25 марта в рамках презентации, состоявшейся в Москве, были представлены две основные версии нового авто — с «механикой» и «автоматом». Краткий тест-драйв, проведенный в рамках презентации, не позволяет сказать о машине что-либо определенное, но поделиться первыми впечатлениями все-таки можно.
Прежде всего, надо напомнить, что сегодня мы наблюдаем уже второе пришествие китайской компании Brilliance China Auto в Россию. Первая попытка была предпринята в 2005—2008 годах и не увенчалась успехом. В общей сложности было продано всего около тысячи авто. В ходе презентации представитель компании объяснил эту неудачу обстоятельствами кризиса 2008 года. И определенная доля истины в этом, конечно, есть.
Но существует и другая сторона вопроса. В 2008 году автору этих строк удалось опробовать новые модели Brilliance China Auto в Шеньяне — городе, где находится компания. А также побывать на сборочном конвейере. Важно отметить, что в полном соответствии со своим ювелирным названием, Brilliance China Auto у себя на родине, в Китае, имеет репутацию производителя элитных авто. В 2003 году было создано совместное предприятие BMW Group и Brilliance China Auto. И уже спустя два года BMW Brilliance выпустила более 15 тыс. автомобилей BMW.
Параллельно предпринимались попытки на основе сотрудничества с баварским концерном создать собственный «китайский BMW», сочетающий в себе дешевизну и немецкое качество. В итоге не удалось ни первое, ни второе. А краткий тест-драйв представленных моделей поразил меня тем, что даже на специально отобранных для иностранной прессы новеньких автомобилях проявились серьезные дефекты: у одного из выхлопной трубы шел дым, у другого гремела плохо закрепленная тепловая защита. Не говоря уже о мелочах типа плохо закрывающихся дверей и слишком «ароматного» пластика салона. В общем, по факту продукция Brilliance China Auto представляла на тот момент типичную продукцию китайского автопрома — не самую качественную и в то же время далеко не самую доступную по цене.
И это — элитная национальная компания.
Вообще, так называемый китайский путь в мировом автопроме — путь подражания, копирования и тотальной экономии на производственных издержках — это тема отдельного материала. У одних этот путь вызывает восхищение, ведь на сегодняшний день общее количество китайских компаний-автопроизводителей сопоставимо с количеством оных во всеми мире. А китайские авто, вслед за китайскими фонариками и пуховиками, разлетелись по всему миру.
Другие китайскую стратегию на дух не переносят. Так как она предполагает снижение издержек за счет нещадной эксплуатации рабочих, природных ресурсов, а также применение заведомо низкокачественных материалов.
В итоге Китай как глобальная страна-завод воленс-неволенс навязывает всему миру собственный образ жизни и ценности, которые и в самом Китае явно не вызывают особого восторга. Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за бытом китайцев, не говоря уже об экологии, песчаных бурях и беспросветном смоге, который накрыл индустриальные центры этой страны.
Но самое поразительное в том, что за два десятилетия реформ Китай так и не представил миру ничего собственного, своего, особенного. Тот же советский автопром, который «чохом» так любят костерить иные недоумки, создал великолепный УАЗ — общепризнанно лучший по проходимости внедорожник в мире. А могучий грузовой «Урал», не имеющий аналогов по проходимости? А «КамАЗ», команда которого регулярно «рвет» всех своих конкурентов на гонке «Париж-Дакар»? А классические «Жигули», сделанные на основе «Фиата»? Между прочим, они утерли нос своему прототипу, став самым распространенным в мире легковым автомобилем.
А сделанная на ВАЗе «Нива»? Она оказалась первым в мире комфортабельным полноприводным внедорожником малого класса, образцом для подражания ряда зарубежных производителей. Я не говорю уже о грандиозной империи русской оборонной промышленности, создавшей, в частности, уникальный «Тигр».
А что же Китай? На какие индустриальные достижения потратил он своё столь тяжкими трудами накопленное золото и ценные облигации, легенды о которых бороздят просторы мирового интернета? Очень интересно было посмотреть на это чудо. Поэтому я и оказался на презентации Brilliance V5.
Увы — чудо вполне предсказуемо оказалось очередной китайской копией. Едва ли не подделкой, поскольку под знакомыми до боли очертаниями изящного кузова скрывается далеко не баварская начинка. В прессе уже сообщалось, что Brilliance V5 едва не рассорила Brilliance и BMW, поскольку внешне кроссовер — копия X1. Но баварцам пришлось-таки наступить на горло собственной песне, поскольку германо-китайское совместное предприятие играет ключевую роль в планах увеличения доли BMW на рынке «Поднебесной».
Наверняка китайцы были горды этой маленькой победой, но порадует ли она покупателей? Единственный доступный российскому потребителю Brilliance V5 двигатель объемом 1,6 л и мощностью 110 л.с. является совместной разработкой Mercedes-Benz, Mitsubishi и Chrysler. Пятиступенчатый «автомат» сконструирован корейцами и японцами. «Механика» сделана в Китае, но — на основе аналога от Toyota.
То же и в салоне. Он мало чем напоминает BMW. В итоге поневоле возникает закономерный вопрос: а в чем хитроумный маркетинговый замысел создателей Brilliance V5? Сделать дешевый BMW? Но перед нами совсем не БМВ. И покупатель очень быстро в этом разберется.
Сделать авто, напоминающее баварский образец по уникальным драйверским качествам? Но объем и мощность Brilliance V5 заведомо ставят крест на таких мечтах. Да и внешне далеко не каждый рядовой потребитель опознает в «китайце» знаменитый прототип. Тем более, что дизайн решетки радиатора изменен радикально.
К тому же не так уж он и дешев. Версия с АКПП — от 690 тыс. руб. И это при том, что «порвавший» рынок Duster предлагается по цене от 540 тыс. руб с АКПП и двигателем 2,0 л.
Но китайцам — виднее, у них свои мотивы и расчеты. Кстати, на презентации было заявлено, что производить авто будут на мощностях компании «ДЕРВЕЙС» в Черкесске. Однако на официальном сайте компании в линейке продукции Brilliance V5 не значится, а заявленный к участию в презентации вице-президент этой компании по развитию Александр Романов на ней так и не появился.
Едва закончилась презентация, я поспешил к новеньким Brilliance V5 на подиуме. Здесь история шестилетней давности отчасти повторилась. Самый беглый осмотр выявил пару дефектов. Плохо закрывалась левая задняя дверь, а в правой передней отошла и болталась, потеряв крепление, верхняя часть внутренней обивки. Не смертельно, конечно, но для презентационного образца — чересчур.
Краткий минидрайв только подтвердил худшие опасения. Несмотря на неполный передний привод, разгоняется авто очень слабо. Так что главное предполагаемое достоинство — расход топлива. Для версии с «автоматом» он заявлен в 8,9 л на 100 км по городу. Цифра неплохая, но убедиться в ее реальности нам еще предстоит.
Не вдохновляет и дизайн торпедо. Особенно устаревшим смотрится маленький экран бортового компьютера, для чего-то запрятанный в глубокую нишу. Впрочем, есть и приятные новости: ни шума, ни дыма из трубы, как в прошлый раз. В салоне тихо и комфортно.
Представители компании видят будущее Brilliance V5 в России как авто для людей 25−35 лет, начинающих свою карьеру. Либо — в качестве подарка, который делают родители «своему ребенку, как правило, девушке».
Иначе говоря, вряд ли нам придется увидеть в Brilliance V5 шикарную блондинку или бизнес-леди. А вот скромную — по московским меркам даму с собачкой — очень может быть. Но китайских товарищей, еще не испорченных песенками о лучших друзьях девушек — бриллиантах, судя по всему, такой результат более чем удовлетворит.
Источник фото: wautom.com