Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Горячее дыхание кризиса — вслед за машинами стали распродавать автосалоны

Скидки на новые автомобили достигли уже 20−25%, однако самое интересное и выгодное ещё впереди

9623
Горячее дыхание кризиса - вслед за машинами стали распродавать автосалоны
Фото: Belkin Alexey/news.ru/Global Look Press

«Стратегические» запасы новых легковушек, скопившиеся у торговцев, продолжают увеличиваться за счёт конвейера «АвтоВАЗа», убытки автосалонов тоже растут. В этой ситуации каждый выживает в одиночку, рынок с вроде как едиными ценами начал стремительно распадаться. Понятие стоимости той или иной модели размывается, везде свои скидки, причём уже довольно приличные — покупателям сходу предлагается уменьшить ценник на 20−25%.

Согласно данным «Авто.ру. Оценка», по итогам января-марта 2025 года средний размер дисконта на новый автомобиль достиг 21%. «Вилка» наиболее расхожих предложений — от 17% до 26%, но могут скинуть уже и 50% на особо дорогие и неходовые модели. Впрочем, с каждым днём эти цифры становятся менее актуальными, то есть «акции» становятся всё более привлекательными. А ведь ещё месяц назад дилеры говорили, что 10−15% этот тот предел, на который они готовы согласиться…

Читайте также
Конвейер под новый неликвид: От «Искры» возгорится «Гранта» Конвейер под новый неликвид: От «Искры» возгорится «Гранта» На «АвтоВАЗ» проводят странную маркетинговую политику и подумывает о повышении цен

«Необходимо нарастить объем рынка до 2−3 млн новых автомобилей. Объясняются эти цифры достаточно просто. Нужно помнить, что сегодня в России зарегистрированный парк автомобилей составляет около 49 млн единиц. Более 70% этого парка (35 млн) имеют возраст свыше 10 лет, а более 40% — старше 15 лет.

Если мы хотим, чтобы через 10 лет в стране в большей степени были автомобили хотя бы в возрасте до 10 лет, то ежегодный объём авторынка должен быть не менее 3 млн единиц. Такого результата мы достигали в 2013 году. Спрос на автомобили в России далеко не полностью удовлетворен.

Откуда этот вывод? Сегодня степень автомобилизации населения в России оценивается примерно в 360 машин на 1 тысячу человек, а в развитых странах Европы, США и Азии этот показатель почти в два раза выше", — вещает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин.

Наверное, в чём-то он и прав. Но именно только в чём-то…

По информации Росстата, средний возраст автомобилей, находящихся в распоряжении российских семей, по итогам 2024 года составил 11,5 лет. В США — 12,6 лет. Есть, конечно, и другие оценки, но с данными Росстата особой пропасти почему-то нет. Тут мы примерно на одном уровне со Штатами, то есть ничего хотеть не нужно. Что там хочет глава гильдии автодилеров — его проблемы. Хочется — перехочется!

Основная проблема в том, что рядовой американец может купить новый автомобиль за несколько среднестатистических месячных зарплат ($4600 после уплаты налогов), тогда как в РФ данный срок исчисляется годами. И всё становится только хуже: с начала 2022-го автомобили в России подорожали в три раза, тогда как покупательная способность населения снизилась более чем наполовину.

То есть в плане отдельно взятого авторынка проблем-то нет, просто деньги у россиян отсутствуют. Понимают это торговцы машинами? Скорее всего, понимают. Но не хотят признаваться в том, что сами себе вырыли яму. Хотели хапнуть очень много денег, но жадность всегда приводит к бедности.

…В среду заехал в один автосалон. Там пусто, совсем пусто, менеджеры даже не обращают внимания на единичного посетителя. Не иначе считают, что это мираж, призрак. Наконец, один из них соизволит отлипнуть от просмотра чего-то на экране смартфона и поднять своё седалище с удобного кресла. И задал вопрос: зачем, собственно, я сюда припёрся, оторвав их от столь приятного времяпрепровождения?

Стоимость конкретно этой модели? На ценник можете не смотреть, сделаем вам минус 25%. Это в кредит, с КАСКО, с расширенной гарантией и «эксклюзивной» программой технической поддержки от автосалона.

Кредит не нужен, страховка тоже? И гарантия платная не нужна, вместе с техподдержкой? Тогда условия будут другими. Какими? Оставьте телефон, я проконсультируюсь с руководством, мы вам перезвоним. Не хотите… Начальства сейчас нет, зайдите завтра, всё можно решить на месте. Цены, получается, «договорные»? Ну да, наверное — это слово молодой человек почему-то не знал. Ещё молодой.

Торговцы готовы «двигаться», так как ситуация совсем швах — как признают эксперты, те запасы авто, которые были на начало года, совсем не уменьшаются. Правда, в их оценке отдельные деятели порой «путаются в показаниях», но это уже детали. 500 тысяч иномарок и столько же отечественных авто — приблизительно так, и не иначе. В данном случае поверим главе «АвтоВАЗа» Максиму Соколову, ему эти «полумиллионные стоки автомобилей иностранных брендов» очень мешают.

Читайте также
В моде – подержанные иномарки. «АвтоВАЗу» остается греметь «вёдрами» В моде — подержанные иномарки. «АвтоВАЗу» остается греметь «вёдрами» Россияне массово пересаживаются на «бэушки»

Почему нет движения по сокращению размеров запасов? Тут всё просто — «ждуны» ждут. Чего именно? И это очевидно — цен 2020−2021 годов, до начала эпидемии коронавируса и СВО. То есть где-то минус 70−80% от уровня января 2025-го. И ведь это вполне реально. При этом, правда, весь автобизнес разорится, но это вряд ли кого-нибудь из простых людей сильно расстроит.

Уже началось — по данным кадрового агентства HeadHunter только за март 2025 года число соискателей в сфере автобизнеса выросло аж на 13%, в целом по экономике РФ данный показатель на первом месте. При этом число вакансий за тот же период уменьшилось на 5%. В настоящий момент на одну вакансию какого-нибудь менеджера по продажам претендует три человека, годом ранее — всего два. Напротив, дефицит автомехаников продолжает усиливаться.

Еще один симптом — риэлторы получили заявки на реализацию множества автосалонов, причём цены на данные объекты очень быстро падают — предложение растёт. С недвижимостью сейчас дело вообще плохо, там тоже ждут обвала цен — на квартиры — да и с коммерческой тоже нелады. Автосалоны же могут стать неликвидом № 1, так как вся отрасль на грани краха. Поэтому и пытаются продать хоть за какие-то деньги.

А мы, простые потребители, продолжаем ждать. Месяц назад скидки составляли 10−15%, сейчас, как прогнозировала «СП», они уже 20−25%. Тенденция совершенно очевидная.

Последние новости
Цитаты
Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Василий Дандыкин

Военный эксперт, капитан первого ранга запаса

Ян Власов

Cопредседатель Всероссийского союза пациентов, член Совета по правам человека при президенте России, доктор медицинских наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня