
Spark по-английски значит «искра». Сегодня нам хорошо известно, какое пламя должно было разгореться из этой искры — мировой автомобильной революции крохотных и экономичных против более крупных и более дорогих. Но пока что эта революция так и не состоялась, и наш тестовый Spark дает ясный ответ на вопрос, почему.
Вообще-то Spark, он же Matiz, ведущий родословную от еще более скромного по размерам Tico — любимый автомобиль курьеров горячей пиццы. Один из них даже на полном серьезе уверял меня, что машинка, особенно ее багажник, специально спроектирована под их потребности. И на самом деле Spark может быть настоящей ракетой с двигателем объемом 1,2 литра, мощностью 82 л.с. и «механикой», которая разгоняется до «сотни» за нешуточные даже для более солидных по габаритам авто за 12,9 секунд. Любопытно, что для североамериканского рынка изготавливают сверхбыстрый Spark с разгоном до «сотни» за 11,3 с — американская пицца по неписанным законам геополитики должна быть самой горячей, а Бэтман — самым быстрым.
Но мне для тест-драйва выдали самый медлительный Spark, который точнее было бы назвать Park, устремляющийся к «сотне» за позорные 17,5 с. Такому тихоходу самое место на парковке, но мне пришлось на нем ехать и, честно говоря, к пятой сотне я от своего Спарка-парка порядком устал.
Во-первых, для того, чтобы удержаться в потоке и выжать хотя бы обещанные 17,5 секунд, приходилось нещадно насиловать силовой агрегат этого аппарата, состоящий из движка объемом 1 л мощностью 68 л. с. и древней автоматической коробки передач — с благополучно забытыми многими овердрайвом и режимами 2 и 1 для езды по плохим и очень плохим дорогам. Кстати, если кто до сих пор не в курсе, режим 2 можно использовать еще и для более шустрого разгона. Другое дело, что в этом случае силовой агрегат от звука старинного пылесоса с переполненным пылесборником переходит к визгу не вовремя разбуженного грудного младенца.
Во-вторых, аудиосистема Spark неважно справляется со своей основной задачей — заглушить пронзительный визг мотора и коробки передач. Да еще и акустика подкачала, что-то не то с басами, и даже во время прослушивания безобидного полонеза Огинского возникает ощущение, что в заднюю дверцу Spark долбит молотками целая банда байкеров, недовольная классическим репертуаром.
В-третьих — статус. Пересесть на Spark означает слишком многое из того, к чему я, несмотря на свой многолетний опыт тест-драйвера, оказался совершенно не готов. Прежде всего, это неплохой тренинг для всех, кто мечтает о смене пола — большинство попутных и встречных водителей уверены, что за рулем существо женского пола и поэтому отважно подрезают и всячески хамят на дороге, уверенные в том, что не получат достойного отпора. И для такой уверенности у них есть все основания — догнать на тестовом авто обидчика не так-то просто. Бедные, бедные наши женщины! Мне-то достаточно было просто настигнуть негодяя и, поравнявшись с ним на светофоре, с легкой укоризной выставить в крохотное спарковское оконце свою коротко стриженную физиономию. И наглецы тут же начинали виновато махать руками или искать на полу неожиданно выпавшие из кармана купюры. А что прикажете делать особам прекрасного пола? Уважаемые водители, увидев на дороге крохотный автомобильчик, будьте галантны! Помните о том, что у самого вежливого водителя, как и у металла, есть свой предел прочности и предел терпения!
В-четвертых — моральный ущерб. Все мои мечты о скромном, но экономичном и практичном авто оказались вдребезги разбиты. Для начала Spark оказался на редкость прожорливым, бортового компьютера здесь нет, я и специально накрутил пару лишних сотен, чтобы поточнее выяснить, сколько горючки требуется на «сотню». Получилась астрономическая цифра — не менее 8 литров в смешанном режиме с преимущественным движением по трассе.
Правда, в ходе тест-драйва стало понятным и другое — повышенный расход, кроме кондиционера в 25-градусную теплынь, вызван чересчур динамичной ездой, попыткой угнаться за окружающими и не быть помехой на дороге. Еще одна причина — явно устаревший бюджетный «автомат». Если ездить на Spark по-женски, по-девичьи, расход можно ощутимо снизить, но в заявленные 6,3 л вы попадете едва ли, разве что без кондиционера. Выход прост — брать версию с «механикой».
Впрочем, существующий Spark явно рассчитан на слабый пол, к тому же — только начинающий вождение. Для этого этого и «автомат», и «новаторский» дизайн, который сам производитель не без скрытой иронии называет «задорным». От этого и космическая цена от 452 тыс. р за версию с механикой и 484 т.р. — с автоматом. А ведь когда-то Matiz начинался от 180 т.р.
В цене — главная загадка и одновременно разгадка того, почему искрометный Spark так и не сделал революции, не совершил переворота на дорогах и в головах водителей. За такие деньги можно найти значительно более удобные для вождения и обитания автомобили.
Но для тех, кто все-таки заинтересуется, обязан сообщить, что у странного международного автомобиля-загадки Spark есть и важные достоинства. Главное среди них — неожиданно мощная энергоемкая подвеска, значительно более комфортная, чем у многих авто неизмеримо более высокого класса. Дизайн экстерьера и интерьера также, без сомнений, найдет своих приверженцев. Причудливые карманчики для вещей, устроенные прямо в торпедо, без сомнения, замысловаты, а необычная панель приборов пусть и слизана с MINI, но еще способна очаровать немало женских сердец.
Кроме того, Spark неожиданно оказался хорош на трассе, особенно на узеньких двухполосных дорожках типа знаменитой подмосковной «бетонки». Нехитрые манипуляции в «автоматом» позволяют успешно обгонять не самые быстрые авто, а скромные габариты заметно упрощают этот процесс. К тому же на крейсерской размеренной скорости в 110−120 км/ч Spark на редкость хорош, завывания силового агрегата исчезают, да и плавность хода, несмотря на короткую базу в 2375 мм, оказывается вполне комфортной — в первую очередь благодаря энергоемкой подвеске.
И все-таки я от Spark устал, а это в ходе тест-драйва случается крайне редко. Слишком много обманутых ожиданий по сравнению с предшественником Matiz, слишком много шума, бензина и денег требует передвижение на этом революционном агрегате. Переворот не состоялся — вот и слава Богу, а также Дженерал Моторс, под чьей опекой находится марка Chevrolet.