«Политика руководства телевидения безобразная. Она не способствует развитию людей...»
Роберт Нигматулин

Продажи новых автомобилей на российском рынке в этом году составят 1,5 млн штук, заявил замглавы Минпромторга Альберт Каримов. Это на 16,7% меньше, чем в прошлом году.
«Тем не менее, рассчитываем, что меры стимулирования спроса позволят поддерживать необходимый уровень с учетом корректировки производственных программ, которые есть на сегодняшний день у наших производителей», — заверил Каримов.
Руководитель министерства Антон Алиханов в октябре прогнозировал, что продажи легковых авто в 2025 году составят примерно 1,3−1,4 млн штук (на 25% меньше прошлогоднего показателя).
В следующем году объем сохранится примерно на таком же уровне (1,35−1,4 млн), отмечал директор департамента продаж новых автомобилей компании «Рольф» Николай Иванов в разговоре с Autonews. Он также предупредил о рисках изменения экспортной политики Китая — сформировался тренд определенного дефицита авто.
Еще один утильсбор: Таможне спустили повышенный план, она снова трясет кошельки автолюбителей
За что должны доплатить владельцы тысяч машин, ввезенных из Казахстана?
По последним подсчетам агентства «Автостат», в январе-октябре 2025 года продажи новых легковых автомобилей упали к аналогичному периоду прошлого года почти на 20%, до 1,061 млн единиц. Темпы падения продаж Lada оказались быстрее, чем в среднем по рынку: -25%, до почти 271 тыс. проданных машин.
Большая часть ведущих китайских брендов существенно потеряли часть своих позиций в России. Так, продажи Geely упали на 41%, до 76,6 тыс. единиц, а Chery — на 29,2%, до 94,4 тыс. Haval потерял в продажах не так много по сравнению с остальными: -15,2%, до 135,8 тыс. штук., что позволило китайской компании даже повысить долю на российском рынке — с 12,08% до 12,8%.
Негативную ситуацию немного стабилизировали рост продаж белорусско-китайского Belgee на 74,9%, до 51,2 тыс. и выход на рынок российского бренда Tenet (+11,4 тыс. проданных авто), который возник после объединения усилий «АГР Холдинг» (компания развивает бывшие заводы Volkswagen и General Motors) и китайской Defetoo.
В этом году также выросли продажи Solaris (+128,1%, до 27,3 тыс.) и Toyota (+25,2%, до 17 тыс.). В итоге только четыре автомобильных бренда из десятки ведущих оказались в плюсе.
Ответственный секретарь отечественной части Российско-Китайской палаты Павел Устюжанинов рассчитывает, что в ближайшем будущем спад продаж автомобилей будет не очень высоким.
— Однако повышение утилизационного сбора и увеличение цен на российские и зарубежные марки говорит о том, что покупательная способность россиян в этом секторе будет снижаться.
Перед Новым годом ожидается, что автодилеры все же предпримут усилия и организуют праздничные скидки.
Тем более машин на складах хватает. Правда, эта тенденция не касается специально заказанных автомобилей в Китае и других странах, которые индивидуально доставляются российским покупателями.
Все покажет первый квартал 2026 года. Цены на авто во многом будут зависеть от инфляционных ожиданий граждан в этом секторе. В конце 2025 года россияне, прогнозируя более высокую стоимость автомобилей в будущем, могут направить свои средства на покупку легковых авто.
Влияние этого фактора будет усилено скидками к началу года. Также есть надежда, что китайские автодилеры сделают скидки на Китайский новый год (17 февраля-2 марта в 2026 году).
В целом зимние месяцы, возможно, будут лучшими месяцами продаж автомобилей. Но при сохранении тенденции в будущем году в целом все же будет наблюдаться спад продаж.
«СП»: Получается, что скидки у автодилеров является единственным статистически значимым способом наращивания продаж в текущих условиях?
— Это так. Большую роль сыграют реклама скидочных кампаний. Автодилеры скорее всего будут закупать транспорт в меньших объемах в течение следующего года в ожидании улучшения экономической ситуации.
Нужно, к примеру, дождаться снижения ключевой ставки. Глобально финансовые условия для увеличения продаж ожидаются только, если правительство и ЦБ будут стимулировать рост торговли.
Думаю, что покупатели будут прислушиваться к информационным сообщениям об изменении макроэкономической ситуации. При благоприятных финансовых условиях можно ожидать, что вторая половина 2026 года станет переломным моментом для увеличения продаж автомобилей.
«СП»: Почему значительно выросли продажи белорусско-китайского Belgee, несмотря на спад почти всех лидирующих на российским рынке брендов?
— Дело в том, что повышение цен на отечественные автомобили также повлияли на рынок.
Покупатели стали искать более оптимальные модели с точки зрения цены и качества.
Поэтому предложения новых брендов и производств, которые находятся в дружественных странах, также стали внимательнее рассматриваться россиянами.
Но это опять же не касается тех покупателей, которые привержены определенным зарубежным брендам, и напрямую заказывают модели, которые их интересуют.
На массовых потребителей, помимо баланса цены и качества, оказывают влияние экспертные обзоры новых моделей. Они могут подстегнуть к покупке новых марок и даже брендов, которые выходят на российский рынок.
Над зарплатами сгустились тучи: 2026 год может вызвать лавину задержек. Прокурор не поможет
Серьезные признаки грядущей большой проблемы появились уже сегодня
«СП»: Есть ли у нового российского бренда Tenet возможности для конкуренции с Lada?
— Не стоит забывать, что тестовый период новых марок на российском рынке обычно находится в пределах года.
За это время у новых машин есть шансы продемонстрировать надежность и конкурентоспособность по отношению к другим моделям их класса. Если во время тестового периода отзывы будут положительными, то покупателей новых машин будет больше.
В целом, то, что совместные предприятия с китайскими компаниями как в России, так и в дружественных странах, предлагают новые товары российским потребителям, является положительным фактором.
«СП»: Почему за последние месяцы усилились позиции Solaris и Toyota?
— В том числе за счет сохранения поставок из дружественных стран, и в рамках параллельного импорта. Машины Toyota уже давно пользуются в России особой популярностью, этот бренд остается символом надежности.
За последние десятилетия южнокорейские бренды также нарастили качество, поэтому продажи Solaris тоже всегда находились на хорошем уровне.
Китайские бренды в свою очередь сейчас не особо отстают, постепенно улучшая качество автомобилей и прислушиваясь к отзывам покупателей.