четверг, 14 августа
совместно с Жэньминь жибао

Прорыв в автопроме: Китай преодолеет торговые войны на автопилоте

Новые машины Поднебесной умеют говорить, а скоро поедут без руля и педалей

2385
На фото: концепт-кар Volkswagen ID. AURA на презентации перед открытием Шанхайского автосалона.
На фото: концепт-кар Volkswagen ID. AURA на презентации перед открытием Шанхайского автосалона. (Фото: AP/TASS)

Volkswagen Group поехала в Тулу со своим самоваром. Немецкий автогигант разработал специально для Поднебесной автомобиль с искусственным интеллектом. Китайцев, которые являются мировыми лидерами в разработке нейросетей, таким давно не удивишь. Но презентация Volkswagen важна по-другому: Китай и Евросоюз укрепляют отношения на фоне торговой войны.

На выставке Auto Shanghai 2025 немецкая компания представит свою первую автоматизированную систему вождения (ADAS), разработанную собственными силами. Она, как заявляют разработчики, обеспечивает высокоточное и полностью безопасное вождение. И с 2026 г. такая система будет внедряться в автомобили, которые Volkswagen собирается продавать на китайском рынке.

Причем нейросеть якобы разработана специально для сложных условий дорожного движения в мегаполисах Поднебесной. Для этого более полутысячи айтишников почти полгода бились над разработками в офисах Volkswagen в Пекине и Шанхае.

Читайте также

Автономные машины (то есть с автопилотом) сейчас составляют 40% продаваемых в Китае автомобилей. Но нужно понимать, что автопилот бывает разный, и в зависимости от этого выделяют несколько уровней ADAS. На первом уровне нейросеть просто помогает водителю в сложных ситуациях. Уже привычный многим адаптивный круиз-контроль, который управляет ускорением и торможением при движении по шоссе, является примером автоматизации первого уровня.

А на пятом уровне у машины даже не будет руля и педалей. Они не нужны, потому что живой водитель будет низведен до просто пассажира. Ожидается, что уже к 2030 г. 15% всех продаваемых в Китае машин будут иметь ADAS пятого уровня. То есть без педалей и руля, как в фантастических фильмах типа «Особого мнения» или «Я, робот».

Сами китайцы все лояльнее относятся к беспилотным автомобилям. По данным соцопросов, уже больше половины (53%) жителей КНР готовы ездить на роботакси. А тех, кто боится садиться в беспилотные машины, лишь 11%, и доля постоянно снижается. Спрос рождает предложение: как минимум 19 крупных китайских компаний разрабатывают свои беспилотные автомобили, причем среди них такие гиганты, как Baidu и Alibaba.

На фото: концепт-кар Volkswagen ID. AURA на презентации перед открытием Шанхайского автосалона.
На фото: концепт-кар Volkswagen ID. AURA на презентации перед открытием Шанхайского автосалона. (Фото: AP/TASS)

Десятки автопроизводителей готовы внедрить в свои модели нейросеть DeepSeek. Но пока что не для того, чтобы управлять машиной. А чтобы улучшить существующие функции: это голосовое управление, высокоточное картографирование и доступ к музыке, веб-поиску и службам обмена сообщениями, как на смартфонах.

Geely Auto, второй по величине китайский автопроизводитель по объёму продаж, заявил, что его новейшие модели могут благодаря DeepSeek понимать даже расплывчатые инструкции водителей. В рекламном видео водитель говорит системе искусственного интеллекта автомобиля: «Я немного устал». Бот на базе DeepSeek приказывает автомобилю закрыть окна, наклонить сиденье на 125 градусов, приглушить свет и установить будильник на 35 минут, чтобы водитель мог вздремнуть.

Читайте также

Так что китайские автомобили станут еще комфортнее. А значит, будут лучше продаваться на мировом рынке, говорит Грейс Шао, основательница информационного бюллетеня AI Proem, посвященного нейросетям. Впрочем, пока что и без DeepSeek продажи китайских машин ставят рекорды. В этом году в мире будет продано 90,6 млн автомобилей, из которых 29% придётся на китайские компании, сообщает TrendForce.

Рост обусловлен господдержкой: например, в самом Китае правительство продлило субсидии на программу trade-in. В целом же, по прогнозам TrendForce, в этом году на электромобили будет приходиться половина продаж новых машин в Китае. Реалии оказались круче самых смелых прогнозов: еще в 2017 г. китайский Минпром подсчитал, что в 2025-му доля электромобилей составит 25%. На самом деле она вдвое выше. То есть китайский автопром все эти годы развивался намного лучше прогнозов.

Кроме того, Китай останется крупнейшим в мире экспортёром автомобилей — 6,5 млн машин за рубеж. А ведущим производителем отрасли в Китае останется BYD, который продаст 6 млн автомобилей. Но самой быстрорастущей станет Xiaomi, у которой продажи автомобилей вырастут более чем в два раза и, вероятно, превысят 350 тыс. за год. Во многом благодаря выпуску кроссовера-электромобиля Xiaomi YU7. Появится ли он в России, неизвестно…

Последние новости
Цитаты
Михаил Гинзбург

Диетолог, психотерапевт, доктор медицинских наук

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня