Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто
22 февраля 2014 13:12

Пиарова машина

Пессимистические «ё-настроения»: проекту «ё-мобиль» предрекают скорое закрытие

2999

««Начало производства «ё-мобилей» отложено на неопределенный срок. Об этом на конференции «Автоинвест» заявил председатель комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максим Мейксин. По его словам, правительство Петербурга задавало компании вопрос по поводу начала производства. «Из разговора стало очевидно, что проект, мягко говоря, задерживается», — добавил Мейксин, при этом подчеркнув, что пока компания «ё-авто» остается резидентом промзоны «Марьино» в пригороде Санкт-Петербурга.

Днем позже появились сообщения ряда СМИ, что амбициозный проект первого российского гибридного автомобиля может быть и вовсе закрыт из-за проблем с финансированием. К примеру, источник «Газеты.ру», бывший сотрудник «ё-авто», рассказал изданию, что «ё-мобиль» не задумывался как голый пиар-проект: работа реально велась, есть запатентованные уникальные разработки. Но после того, как «окончательно пришло понимание того, что сделать „ё-мобиль“ конкурентным по цене не получится» стало понятно, что до производства автомобиля дело, видимо, не дойдет. Если же проект все-таки закроют, говорит собеседник «Газеты.ру», то на строящемся под Санкт-Петербургом заводе может быть налажено производство суперконденсаторов — того самого ноу-хау в сборке гибридов, которым Михаил Прохоров хотел поразить автомобильное сообщество.

Однако источник, близкий к группе ОНЭКСИМ опроверг все слухи, заявив ИТАР-ТАСС, что проект по производству гибридных «ё-мобилей» заморожен не будет: компания просто ищет технологического партнера, который смог бы взять на себя все производственные вопросы, связанные с массовым выпуском машины.

Напомним, «ё-мобиль» — проектируемый гибридный российский автомобиль, двигатель которого, как уверяют разработчики, адаптирован под работу как на бензине, так и на природном газе. Разрабатывается силами белорусской компании «Яровит Моторс» и инвестиционной Группы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова. Официально о старте этого проекта было объявлено 12 апреля 2010 года. К концу года была представлена машина в трех кузовах — минивэн, кросс-купе и городской фургон. Уже через год компания начала принимать предзаказы на первые автомобили. Первой серийной моделью «Ё-авто» должен был стать полноразмерный внедорожник «Джи» (G) класса. Однако смещение ранее запланированных сроков строительства завода в Марьино и постановки ё-автомобилей на линию производства породили в российском обществе немалый скепсис. Так, многие эксперты высказывали мнение, что заявления о серийном запуске «ё-мобиля» — не что иное, как пиар-ход, связанный с избирательной кампанией Михаила Прохорова на президентских выборах 2012 года, и предрекали скорое закрытие проекта.

Летом 2013 года на пресс-конференции, на которой Прохоров заявил, что ни он, ни другой член «Гражданской платформы» не будут принимать участие в выборной гонке мэра Москвы, бизнесмен заявил, что с проектом все в порядке и посеял интригу словами: «Пристально следите за сообщениями с Петербургского международного экономического форума-2013».

И действительно, Михаил Прохоров и гендиректор Группы ОНЭКСИМ Дмитрий Разумов подъехали на территорию форума на двух «ё-кроссоверах». Правда, полноценная пиар-акция не состоялась: на территорию, где проходит Международный экономический форум, их на машинах не пустили сотрудники ФСО. В начале июля журналисты получили возможность поездить на автомобиле от Прохорова на Дмитровском полигоне в Подмосковье. В целом отзывы от такого тест-драйва у представителей СМИ были положительными. А позже возможность протестировать «ё-кроссовер» получили жители столицы и даже регионов: Рязани, Владимира, Иваново. Почему выбор пал на эти города? Все просто: там Прохоров перед выборами 8 сентября встречался с местным партактивом, а заодно лично рассказывал о достоинствах «ё-авто» жителям провинции.

— Разработка и якобы предстоящий серийный запуск «ё-мобилей» — это пиар-кампания, в этом даже сомневаться не стоит, — считает независимый политолог Павел Святенков. — На мой взгляд, да и никакой партии всерьез не существует, есть только сам Прохоров. И пока складывается такое впечатление, что он в политику играет, а не занимается ей серьезно. Не знаю, может, его сестра (с 20 декабря 2013 года партию «Гражданская платформа» возглавляет сестра бизнесмена Ирина Прохорова, сам Михаил Прохоров теперь возглавляет федеральный политический комитет партии. — прим. редакции) намерена работать по-другому, но пока что — тихо. Причем Прохоров не активен демонстративно, хотя он, олигарх, способен затеять пиар-кампанию любого уровня. Но он этого не делает и складывается впечатление, что он в политике скучает и его, что называется, просто попросили постоять на «политическом поле».

Автоэксперт, замглавного редактора журнала «Авторевю» Леонид Голованов говорит, что «ё-мобиль» — интересный стартап, который изначально не носил какой-либо политической окраски.

— В чем инновационность проекта «ё-мобиля»? В новаторской конструкции кузова с применением композитных материалов и высокопрочных пластмасс — это, кстати, современный тенденция, которой следуют ведущие мировые автопроизводители, а также — в применении гибридной силовой установки с использованием суперконденсаторов вместо тяжелых аккумуляторных батарей. Какие-то технические аспекты были выбраны правильно, какие-то нет.

Проект был начат белорусскими энтузиастами, можно сказать — дилетантами в автомобильном деле, и не носил какой-то политической подоплеки. Проект очень интересный, но во всем мире такие стартапы открываются и закрываются ежегодно. С моей точки зрения, идея воплотить такое авто в жизнь — оригинальна и в чем-то инновационна, в энергетической части — надуманна, поэтому и нереализуема в массовом автомобилестроении. Тем более она нереализуема в условиях России, Белоруссии и Украины, где нет достаточного количества поставщиков комплектующих.

Несомненно, удачей инициаторов проекта было то, то они убедили Прохорова вложиться в этот стартап. Да, для бизнесмена он был выгоден в плане пиара, но, насколько я понимаю, Прохоров в силу недостаточной компетенции в вопросах автомобилестроения поверил в реализуемость проекта. Но сейчас, видимо, происходит то, о чем предупреждали автомобильные эксперты — Прохоров и его коллеги осознали всю сложность стоящей перед ними задачи: для того, чтобы провести ОКР — опытно-конструкторские разработки — в полном объеме потребуются годы и очень серьезные вложения. А о том, что ОКР переносятся на неопределенное время стало известно чуть ли не год назад. И сейчас все зависит от Прохорова: будет ли он дальше инвестировать в этот проект или нет. Но очевидно, что рано или поздно бизнесмен это делать перестанет, потому что он и его коллеги с самого начала недооценили масштаб и сложность стоящих перед ними технических задач.

«СП»: — То есть первый российский автомобиль не мог стать таковым, потому что в России нет условий для нормальной автопромышленности?

— Как мы сейчас видим, даже на автомобилях «УАЗ» и «Лада», к сожалению, появляется все больше и больше компонентов зарубежного производства. Потому что у нас никогда не было автопромышленности в ее нормальном западном понимании.

Замглавного редактора журнала «За рулем», автоэксперт Игорь Моржаретто уверен, что идея создать «ё-мобиль"изначально была авантюрой и пиар-проектом.

— Массового «Ё-мобиля» и быть не могло, потому что с самого начала было обещано столько, сколько не в состоянии сделать крупная автокомпания. Создать с нуля автомобиль такого плана в условиях России — невозможно, это фантастика. Помните, у Гоголя Манилов мечтал построить мост и дом, с надстройки которого можно было бы видеть Москву? Так вот мечты о создании «ё-мобиля» из этой же серии. К тому же «ломоносовых», к сожалению, среди наших изобретателей нет. По крайне мере, я не слышал, чтобы кто-то из них последние 10 лет предлагал что-то инновационное в автомобилестроении. Автомобиль — сложнейший технический объект, где сочетается множество составляющих, поэтому создать серийную инновационную модель на пустом месте — стопроцентная авантюра.

Фото: РИА Новости

Последние новости
Цитаты
Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня