пятница, 12 декабря
совместно с Жэньминь жибао
Авто / Китай сегодня
10 декабря 17:53

«Лада Веста» — это даже не смешно. Китай готов подмять под себя весь мировой авторынок

КНР через несколько лет уничтожит в конкурентной борьбе европейских и американских грандов автопрома

10692
«Лада Веста» - это даже не смешно. Китай готов подмять под себя весь мировой авторынок
Фото: VCG/Visual China Group/ТАСС

Си Цзиньпин — как царь Мидас. К какой бы экономической отрасли не прикоснулся китайский лидер, в ней тут же начинают доминировать китайцы. Так было с производством гаджетов и компьютеров, дронов и ракет, с нейросетями и маркетплейсами.

Теперь Китай захватывает глобальный автомобильный рынок. Благодаря электромобилям, конечно. Ведь уже через несколько лет ездить «на бензине» будет все равно, что ездить на лошади.

Согласно прогнозам международной консалтинговой компании McKinsey, к 2030 году половину в топ-10 крупнейших автопроизводителей мира займут китайцы. Соответственно, китайцы скинут с мирового Олимпа тех, кто там давно засиделся, — это европейские и американские корпорации.

По данным аналитической компании GlobalData, в прошлом году два китайских гиганта уже прорвались в топ-10 мировых лидеров по объёму продаж. BYD, безусловный лидер в производстве электромобилей в Китае, заняла пятое место с показателем 4,3 миллиона проданных автомобилей. За ней следует Geely Holding Group, владеющая Volvo Cars, которая замкнула десятку с 3,3 миллионами проданных авто.

Читайте также
Слуги народа за народ или за олигархов? Проект Трудового кодекса от КПРФ отклонен Госдумой без обсуждения Слуги народа за народ или за олигархов? Проект Трудового кодекса от КПРФ отклонен Госдумой без обсуждения Сергей Обухов: Мы заставили парламентские фракции обнажить свои настоящие лица

Большая часть продаж этих компаний пока приходится на внутренний рынок, однако амбиции Китая простираются далеко за его пределы.

BYD прогнозирует, что по итогам 2025 года ее экспорт составит около 20% от общего объёма продаж (по сравнению с 10% в прошлом году). Корпорация планирует продать от 800 тысяч до 1 миллиона электромобилей за пределами Китая.

Помимо уже утвердившихся лидеров, таких как BYD и Geely, в гонку активно включаются и другие китайские компании. Потенциальных кандидатов множество. Государственные автопроизводители SAIC, FAW и Changan, несмотря на то что в прошлом году уступили BYD и Geely по объёму поставок, обладают колоссальными ресурсами и производственными мощностями.

Одновременно на сцену выходят новые, «умные» производители электромобилей, такие как Xiaomi, Xpeng и Leapmotor.

Эти компании демонстрируют стремительный рост продаж, переманивая тысячи покупателей из Китая, которые ранее выбирали Tesla Model 3 и Model Y (у компании Илона Маска уже есть завод в Шанхае и строится Tesla Megafactory, где будут выпускать аккумуляторы).

Успех китайских автопроизводителей не случаен. Им благоволят активная государственная поддержка и высокая готовность потребителей к внедрению инноваций. Китай не просто производит автомобили, он доминирует во всей мировой цепочке поставок электромобилей. Более 70% аккумуляторов для электромобилей по всему миру производятся китайскими компаниями.

Причем сразу две китайские корпорации — CATL и уже упоминавшаяся выше BYD (она выпускает не только готовые авто) занимают первые два места по объёму годового производства.

И понятно, почему Илон Маск строит завод аккумуляторов именно в Китае: под боком будут месторождения редкоземельных металлов, без которых производить батареи для электромобилей невозможно. Если вы забыли: Китай контролирует почти половину всех мировых запасов редкоземельных металлов и две трети их добычи и переработки.

В общем, не стоит удивляться, что на долю Китая (по данным Китайской ассоциации легковых автомобилей) приходится более 30% мирового производства авто.

Читайте также
Валентин Катасонов: Россия взывает о помощи, но на форуме «Россия зовет!» эти взывания почти не слышны Валентин Катасонов: Россия взывает о помощи, но на форуме «Россия зовет!» эти взывания почти не слышны Если промышленное производство падает, а финансисты процветают, значит в экономике творится что-то не то

Китай еще ведь и густонаселенная страна: китайцы покупают сейчас 3 из 5 электромобилей, продаваемых по всей планете.

При этом только на внутренний рынок китайский автопром опираться не будет. Расширение экспорта является критически важным шагом для китайских компаний.

По данным все той же Китайской ассоциации автопроизводителей, за первые 10 месяцев 2025 года Китай экспортировал 5,6 млн автомобилей, включая легковые и коммерческие (микроавтобусы, проще говоря). А это на 16% больше, чем было в прошлом году. И экспорт будет расти впредь двухзначными темпами!

— Китайские автопроизводители будут увеличивать долю продаж за рубежом, чтобы повысить рентабельность и укрепить своё влияние в мировой автомобильной промышленности, — говорит Гао Шэнь, независимый аналитик из Шанхая в интервью South China Morning Post (SCMP).

Продавать за рубеж выгоднее. Чистая прибыль на одно транспортное средство на внутреннем китайском рынке составляет около 5000 юаней. На Западе — 20 тысяч юаней. И потенциально китайцы готовы заполонить своими автомобилями весь мир.

По итогам года производство транспортных средств в Китае может достичь 33 миллионов единиц, а потенциальная производственная мощность составляет около 50 миллионов.

Leapmotor, например, уже объявила о своем выходе на рынки Бразилии и Чили (суммарно это почти 250 млн человек). Потом пойдет на другие южноамериканские рынки, включая Аргентину, Колумбию и Эквадор.

Еще один китайский производитель электромобилей Nio нацелился на Европу, Северную Америку и Азию. Продавать тут будет миникары Firefly, которые будут конкурировать с такими брендами, как BMW Mini и Mercedes-Benz Smart.

Ну а IM Motors (подразделение SAIC) уже начало продавать свои внедорожники IM6 в Новой Зеландии. Стоит машина примерно $38 тысяч. Всего в полтора раза дороже, чем «Лада Веста». А качество, сами понимаете, даже и сравнивать без слез за российский автопром невозможно.

Последние новости
Цитаты
Анжелика Глазкова

Политик, депутат Госдумы РФ

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня