
Дайте денег, и побольше — руководство «АвтоВАЗа» клянчит средства на поддержку умирающего предприятия. Дадим, поддержим — синхронно отвечают в Минпромторге. В Тольятти намерены освоить все 36 млрд рублей, выделенные правительством по программе льготного автокредитования. Или даже больше. Но это желание вряд ли совпадёт с возможностями.
«Нужно вернуть субсидии на покупку автомобиля семьям в рамках поддержки российского автопрома. Такая мера уже была, потом она была сокращена. Сейчас мы предлагаем её снова возобновить. Я надеюсь, что решение правительства и касса Минпромторга по этому виду бюджетных расходных обязательств уже находится в завершающей стадии решения. Поэтому полагаю, что до конца апреля мы увидим, что эта мера заработала», — заявил глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов.
И тут же, прямо как по заказу. «Минпромторг планирует вернуть категорию семей с детьми в программу льготного автокредитования.
Те категории, которые у нас были раньше — учителя, врачи, участники СВО и члены их семей — во многом насыщены, воспользовались мерами. Будем расширять на семейный автомобиль", — оперативно откликнулся министр промышленности и торговли Антон Алиханов.
То есть всё уже решено. Скидку в 20% получат семьи, которые решили купить отечественные авто или те, которые к ним приравнены. К последним относится и «Москвич», ему «нарисовали» высокий уровень «локализации», хотя кроме прикручивания колёс на территории бывшего АЗЛК ничем не занимаются.
Да и не конкурент это автомобилям из Тольятти, слишком он дорогой. По сути, там только один соперник — ГАЗ. «ГАЗель» входит в список «семейных» авто (до 3,5 тонны, до 2 млн рублей), однако покупают их в дом крайне редко. За означенные деньги вам достанется лишь самая дешёвая рабочая версия, в которой детей не повозишь. В общем, и тут мимо.
УАЗ? Да, тоже подходит, но данные авто покупают совсем плохо. Поэтому только продукция «АвтоВАЗа», собственно, выступление руководителя завода это подтверждает. Программа разработана специально для них.
Минус 20% от ценника это, конечно, лучше, чем ничего, но ключевое слово тут «кредитование». Пусть и льготное. Но всё равно дико дорогое: ставка рефинансирования плюс 5%, что нынче в совокупности даст 26% годовых.
Приятней, чем «коммерческие» предложения банков по 45−50% годовых, но как-то не очень уж и принципиально. Плюс имеются и иные «подводные камни».
«Учитывая стоимость машин в целом, действие этой меры, если её примут, будет весьма ограничено. Она как-то оживит спрос, но, я думаю, глобального улучшения не произойдёт. Просто потому, что очень высокие цены на автомобили — неоправданно высокие.
Плюс даже наличие такой скидки, скорее всего, будет нивелироваться дилерами путём впихивания, например, дорогого дополнительного оборудования — негативная практика, которая имеет место сейчас.
Таким образом, они добивают цену до необходимого для себя уровня", — объясняет младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский.
Закон против «допов» вроде как приняли, вот только заработает он лишь осенью. А пока можно обдирать народ, как угодно, чиновники не против.
В целом картина получается просто фееричная. Машина по той же цене, без скидок, да ещё и в кредит по непомерной ставке. И это — льготы, скидки? Подобное возможно только в России. Плюс стремительно падающие реальные располагаемые доходы населения. То есть минус — очень жирный.
Особенно трогательно, что жителям Дальнего Востока скидка не 20%, а целых 25%. На дорогах этого региона продукция «АвтоВАЗа» встречается исчезающе редко, а местный официальный дилер завода влачит жалкое существование.
Ведь даже госструктуры используют японские автомобили, на ту же «Ауру» там смотрят брезгливо — как на известную субстанцию. И тут сложно не согласиться.
Но это ещё мелочи. В Приморье очень плохо с запчастями на машинки из Тольятти, в автомагазинах есть лишь самое необходимое — суровый минимум. Всё остальное исключительно на заказ, предоплата 100%, отказ не предусмотрен.
Ничего личного, просто бизнес — в том случае, если человек не заберёт запчасть она будет валяться у продавца годами. Это не деталька на Toyota, Mitsubishi, Nissan, Honda или Mazda, которая всяко найдёт своего покупателя. Там запчасти к «нашемарками» неликвид, причём лютый.
Таким образом, вся программа «АвтоВАЗа"-Минпромторга заранее обречена на провал. Скорее всего, тут даже «попилить» ничего не получится, так как «льготных» продаж не предвидится. Зато дальнейшее падение спроса на авто из Тольятти уже налицо.
«В прошлом году в апреле продажи были порядка 45 тысяч автомобилей, в марте — где-то 42 тысячи. В этом году мы говорим о том, что дай бог в апреле достигнуть планки в 30 тысяч автомобилей. Мы видим, как динамично снижается спрос. Это уже создает определённые трудности в работе отечественного автопрома», — говорит Максим Соколов.
Есть вероятность, что только что запущенная в производство «Искра» останется если и не на бумаге, то будет выпускаться в мизерных количествах. Как это случилось с «Аурой». Новый «В"-класс — «Гранта» с подвеской от Renault Logan на 1,5−1,6 млн рублей — никого не интересует. Прошла информация, что планов произвести в 2025 году 60 тыс. новых автомобилей «Искра» уже нет и в помине. Производство будет зависеть от спроса. Светлая память…
«АвтоВАЗ» — контора государственная, Минпромторг вроде как тоже. Имеются сотни миллиардов рублей, которые выделяются на поддержку автопрома, на 2025 год это 818,9 млрд рублей (на 2026-й — 1,14 трлн руб., на 2027-й — 1,38 трлн руб.). Если переложить эти средства из одного казённого кармана в другой, то можно организовать реальные скидки.
На складах сейчас ржавеет около полумиллиона новых отечественных авто, в основном «жигуляторов». Означенной выше суммы хватит на скидки даже в миллион рублей на авто, причём хватит и на запасы, и на все те легковушки, что сойдут с конвейера до конца года. Средства будут потрачены целевым образом — именно на поддержку предприятия.
Но это слишком просто — тут не украсть.
Да и нечего гражданам РФ давать дешёвые транспортные средства, «электорат» должен терпеть. Поэтому ничего такого не будет. Правда, и «АвтоВАЗа» вскоре, видимо, тоже не станет. Иного прогноза как-то не просматривается.