
Продажи новых транспортных средств замерли, зато на вторичном рынке жизнь бьёт ключом. При нынешних ценах в автосалонах есть смысл брать только бэушные машины, и этот бизнес снова процветает. Поставки из-за кордона растут, «утилизационный» сбор платят сами заказчики — по ставкам для физлиц — всё уже хорошо отлажено.
Согласно данным аналитического агентства «Автостат» за январь-март 2025 г. граждане РФ купили 1,27 млн подержанных авто, что на 3% больше, чем за аналогичный период 2024-го. При этом новых авто за первый квартал текущего года реализовано в пять раз меньше, «бэушных».
А вот дальше показания путаются, цифры «плавают». Вроде как де-юре — согласно официальным данным — рынок новых авто упал всего на 25%. Однако даже поверхностный анализ говорит о том, что всё сверзилось минимум на 70−75% и продолжает со свистом рушиться. Продажи каждого последующего месяца хуже, в автосалонах, где торгуют новыми легковушками, никого.
«Вообще автомобили сейчас покупают так себе, все ждут сильного падения цен. Думаю, дождутся. Но продажи всё равно идут — техника имеет свойство изнашиваться и ломаться, а колёса нужны. И тут возникает простая дилемма. Либо идти в автосалон и брать ломучее ведро типа «Гранта» на «палке» и без кондиционера, либо присмотреться к чему-то иному.
Альтернатива — японская праворульная микролитражка, свеженькая, с минимальным пробегом, с аукциона. Можно не только уложиться в означенные деньги, но ещё и сэкономить — купить дешевле миллиона рублей.
АКПП и кондиционер, само собой, будут, мотор объёмом около литра — очень экономичный. Для города самое оно, особенно такие машинки нравятся женщинам. Впрочем, мужики тоже порой уже их покупают, сейчас не до понтов", — объясняет владелец компании по импорту подержанных авто Василий.
«Вёдра» из Тольятти народ покупать уже категорически не желает, глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов с должной периодичностью выдаёт на сей счёт очередную порцию стенаний, обвиняя всех и вся. Толку от этого ноль, все лишь смеются и язвят. И покупают «бэушку». Благо, всё хорошо налажено.
«Из-за высоких ставок коммерческого утильсбора приоритетной стала схема заказа авто из-за рубежа и оформления его сразу на владельца (физлицо) по льготному „утилю“. Объём заказов авто из-за границы в Приморье в марте на 10−20% превысил условную „норму“ для этого сезона. В целом же на рынке региона, как и по всей стране, ощущается нежелание людей тратить свои сбережения», — говорит директор компании Carwin Дмитрий Забора.
Трёхлетний Suzuki Solio (1,2 л, 91 л.с., АКПП, полный «фарш») обойдётся где-то в 800−850 тыс. руб., Toyota Roomy (1,0 л., 69 л.с., АКПП, тоже отличная комплектация) будет подороже — около миллиона рублей. Nissan March (1,2 л, 79 л.с., АКПП) того же 2022 года, напротив, подешевле — от 700 тыс. руб., можно даже поторговаться.
Всё это цены уже в РФ, посчитанные с учётом всех таможенных и иных поборов. Приезжай во Владивосток, плати, и уезжай на приличной машине. Люди именно так и делают.
Тащат не только из «Япии», но и из Южной Кореи, там и свой автопром отличный, и привозных тачек хватает.
«Основная масса — это корейские и европейские машины. Люди, когда везут на себя автомобили из Кореи, не платят коммерческий утилизационный сбор, соответственно, им это выгодно», — знает специалист по поставкам автомобилей в Россию Елена Лисовская.
С самой Европой у нас пока как-то не очень складывается с точки зрения политики, хотя и на этом направлении видно оживление. Во всяком случае, автовозы со свеженькими иномарками немецких производителей вновь поехали с западной стороны. Да, всё довольно небюджетно, гораздо дешевле можно купить какой-нибудь седан из КНР.
«Продажи легковых автомобилей с пробегом в России в марте относительно февраля выросли на 12,9%. Положительную динамику обеспечивает то, что вторичный рынок — альтернатива для граждан… На бренды из КНР в общей структуре продаж машин с пробегом в первом квартале пришлось всего 4%», — отмечает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков.
«Автомобили из КНР пока не играют существенной роли на рынке подержанных машин, поскольку их массовый ввоз в Россию начался лишь в 2022—2023 годах. Большинство всё ещё находится у первых владельцев. Кроме того, китайские модели, в отличие от Lada или Toyota, не прошли проверку временем в глазах россиян. Сохраняются стереотипы о ненадежности, а сервисная инфраструктура развита слабее.
Массового появления китайских машин на вторичном рынке можно ожидать к 2026−2027 годам. К этому моменту первые партии «китайцев» достигнут возраста 3−5 лет — стандартного срока владения перед продажей.
Однако их доля на рынке будет зависеть от того, как быстро покупатели оценят их реальную надежность и насколько доступными будут запчасти", — отметила генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк.
В переводе на русский: продавать их вскоре будут много, а вот покупать… Посмотрим. Продукцию «АвтоВАЗа», при всех её бесчисленных минусах, точно будут, ровно как Toyota. То есть тут ликвидность на высоте. Что тоже очень важный фактор выбора авто.