Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Бизнес в России
25 декабря 11:41

«Спираль смерти» АвтоВАЗа: Lada несется в пропасть, предлагая 1,5 млн за «ведро с болтами»

Руководство гиганта из Тольятти работает по принципу, а «зачем делать лучше, если и так купят»?

19804
«Спираль смерти» АвтоВАЗа: Lada несется в пропасть, предлагая 1,5 млн за «ведро с болтами»
Фото: Belkin Alexey/news.ru/Global Look Press

Российский автопром оказался худшей отраслью промышленности в текущем году. Эксперты в оценках практически единодушны: это не временный спад, дело серьезнее.

Исследование показывает, что отрасль переживает не циклическую коррекцию, а структурный кризис, который может стать опережающим индикатором общеэкономических проблем. По данным Росстата, за январь-октябрь 2025 года производство автотранспортных средств сократилось на 22,2% в годовом выражении, при этом только в октябре спад достиг 38,4%. Это наихудший результат среди всех промышленных отраслей", — говорится в сообщении Центра стратегических разработок (ЦСР).

Легковой сегмент просел так, как никогда раньше. Выпуск легковых автомобилей снизился на 9,6% за 10 месяцев 2025 года. Просто стремительно падает спрос: за 11 месяцев 2025 г. в России реализовали 1 189 546 новых легковых машин — на 17,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого. Продажи Lada, занимающей 25% рынка, сократились на четверть (на те же 25%).

Читайте также
АвтоВАЗ: Возможно ли «черную дыру» превратить в локомотив экономики – или «место тут проклятое»? АвтоВАЗ: Возможно ли «черную дыру» превратить в локомотив экономики — или «место тут проклятое»? Над чем заставляет задуматься очередной отзыв продукции из Тольятти

Если бы год назад, в декабре 2024-го, кто-то сказал, что флагман российского автопрома закончит следующий год с падением продаж почти на четверть, его бы назвали паникером. Тогда, на волне повышения утилизационного сбора и громких обещаний, казалось, что «Лада» вот-вот вернет себе былую славу.

Но сегодня, в конце декабря 2025 года, глядя на эти сухие цифры отчетов, видим не триумф, а начало системного коллапса. Падение продаж Lada Granta на 28,4% и Vesta на 34,8% — это не просто временные трудности. Это сигнал о том, что экономическая модель, основанная на схеме «автомобиль любой ценой, лишь бы свой», полностью исчерпала себя.

Сразу отметим, что главная причина катастрофы — потеря связи с реальностью в ценообразовании. АвтоВАЗ долгое время играл роль производителя «входного билета» в автомобильный мир. В 2025 году этот билет стал не по карману целевой аудитории. Но руководство этого гиганта живет в своей реальности.

Вот, например, официальный прайс-лист октября 2025 года. Маркетологи завода рисуют красивую цифру: базовая Lada Granta в комплектации Standard стоит 749 900 рублей. Но это заманчиво смотрится только на бумаге. Как подтверждают отчеты дилеров, найти такую машину в свободной продаже невозможно.

Реальность начинается с комплектации Classic, рекомендованная цена которой — 966 000 рублей. За эти деньги покупатель получает машину с 90-сильным 8-клапанным мотором, одной подушкой безопасности и электроусилителем руля. Но самое циничное — в машине за миллион (с учетом дилерских накруток) нет кондиционера! Чтобы получить элементарную прохладу летом, нужно брать версию Classic Кондиционер за 1 047 000 рублей.

В реальности, с учетом кредитных ставок и страховок, «бюджетная» «Гранта» обходится семье в 1,5−1,6 млн рублей. Рынок просто не может переварить такие цены за платформу, которой уже не один десяток лет. И это вариант для тех, кто считает каждую копейку, чтобы скопит на машину.

А вариант для «богатых», Lada Iskra (ей прочили роль «убийцы» бюджетных иномарок и идеальной замены «Гранте» — «СП») — если собрать все доплаты, составит сумму не менее, 1, 7 миллиона рублей. При этом технически «Искра» — это компиляция старых решений. За эти деньги потребитель видит перед собой не прорыв, а попытку продать старые технологии в новой обертке по цене китайского кроссовера двухлетней давности. Позиционирование «Искры» оказалось стратегической ошибкой: она слишком дорога для такси и регионов, и слишком проста, чтобы конкурировать с Haval Jolion или Chery Tiggo 4, которые предлагают турбомоторы и современные опции.

В 2023 г. китайские авто делали 61% среди продаж на российском авторынке, хотя в 2021 г. им досталось лишь 9%. В первом полугодии 2024 г. китайцы отстояли 59% в массовом сегменте леговушек и 80% в премиальном. Производители Chery и Haval уже обогнали по этому показателю АвтоВАЗ. Поскольку качество и ценник несколько иные. В 2024 г. китайцы обещали продать на российском рынке в 2024 г. 1,2−1,4 млн автомобилей, хотя никогда раньше им не покорялась отметка в миллион

Но подчеркнем ещё раз: проблема не только в ценах, но и в головах ведущего менеджмента предприятия. Их беспокоит китайское наступление. Которое, правда, в 2025 году резко снизилось из-за общего упадка авторынка и покупательной способности граждан.

Так что же предлагают главные производители отечественных авто для борьбы с иностранными конкурентами? Повысить качество продукции, перенять чей-то опыт? Отнюдь. Ещё в 2024 году президент этого крупнейшего предприятия Максим Соколов предложил увеличить утилизационный сбор для защиты российского автопрома. Причем в три раза!

Он предложил установить поэтапно растущую шкалу утильсбора для легковых, коммерческих и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, строительной и дорожной техники, автобусов, а также электромобилей.

Тогда Соколов сетовал, что «зарубежные автопроизводители проводят в России «программу масштабной ценовой экспансии, что позволяет их брендам за счет эффекта масштаба предоставлять долгосрочные и практически неограниченные по размеру скидки на внешних рынках, включая и российский». И в итоге цены на утильсбор подняли.

А директор по продуктам и программам АвтоВАЗа Олег Груненков прямо ответил на вопрос, может ли компания создать автомобиль уровня BMW 5-й серии: «Да, можем, но зачем?». Эта фраза, прозвучавшая в рамках заводской PR-кампании, стала ключевой для понимания текущей стратегии крупнейшего российского автопроизводителя.

Как отмечают аналитики авторынка, эта фраза стала не столько технологическим признанием отсталости, сколько декларацией рыночной стратегии: в условиях отсутствия конкуренции нет стимулов к инновациям.

Руководство завода, похоже, искренне уверено, что их монополия вечна. Фразы о том, что «Lada» — это лучшее, что мы можем предложить", звучат как признание в профнепригодности. Вместо того чтобы бороться за эффективность, внедрять новые платформы и снижать издержки, завод выбрал тактику обиженного монополиста.

Читайте также
«Лада Веста» - это даже не смешно. Китай готов подмять под себя весь мировой авторынок «Лада Веста» — это даже не смешно. Китай готов подмять под себя весь мировой авторынок КНР через несколько лет уничтожит в конкурентной борьбе европейских и американских грандов автопрома

Технологическое отставание здесь оправдывают фразой «думать и работать как японец или немец никто не хочет». Но китайские автопроизводители за 10 лет прошли путь от копирования до лидерства. Почему наш путь — это бесконечная модернизация моторов из 80-х и жалобы на то, что потребитель не ценит «отечественное»?

Это философия, которая ведет в тупик. Покупатель не хочет слышать оправдания про «сложные условия». Он хочет получить за свои 1,5 миллиона рублей современную машину, а не «ведро с болтами» с гарантией, которая работает через раз.

Сейчас в верхах, похоже, стала работать такая психология: машина не средство передвижения, а роскошь, народ разжирел, пусть платит. А потребитель тем временем уходит на «вторичку» и добивает старый сегмент иномарок. Который тоже долго не продлится. Хотя сейчас за 1,5−1,7 млн рублей (цена «Искры» или «Весты») вторичный рынок предлагает огромный выбор: от свежих «корейцев» до надежных «японцев» с правым рулем. Но опять же, народ после всех «реформ» реально стал беднее.

АвтоВАЗ же вошел в классическую «спираль смерти»: падение продаж ведет к снижению выручки, что заставляет поднимать цены на машины, чтобы покрыть постоянные издержки, а рост цен, в свою очередь, еще сильнее обваливает продажи.

Что будут делать власти — большой вопрос. Пока они уже ряд лет идут на поводу у этих руководителей, которые открыто говорят: «А зачем делать лучше?». Вливают миллиарды, практически в порядке обязаловки внедряют их модели в бюджетные организации, госорганы, полицию. Значит, нормального государственного видения на перспективу пока нет.

Последние новости
Цитаты
Владимир Соловьев

Председатель Союза Журналистов России

Олег Смолин

Депутат ГД РФ

Евгений Сатановский

Президент Института Ближнего Востока

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня