Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
28 ноября 2014 11:29

По собственному желанию

Александр Борисов о позиции по Новороссии в творческой среде

3308

В 18 лет ты мечтаешь осчастливить весь мир, но с трудом получается подарить моменты тепла родным и близким. Мечтаешь о большой любви, а упираешься в быт и мелкие разборки. Грезишь высокими идеалами, а тратишь себя на рутину. Весьма вероятно, что существуют и другие люди, планы которых всегда реализуются, они никогда не болеют и все и всегда у них хорошо. Я читал про таких людей в книгах «Жития святых». В скобках заметим, что большая часть святых к святости пришли далеко не сразу, а пройдя через свои горнила страстей, желаний, планов, как реализованных так и неудавшихся. Но как здорово, когда твои планы осуществляются.

Не так давно реализовались мои планы и желания. Мне очень хотелось хоть как-то помочь людям в Новороссии, быть сопричастным борьбе за право оставаться русскими, отстоять право на саму жизнь. Это желание привело меня в Донецк, там я увидел своими собственными глазами результаты артобстрелов города, там на месте убедился, что стреляет по городу ВСУ, а не «террористы» из ДНР, как рассказывает украинское телевидение. Там я познакомился с замечательными людьми, которые дали мне возможность помочь людям, не беря при этом в руки автомат.

В условиях непрекращающихся обстрелов города было организовано несколько встреч со студентами, рабочими, беженцами. На этих встречах играл свой моноспектакль по Маяковскому, и чем больше я находился в Донецке, тем больше понимал насколько важна для них эта моральная поддержка из России. Как важно им чувствовать, что они не одиноки в своей борьбе. Что люди в России понимают, что они сражаются и погибают за нас. Нет смысла пересказывать все те, наполненные горечью утрат, разочарований, страха и боли истории. Начни я пересказывать многие из этих историй, как меня тут же обвинят в том, что придумываю сказки про очередного распятого мальчика. Но в Донецке подобными историями никого не удивишь, этих историй унижения, убийств и преступлений тысячи, это будни жителей Юго-Востока Украины.

Удивительными и абсурдными во время моего пребывания в Донецке звучали новости из столицы России, где на ВДНХ проходил праздник света, иллюминаций и еще чего- то. Москва праздновала в то время, когда на моих глазах осуществлялся геноцид русских. Русских в самом широком смысле этого слова, людей причисляющих себя к Русскому Миру. Многие из этих людей платят кровью за право называться русским. И конечно, они русские. Они для меня были и будут оставаться моими соотечественниками, несмотря ни на какие границы, установленные в 1991 году. Не буду давать оценок представителям части нашей интеллигенции, поддержавших так называемую антитеррористическую операцию, но могу сказать, что симпатии к ним не чувствую. Пытаться достучаться до них, пытаясь объяснить, что их оценки строятся на ложных предпосылках, рассказывать им факты реальной жизни бесполезно. Их зрение и слух работают очень выборочно. Но пусть это останется на совести этих людей. Заканчивался мой отпуск в театре, который я брал за свой счет для поездки, пора было возвращаться. Мое желание исполнилось.

В репертуаре нашего театра есть пьеса госпожи Улицкой, которая называет себя наследницей русской классической литературы, русским писателем с еврейскими корнями, человеком христианской культуры. Оставлю без комментариев нескромное желание госпожи Улицкой предстать наследницей Пушкина, Толстого, Достоевского, но вот о уровне христианской культуры госпожи Улицкой можно понять, ознакомившись с ее произведением «Даниэль Штайн, переводчик». В этом романе, Улицкая, по большому счету, называет христианство всего лишь одной из форм распространения иудаизма. Вот уровень ее христианской культуры. В интервью немецкому изданию Улицкая продемонстрировала свою русскость… Желающие могут легко ознакомиться как с интервью, так и с романом, который, в представлении этой дамы, является продолжением творчества Достоевского или Гоголя, а может быть Лескова, уж не знаю. Знаю только одно, что принимать участие в ее русофобских пьесках, особенно после ее интервью, я больше не мог.

Мое участие в этой пьеске ограничивалось «кушать подано», и я наивно надеялся, что меня заменят в спектакле без лишних разговоров и проблем. Но разговор с художественным руководителем сложился таким образом, что я должен был ответить, по какой причине я не хочу больше принимать участие в спектакле. Ответил, что не считаю для себя возможным принимать участие в русофобской пьесе, поддерживая своим участием в спектакле антигосударственную позицию автора. Мне было предложено написать заявление по собственному желанию или продолжать играть свою ролюшку, не нарушая трудовую дисциплину. Дисциплина — вещь в театре необходимая, без нее никак. Не может быть двух или трех капитанов на одном корабле. И я, конечно, написал заявление.

Расстались мы с Александром Михайловичем Вилькиным на вполне дружеской ноте. Но на один вопрос он мне так и не смог ответить. Каждый человек имеет право на свою позицию и взгляды. Имеет это право и Макаревич, и Улицкая и прочие наши деятели искусств. Имеет право на свою позицию и Александр Михайлович Вилькин, требующий соблюдать право на трудовую дисциплину. И только артисту отказано в праве на свою позицию. Он должен быть винтиком в руках режиссера и автора. Наверное, тогда не стоит удивляться, что личности масштаба Ланового, Тихонова или Баталова на отечественной сцене встречаются все реже. Конечно, говорю не о себе. Но в этом вижу системную проблему современного российского театра, когда артисты ничем не защищены.

Их нанимают на один год, и потом могут не продлить контракт, если артист осмелится пойти наперекор воле директора или художественного руководителя театра. Если раньше существовали художественные советы, которые могли отстоять то или иное мнение перед художественным руководителем, например, в выборе пьесы или увольнения, то теперь в театре, и не только во время репетиции, что само собой разумеется, но и в жизни режиссер стал царь и бог. В итоге вместо рождения нового «Современника», или БДТ, или «Ленкома», мы имеем «Гоголь-Центр».

Конечно, дело не только в отсутствии худсоветов, тут много причин. Но в первую очередь мы сами должны определиться с тем, что мы хотим видеть в наших театрах, и вообще в стране. Если мы будем продолжать праздновать во время планомерного геноцида русских в Донбассе, то да здравствует «Гоголь- центр» и всякие прочие Кончиты и улицкие. Если мы и дальше хотим пополнять офшорные счета нашим олигархам, то «Самый лучший фильм» — то, что мы заслужили. А вообще, как говорил Чехов: «Странные люди эти актеры. Да и люди ли». Выбираю быть человеком. По собственному желанию.

Фото: Антон Новодережкин/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня