжностью и ресурсом там всё несравненно лучше, чем у авто из КНР, но уже как-то не очень принципиально. А уж корейцы не просто дышат в затылок, а вовсю обходят на многих рынках, в том числе на европейском. Ведь у них как раз с качеством всё отлично. Проблема.

Читайте также
С каким багажом Россия вернется в число мировых авиадержав С каким багажом Россия вернется в число мировых авиадержав Перекрытие воздушных трасс через русский Север приносит гигантские убытки и нам, и всему миру

Решить её можно, но только одним путём — при помощи конкурентных цен. Но тут всё упирается в утилизационный сбор, собственно, и Hyundai Solaris, и Toyota Corolla для простых граждан РФ сейчас одинаково недоступны.

«Утиль» точно не отменят, руководство «АвтоВАЗа» с него кормится. А идеи ряда чиновников пускать в РФ только тех, кто тут будет создавать тут совместные предприятия (СП) и выпускать машины, попахивают популизмом.

Первым шагом в нормализации отношений должно стать возобновление официальных поставок автомобилей мировых автопроизводителей и их продаж. Лишь после этого компании могут задуматься о локальном производстве, если это вообще возможно. Передача технологий сама по себе для западных брендов не страшна: практика показала, что, даже получив технологии, выпускать автомобили самостоятельно российская сторона не может", — считает вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр.

Получается что-то типа замкнутого круга. Но зачем тогда люди из Toyota встречались с бывшими российскими ОД? Явно же не просто так, не от нечего делать. Какой-то информацией они обладают, причём явно политического сорта. По данным Financial Times, наши власти собираются приглашать иностранные компании в РФ, да и предложение американцам осваивать российские алюминиевые месторождения ложатся в ту же самую логику.

Что-то начало меняться, понять бы ещё — в какую сторону… Автомобили — чёрт с ними, за Россию страшно.

Последние новости
Цитаты
Константин Блохин

Эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня