Авто
22 февраля 2014 13:12

Пиарова машина

Пессимистические «ё-настроения»: проекту «ё-мобиль» предрекают скорое закрытие

2998

««Начало производства «ё-мобилей» отложено на неопределенный срок. Об этом на конференции «Автоинвест» заявил председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин. По его словам, правительство Петербурга задавало компании вопрос по поводу начала производства. «Из разговора стало очевидно, что проект, мягко говоря, задерживается», — добавил Мейксин, при этом подчеркнув, что пока компания «ё-авто» остается резидентом промзоны «Марьино» в пригороде Санкт-Петербурга.

Днем позже появились сообщения ряда СМИ, что амбициозный проект первого российского гибридного автомобиля может быть и вовсе закрыт из-за проблем с финансированием. К примеру, источник «Газеты.ру», бывший сотрудник «ё-авто», рассказал изданию, что «ё-мобиль» не задумывался как голый пиар-проект: работа реально велась, есть запатентованные уникальные разработки. Но после того, как «окончательно пришло понимание того, что сделать „ё-мобиль“ конкурентным по цене не получится» стало понятно, что до производства автомобиля дело, видимо, не дойдет. Если же проект все-таки закроют, говорит собеседник «Газеты.ру», то на строящемся под Санкт-Петербургом заводе может быть налажено производство суперконденсаторов — того самого ноу-хау в сборке гибридов, которым Михаил Прохоров хотел поразить автомобильное сообщество.

Однако источник, близкий к группе ОНЭКСИМ опроверг все слухи, заявив ИТАР-ТАСС, что проект по производству гибридных «ё-мобилей» заморожен не будет: компания просто ищет технологического партнера, который смог бы взять на себя все производственные вопросы, связанные с массовым выпуском машины.

Напомним, «ё-мобиль» — проектируемый гибридный российский автомобиль, двигатель которого, как уверяют разработчики, адаптирован под работу как на бензине, так и на природном газе. Разрабатывается силами белорусской компании «Яровит Моторс» и инвестиционной Группы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова. Официально о старте этого проекта было объявлено 12 апреля 2010 года. К концу года была представлена машина в трех кузовах — минивэн, кросс-купе и городской фургон. Уже через год компания начала принимать предзаказы на первые автомобили. Первой серийной моделью «Ё-авто» должен был стать полноразмерный внедорожник «Джи» (G) класса. Однако смещение ранее запланированных сроков строительства завода в Марьино и постановки ё-автомобилей на линию производства породили в российском обществе немалый скепсис. Так, многие эксперты высказывали мнение, что заявления о серийном запуске «ё-мобиля» — не что иное, как пиар-ход, связанный с избирательной кампанией Михаила Прохорова на президентских выборах 2012 года, и предрекали скорое закрытие проекта.

Летом 2013 года на пресс-конференции, на которой Прохоров заявил, что ни он, ни другой член «Гражданской платформы» не будут принимать участие в выборной гонке мэра Москвы, бизнесмен заявил, что с проектом все в порядке и посеял интригу словами: «Пристально следите за сообщениями с Петербургского международного экономического форума-2013».

И действительно, Михаил Прохоров и гендиректор Группы ОНЭКСИМ Дмитрий Разумов подъехали на территорию форума на двух «ё-кроссоверах». Правда, полноценная пиар-акция не состоялась: на территорию, где проходит Международный экономический форум, их на машинах не пустили сотрудники ФСО. В начале июля журналисты получили возможность поездить на автомобиле от Прохорова на Дмитровском полигоне в Подмосковье. В целом отзывы от такого тест-драйва у представителей СМИ были положительными. А позже возможность протестировать «ё-кроссовер» получили жители столицы и даже регионов: Рязани, Владимира, Иваново. Почему выбор пал на эти города? Все просто: там Прохоров перед выборами 8 сентября встречался с местным партактивом, а заодно лично рассказывал о достоинствах «ё-авто» жителям провинции.

— Разработка и якобы предстоящий серийный запуск «ё-мобилей» — это пиар-кампания, в этом даже сомневаться не стоит, — считает независимый политолог Павел Святенков. — На мой взгляд, да и никакой партии всерьез не существует, есть только сам Прохоров. И пока складывается такое впечатление, что он в политику играет, а не занимается ей серьезно. Не знаю, может, его сестра (с 20 декабря 2013 года партию «Гражданская платформа» возглавляет сестра бизнесмена Ирина Прохорова, сам Михаил Прохоров теперь возглавляет федеральный политический комитет партии. — прим. редакции) намерена работать по-другому, но пока что — тихо. Причем Прохоров не активен демонстративно, хотя он, олигарх, способен затеять пиар-кампанию любого уровня. Но он этого не делает и складывается впечатление, что он в политике скучает и его, что называется, просто попросили постоять на «политическом поле».

Автоэксперт, замглавного редактора журнала «Авторевю» Леонид Голованов говорит, что «ё-мобиль» — интересный стартап, который изначально не носил какой-либо политической окраски.

— В чем инновационность проекта «ё-мобиля»? В новаторской конструкции кузова с применением композитных материалов и высокопрочных пластмасс — это, кстати, современный тенденция, которой следуют ведущие мировые автопроизводители, а также — в применении гибридной силовой установки с использованием суперконденсаторов вместо тяжелых аккумуляторных батарей. Какие-то технические аспекты были выбраны правильно, какие-то нет.

Проект был начат белорусскими энтузиастами, можно сказать — дилетантами в автомобильном деле, и не носил какой-то политической подоплеки. Проект очень интересный, но во всем мире такие стартапы открываются и закрываются ежегодно. С моей точки зрения, идея воплотить такое авто в жизнь — оригинальна и в чем-то инновационна, в энергетической части — надуманна, поэтому и нереализуема в массовом автомобилестроении. Тем более она нереализуема в условиях России, Белоруссии и Украины, где нет достаточного количества поставщиков комплектующих.

Несомненно, удачей инициаторов проекта было то, то они убедили Прохорова вложиться в этот стартап. Да, для бизнесмена он был выгоден в плане пиара, но, насколько я понимаю, Прохоров в силу недостаточной компетенции в вопросах автомобилестроения поверил в реализуемость проекта. Но сейчас, видимо, происходит то, о чем предупреждали автомобильные эксперты — Прохоров и его коллеги осознали всю сложность стоящей перед ними задачи: для того, чтобы провести ОКР — опытно-конструкторские разработки — в полном объеме потребуются годы и очень серьезные вложения. А о том, что ОКР переносятся на неопределенное время стало известно чуть ли не год назад. И сейчас все зависит от Прохорова: будет ли он дальше инвестировать в этот проект или нет. Но очевидно, что рано или поздно бизнесмен это делать перестанет, потому что он и его коллеги с самого начала недооценили масштаб и сложность стоящих перед ними технических задач.

«СП»: — То есть первый российский автомобиль не мог стать таковым, потому что в России нет условий для нормальной автопромышленности?

— Как мы сейчас видим, даже на автомобилях «УАЗ» и «Лада», к сожалению, появляется все больше и больше компонентов зарубежного производства. Потому что у нас никогда не было автопромышленности в ее нормальном западном понимании.

Замглавного редактора журнала «За рулем», автоэксперт Игорь Моржаретто уверен, что идея создать «ё-мобиль"изначально была авантюрой и пиар-проектом.

— Массового «Ё-мобиля» и быть не могло, потому что с самого начала было обещано столько, сколько не в состоянии сделать крупная автокомпания. Создать с нуля автомобиль такого плана в условиях России — невозможно, это фантастика. Помните, у Гоголя Манилов мечтал построить мост и дом, с надстройки которого можно было бы видеть Москву? Так вот мечты о создании «ё-мобиля» из этой же серии. К тому же «ломоносовых», к сожалению, среди наших изобретателей нет. По крайне мере, я не слышал, чтобы кто-то из них последние 10 лет предлагал что-то инновационное в автомобилестроении. Автомобиль — сложнейший технический объект, где сочетается множество составляющих, поэтому создать серийную инновационную модель на пустом месте — стопроцентная авантюра.

Фото: РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Анатолий Баранов

Политолог, журналист

Александр Сегал

Политконсультант, кандидат философских наук

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист

Комментарии
Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня