Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Авто / Страхование и кредиты
10 августа 2024 14:25

Авто в кредит: у россиян эффект отложенного спроса

530

С начала 2024 года сегмент автокредитования вырос на 53% по сравнению с 2023 годом.

В последние месяцы спрос на автокредиты стремительно рос, так как многие автомобильные бренды, представленные на российском рынке, предлагали клиентам льготные условия кредитования и субсидирования займов, которые позволяли существенно уменьшить сумму переплаты по автокредитам. Размер субсидированной процентной ставки для покупателей в июле составляет 5%-15% годовых (0−10% в первом полугодии). Стандартные ставки по автокредитам теперь находятся в диапазоне 25%-30%.

Привлекательные программы автопроизводителей и дилеров стимулируют многих россиян отказываться от покупки автомобиля за наличные средства, даже при условии достаточных сбережений. Так, в ряде случаев автовладельцу выгоднее разместить свободные средства на депозите под 15−18% годовых и параллельно оформить автокредит под 10−15%. При этом у покупателей нет мотивации досрочно гасить такой кредит, так как максимальную выгоду они получают, если продолжают пользоваться займом длительное время. Благодаря наличию таких программ у ряда автопроизводителей доля кредитных продаж может доходить до 80%.

Несмотря на повышение ключевой ставки ЦБ в июле до 18% и пропорциональный рост ставок по автокредитованию в банках, резкого снижения доли покупок авто на заемные средства в структуре продаж на рынке пока не наблюдается. Существенных изменений в уровне одобрения заявок на автокредиты со стороны банков в июле не фиксировалось. Ключевые факторы, стимулирующие сегодня сегмент автокредитования — потребительские ожидания роста стоимости автомобилей и их возможного дефицита, связанные с заметным повышением утильсбора, удорожанием логистических расходов, обусловленных импортом авто в РФ, возможным ослаблением курса рубля.

Введенные в июле дополнительные ограничения ЦБ в сегменте автокредитования усложняют выдачу целевых займов россиянам при наличии у них других задолженностей. Так, если клиент тратит более 50% ежемесячного дохода на погашение текущей кредитной нагрузки, получить новый кредит в банке будет труднее.

До конца текущего года, ввиду принятых ЦБ мер, роста числа отказов банков и сокращения программ субсидирования ставок, какие-то категории заемщиков могут уйти с рынка. Однако спрос на автомобили будет оставаться на высоком уровне, так как в предыдущие два года многие покупатели занимали выжидательную позицию, и сейчас на рынке наблюдается эффект отложенного спроса.

«Основным драйвером роста доли автомобилей, купленных в кредит в общей структуре продаж, который пока сохраняется в июле, является субсидирование процентных ставок со стороны автопроизводителей. Это позволяет поддерживать спрос на рынке. Благодаря наличию таких кредитных программ, за первое полугодие в нашей стране было продано почти 720 тыс. автомобилей, что на 79% больше, чем за 6 месяцев 2023 года. Отмечу, что ужесточение регуляторных требований к выдаче кредитов на покупку автомобилей и рост ключевой ставки однозначно сигнализируют о том, что к концу года мы увидим снижение доли авто, купленных в кредит, при этом не стоит забывать об альтернативных займам способах поддержки продаж — например, рассрочке», — отметил директор Департамента финансовых услуг ГК АВТОДОМ и ГК АвтоСпецЦентр Дмитрий Мольков.

Напомним, ранее вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр рассказал, какие перспективы ожидают автомобильный рынок.

Новости дня
Цитаты
Михаил Нейжмаков

Политический аналитик

Алексей Куринный

Член комитета Госдумы по охране здоровья, кандидат медицинских наук

Станислав Митрахович

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Фоторепортаж дня