Кажется, нынче самое время переписать эту замечательную шолоховскую повесть. Не потому что она устарела. Просто судьбы у людей стали иными. Судьба шолоховского человека трогала трагизмом столкновения обычной счастливой человеческой жизни с неумолимым катком истории, вписываясь в классическую формулу «что же ты, война проклятая, наделала?». Трагизм судьбы современного человека — отражение не почти метафизического зла, которым был в свое время фашизм, а зла рукотворного, того, что мы делаем сами и каждый день поддерживаем и одобряем. Судьба шолоховского героя обещала светлое будущее впереди, жизненный путь современного человека — только тьму и бездну.
Обсуждаемый в течение недели ролик с «Ютуба», на котором простой русский мужик, ставший известным для интернет-общественности под кличкой «Компот», дает отпор малолетним обидчикам, вовсе не повод для хохм вроде «учитель года», не повод для восхищения его «педагогическими» приемами и проставления лайков. Это хороший повод задуматься о том, какова судьба человека в нашем обществе. Поразмышлять о том, что случилось с этими шестиклассниками, открыто измывающимися над старшими, больными и бедными. Задать вопрос: как получилось, что сам «Компот» проделал путь от человека с именем, фамилией и отчеством, к человеку с собачьей кличкой, как он совершил эволюцию от рабочего человека, нашего с вами соседа до звания «бомж» и объекта насмешек и издевательств. Проследить, как сложился жизненный путь учителей, путь уволившегося директора школы, ставших заложниками сложившейся системы, понуждающей мириться их с такими учениками, заложниками собственной бесхребетности и собственного молчаливого согласия с теми условиями, в которые их ставит общество и существующая образовательная практика.
Этот случай — квинтэссенция, сосредоточие всего того, к чему пришло наше общество за последние годы своего развития.
Шестиклассники, задирающие простого мужика — вовсе не отщепенцы, не похожи они и на больных людей. Нет, они более чем здравы по нынешним меркам в своем отношении к окружающим. И эта «здравость» ужасает больше всего. Их представление о мире и человеке — отражение окончательно обрушившейся в обществе здоровой системы моральных основ и ценностей, свершившегося переворота в системе социальных связей, утраты элементарного здравого восприятия действительности. Здесь все: и отношение к жизни как к жестокому развлечению, и отсутствие страха за то, что «прилетит в ответ», и отказ от привычной классической иерархии, строившейся на уважении к старшим, и замена этой иерархии характерным для современности презрительным отношением к сирым и убогим. В обществе, в котором бедность и жизненные невзгоды — лишь повод для насмешек и издевательств, может ли быть иной психология для школьников, для тех, кто впитывает из жизни все самое распространенное, простое и очевидное?
Показательно здесь и свершающееся наказание над «виновными» (директор школы, педагогический коллектив).
Кто такой директор школы? Просто «козел отпущения». Очередной крючок, на который можно повесить грехи всего общества, списать всю ответственность, для того чтобы продолжить спокойно жить дальше. «Школа виновата» — какой классический, какой простой и эффективный прием!
Вы подумайте, какую страшную эволюцию мы проделали за двадцать с лишним лет — не эволюцию от винтика к человеку, о которой так любили кричать тогда, в конце 80-х, в «Огоньке» и на прогрессивных перестроечных программах, а эволюцию от человека к крючку. В винтике, помимо уничижительного, вспомогательного, было хоть что-то полезное и высокое, он был частью более-менее работающего механизма. Тем, что ты винтик, можно было гордиться — «без меня народ неполный» В крючке важно лишь то, что на него можно что-то повесить, что им можно что-то зацепить. Зацепить и повесить — вот две функции, к которым свелся нынешний человек. Миллионы и миллионы крючков. Вместо состоящего из винтиков работающего общественного механизма — скрюченное общество.
Шестиклассники в этом страшном по своей сути видео демонстрируют это перерождение общества. Они отрабатывают прививаемый им всей окружающей их жизнью навык цепляться. Они пытаются повесить на проходящего мимо прохожего свою злобу, свою неразвитость, заброшенность, свою оставленность в этом скрюченном обществе, они пробуют цепкость растущего крючка. Их поступок — чистое и незамутненное отражение того, чем занимаются в нашем обществе практически все от высоких кабинетов и до жителей угасающего шахтерского городка. Мы все в нем крючки, только функции у нас разные: одни цепляют и одновременно служат вешалкой, другие пока отвоевали себе право только цеплять (должности, звания, доходы, чужие жизни и судьбы), третьи, такие как «Компот», превратились только в вешалку.
Такова судьба человека 2014-го года.
Фото: скриншот youtube.com