Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / На колесах
3 апреля 08:04

«Ждуны» обвалили продажи: «АвтоВАЗ» мечтает пустить всех «китайцев» под пресс и еще немного «поиграть» с ценами

Покупатели новых автомобилей хотят крупных скидок, глава автогиганта Соколов предложил свои традиционные «рецепты»

12653
«Ждуны» обвалили продажи: «АвтоВАЗ» мечтает пустить всех «китайцев» под пресс и еще немного "поиграть" с ценами
Фото: Павел Ворожцов/ТАСС

Во всём виноваты «ждуны», примерно так отраслевые эксперты и владельцы дилерских центров описывают ситуацию с продажами новых автомобилей в РФ. Этих самых продаж нет — рынок на краю обрыва. Руководство «АвтоВАЗа» уже в панике, так как в конце тоннеля вместо света появились фары встречного поезда.

«Российский автомобильный рынок показал значительную негативную динамику, сократившись в марте 2025 года на 44,4%. Драматическое падение рынка в марте и итоги I квартала подтверждают наш прошлогодний прогноз о существенном сокращении в 2025 году российского автомобильного рынка.

На него оказывают негативное влияние высокая ключевая ставка, ужесточение требований к заемщикам и общих условий выдачи кредитов со стороны ЦБ, а также почти полумиллионные стоки автомобилей иностранных брендов, завезенных в 2024 году, что приводит к беспрецедентному необоснованному демпингу, и другие неблагоприятные факторы, — перечисляет свои несчастья глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов, предлагая следующее — В данной ситуации особенно важны взвешенные регуляторные решения в отношении доступности кредитов и лизинга для покупателей, а также в отношении баланса импортных стоков, производства и продаж отечественных автомобилей во избежание дальнейшей трансформации негативных рыночных тенденций в ситуацию критического падения продаж в отрасли".

Читайте также

В переводе на русский — заводу плохо, дайте денег, много. Всё остальное иначе чем лютой пургой назвать сложно. Какой такой «баланс импортных стоков», глава предприятия что — предлагает пустить под пресс новенькие авто из КНР? Так они ему вроде как не принадлежат. Быть может, не стоит считать чужие деньги и машины?

Официальная цифра падения продаж составляет 33% по отношению к марту 2024 года, однако подобная информация из Тольятти уже давно вызывает большие сомнения.

Судя по всему, всё намного хуже, а перспективы на ближайшее видятся руководству завода вовсе пугающими. Почему, ведь прогнозы по рынку в целом на март были именно такими и были — минус 50%?

«Многие автомобилисты ждут возвращения целого ряда ушедших в 2022 году глобальных брендов. Поэтому не спешат покупать китайские машины, надеясь на возобновление официальных продаж, к примеру, корейских и японских компаний», — утверждает глава аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

Судя по всему, граждан РФ считают некими недоумками, которые не понимают, как работает автомобильный бизнес. Хотя все, в общем-то, более-менее в курсе. Даже если представить, что в США дали добро на поставки в Россию, быстро иномарки у нас не появятся.

Во-первых, у всех автоконцернов имеется планирование, минимум на пару лет вперёд. И вынуть из левого кармана даже 100 тысяч легковушек Toyota, VAG, Ford и все прочие просто не в состоянии — техника уже расписана по странам, по официальным дилерам (ОД), лишней нет.

Единственный вариант — поставки в США, которые сейчас, после введения заградительных пошлин, могут сильно упасть. То есть что-то освободится.

Но и тут есть проблема. На американский рынок авто поставляются в очень богатых комплектациях, а цены при этом там крайне низкие. Если ту же машины привезти в РФ, то здесь их массово никто не купит — высокий «утилизационный» сбор плюс жадность автосалонов. То есть везти придётся куда-то в другое место, нам ничего не достанется.

Во-вторых, отсутствует сеть ОД, практически по всем маркам она разрушена. Вместо VAG торгуют «Хавалами» и «Лисянами», точнее, торговали — сейчас не продаётся вообще ничего. Автомеханики по японским, корейским, американским и немецким авто из этих фирм давно разбежались, фирменного оборудования тоже уже нет — сломали или растащили. Всё придётся создавать заново.

Нет и официальных представительств автоконцернов, отсутствуют структуры, ранее занимавшиеся централизованным ввозом автомобилей той или иной марки. Аналогично — с центральными складами запчастей, с учебными центрами для сотрудников СТО, с программным обеспечением. Кадры нужны и тут, но где их взять?

В-третьих, с кем работать — непонятно в принципе. Более 90% автоторговцев в РФ банкроты, имущество которых того и гляди начнут изымать в счёт долгов и распродавать с молотка. Остальные кое-как выживают, считают каждую копейку, они точно не в состоянии вложиться в новые проекты.

А затраты нужны, причём большие — на квалифицированный персонал, рекламу, оборудование, да и на закупку самих авто тоже.

Всё это, в общем-то, совершенно очевидно, ровно как и то, что российский авторынок сейчас, наверное, наименее перспективный в мире, в далеком Гондурасе и то лучше. Автомобилей избыток, покупательная способность населения крайне низкая с отрицательным прогнозом, автокредитование недоступно.

Плюс в самой ближайшей перспективе эти самые массовые распродажи отобранных у торговцев машинок, недорого. Собственно, это четвёртый фактор — иностранцы не дураки, на такой рынок заходить не станут.

Но «ждуны» ждут отнюдь не Toyota, Renault, Hyundai-Kia и Ford, хотя все мы, конечно, надеемся, что они вернутся. Все жаждут означенных выше распродаж с молотка, как вариант — крупных скидок от тех торговцев, которые не станут дожидаться прихода судебных приставов. Всё это будет, просто не стоит торопиться. Люди и не торопятся.

Читайте также

500 тысяч иномарок, о которых говорит Максим Соколов, всего лишь часть запасов, которые ещё месяц назад оценивались в 800 тысяч авто, сейчас уже явно больше — около 900 тысяч, а то и под миллион. То есть на складах имеется ещё и 400 тысяч «жигуляторов», которые тоже не покупаются.

И у дилеров «АвтоВАЗа» ровно та же самая ситуация, что у торговцев китайскими авто, того и гляди нагрянут люди из банков, коим они должны, и начнут описывать имущество. После чего завод останется без сети ОД, и продажи совсем прекратятся. По простой причине — продавать будет просто некому!

«Ждуны» ждут и распродажи по «нашемаркам», причём даже больше, чем по «китайцам». На автомобильных форумах народ уже вовсю обсуждает, что «Гранта» за 400 тысяч рублей — это неплохо, брать можно.

И «Веста» за 500−600 тысяч рублей тоже вполне сгодится, пусть они и глючная. А ведь такие цены будут, банкам на авторынок в принципе наплевать, им главное вернуть своё по выданным ссудам.

Какие могут быть «взвешенные регуляторные решения» в такой ситуации в принципе непонятно, завод может спасти лишь кардинальное снижение цен. Хотя бы в три-четыре раза, тогда народ потянется.

А торговлю можно организовать и по интернету, без чрезмерно жадных ОД. На маркетплейсах уже начали продавать авто из КНР, значит, и «жигуляторы» там тоже можно реализовывать.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Спиридон Килинкаров

Бывший депутат Верховной рады, оппозиционный политик

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня