Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Кризис на авторынке: Продажи простых иномарок падают, а «Роллс-Ройсов» — растут

Павел Устюжанинов: Автомобиль опять начинает становиться роскошью

5488
Кризис на авторынке: Продажи простых иномарок падают, а «Роллс-Ройсов» – растут
Фото: Wu Zhizun/XinHua/Global Look Press
Материал комментируют:

С января по июнь в России почти на две трети год к году сократился импорт новых легковых автомобилей, до 149,3 тыс., подсчитали в агентстве «Автостат».

Подавляющее большинство машин ввозилось из Китая (77%). Второе место заняла Киргизия (8%), далее идут Белоруссия (4,7%), Южная Корея (4,4%) и Казахстан (2,2%). Лидерами среди импортируемых автобрендов являются Changan (15,8%), Geely (10%), Haval (6,9%), TANK (6,5%) и Toyota (5%).

За первое полугодие в России продали к аналогичному периоду 2024-го на 26,3% меньше новых легковых авто — 530,4 тыс. Но, несмотря на общий тренд, продажи люксовых автомобилей за тот же период выросли на 19%, до 320 единиц.

Около трети от общего объема (100 авто, рост продаж 56%) занимает Rolls-Royce. Второе и третье места у Bentley (90, -4%) и Lamborghini (72, -5%). Июнь при этом стал максимально удачным для люксового сегмента — было реализовано 60 новых машин, что на 62% больше к тому же месяцу прошлого года.

Читайте также
"Пакет нужен!": Как пластиковые "маечки" приносят ритейлерам миллиардные доходы «Пакет нужен!»: Как пластиковые «маечки» приносят ритейлерам миллиардные доходы Игорь Николаев: Бизнес не раскрывает подробную информацию о себестоимости товаров, опасаясь внимания ФАС

Остальная часть авторынка остается в сложной ситуации. Данные Главного таможенного управления КНР за первое полугодие демонстрируют серьезное падение импорта китайских авто в России в стоимостном и ежегодном выражении — на 57,2%, до $2,7 млрд.

При этом в январе-апреле импорт авто из Китая упал к аналогичному периоду прошлого года составил 47%, до $1,9 млрд. Май во многом усугубил ситуацию на рынке.

Поставки китайских грузовиков за первое полугодие обвалились намного сильнее — на 77,6%, до $287,3 млн. Импорт запчастей и принадлежностей для моторных транспортных средств упал на 9,6%, до $1 млрд.

Ответственный секретарь отечественной части Российско-Китайской палаты Павел Устюжанинов подтвердил, что автомобили made in China составляют львиную часть рынка, а продажи легковушек с начала года падают на фоне затоваривания, которое сохраняется до сих пор.

«СП»: Получится выбраться из сложной ситуации на авторынке?

— Чтобы россияне стали больше покупать автомобилей во втором полугодии, нужны средства.

Но денег у граждан будет только меньше на фоне увеличения оплаты за различные сервисы, в том числе услуги ЖКХ, и товары народного потребления.

Спрос на китайские автомобили может быть подстегнут обсуждением в информационном поле возможного повышения пошлин, утильсбора и цен на авто из КНР (К примеру, председатель Комитета Госдумы по защите конкуренции Валерий Гартунг не исключил таких мер для защиты отечественных производителей — «СП»).

Такие обсуждения могут повлиять на всплеск покупок в краткосрочной перспективе, как и разговоры автодилеров об акциях к новогодним праздникам.

К тому же ближе к концу декабря россиянам выплачивают различные платежи и премии. Но все равно общая тенденция, скорее всего, ведет к снижению спроса на автомобили.

Читайте также
Падаем железно: металлурги сворачивают производство вслед за угольщиками, строителями и лесорубами Падаем железно: металлурги сворачивают производство вслед за угольщиками, строителями и лесорубами Едва уехал Путин, ММК сообщил о сокращении объемов выплавки

«СП»: Как россиянам сейчас проще приобретать китайские автомобили: в кредит или покупать сразу?

— С кредитами возникли большие сложности после повышения ключевой ставки, поэтому берущие их достаточно сильно переплачивают. Переплата достигает слишком больших высот не только из-за самого тела кредита, но и из-за сервисных выплат, в том числе страховок.

Дешевле покупать за деньги, которые уже есть, или в рассрочку, то есть проще накопить. Но это при условии, что зарплата позволяет относительно быстро собрать деньги на машину. Если копить годами, цены улетят куда быстрее.

«СП»: Глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов в 2025 году неоднократно говорил о демпинге китайских автобрендов. Почему это происходит?

— Китайские бренды пользуются ситуацией, поскольку их доля на российском авторынке по отношению к маркам из других стран серьезно выросла. К тому же на это накладывается фактор затоваривания, в Россию ввезли много автомобилей.

Соответственно проще даже значительно уменьшить цену на продаваемый автомобиль, чтобы увеличить оборот.

Китайские компании вынуждены это делать, так как иногда хранение и обслуживание машин в автодилерском центре более затратно для бизнеса, чем скидки.

«СП»: По подсчетам Банка России, медианная оценка инфляционных ожиданий населения на годовом горизонте в прошлом месяце уменьшилась до 13,0%. Можно предполагать, что сейчас инфляционные ожидания людей со средним достатком позволят раскрутиться авторынку?

— Все равно есть сдерживание спроса из-за нехватки накоплений для того, чтобы купить автомобиль сразу. Цены на автомобили выросли слишком сильно. Сейчас покупка машины становится непосильной. Мы приблизились к тому моменту, когда автомобиль опять начинает становиться роскошью.

«СП»: Может ли импорт мотоциклов, в том числе импортируемые из Китая, как-то исправить ситуацию, если они стоят дешевле, в том числе в обслуживании?

— Они в целом дешевле, но рынок более узкий. Мотоциклами и мопедами пользуется куда меньше людей. Это совершенно другой тип транспорта. Также есть сдерживающие факторы — климатический и возрастной. Все же мототранспортом больше пользуется молодежь. К тому же премиальные бренды мотоциклов все равно стоят достаточно дорого.

Последние новости
Цитаты
Станислав Митрахович

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня