В воздухе запахло паленым. Этого не замечать уже нельзя. Что-то толкает нас к войне.
Трудно выделить одну самую главную причину опасного обострения обстановки, их достаточно много. К тому же регулярные ошибки нашего правительства их только добавляют.
Итак. Первое. Нефть (и газ). Нефть и газ завели нас в тупик. Мы жестко подсели на этот экономический спайс, уничтожив все другие свои способности. Нефть и газ — это практически всегда война. Нефтяные войны — это то состояние, которое способно положить конец дружбе и поссорить соседей. И в нынешнем конфликте с Украиной присутствует запах нефти и газа. Радуясь возможности «сдернуть» с Украины «по полной», требуя с соседа около 400 долл. за тысячу кубометров газа, мы объясняли свои условия «чисто рыночными» причинами (для справки, по данным Газпрома, средняя себестоимость добычи газа в 2011 г. составила около 21 долл. за одну тысячу кубометров). Не будем останавливаться на том, что это очень извращенное, можно даже сказать, «карманное», понимание рынка. Но в конце 2013 г. «рыночная» цена вдруг, по мановению какой-то палочки в известных всем нам руках, стремительно просела до 268,5 долл. (за несколько дней и сразу более чем на 100 долл.). Кто-то подкрутил параметры рынка. Но только стало понятно, что политических целей достичь не удалось, цена на газ моментально подскочила. Опасные манипуляции. Наивно думать о рыночном ценообразовании. Мы хотели получить денежный куш, мы потеряли добрые отношения с соседом (с еще не до конца понятными последствиями) и ввергли свою собственную страну в значительные потери, и не только финансовые. Бухгалтерский счет уже не уместен. Но выиграв копеечку, мы получили угрозу потери целого состояния. Игра с газом оказалась подобна игре с огнем. Газ и нефть — это наша слабость, непредсказуемость, уязвимость. И не надо говорить о том, что беду в виде стремительно падающих цен на энергоносители нам принесли какие-то потусторонние силы (американская сланцевая мечта, опековская несговорчивость или что-то еще), мы сами ее накликали.
Второе. Эта опасная для России фраза «мы ничего не будем менять в своей экономической политике». Любой организм выживает, сталкиваясь с серьезными угрозами, только осуществляя глубокие внутренние изменения. В этом — суть эволюции. Экономика — не исключение. Надо признать существование значительных угроз для нашей страны (пока только экономических). Хотелось бы, чтобы в своем послании Президент, наконец, сказал: «мы будем глубоко меняться». И только в этом случае мы выживем и станем сильнее. Скажу одно, в экономике такие системные изменения — это изменение ее структуры — от простейших форм к более сложным. Но пока что все силы направлены на то, чтобы удержать гнилую систему всеми возможными способами: враги не дремлют, не дадим врагу пройти, затянем пояса, и не в таких условиях выживали… Погибнем, но кривую систему, созданную за последние 30 лет, будем удерживать на грани физических возможностей. Голодание нам предложено вместо мобилизации ума. И если такового почти не осталось в высоких кабинетах, то кто дает право утверждать, что на это не способна «другая» Россия?
Третье. Наша экономика похожа на уродливого головастика. Безумная концентрация людей и капиталов в двух мегаполисах, предельное «обезвоживание» регионов. Но Центр (как единый центр управления страной) стал периферийным. Здесь принято играть цифрами, делить финансовые потоки, бесконечно «экспертно» обсуждать падение валют и выстраивать на «кофейной гуще» прогнозы по изменению цены нефтяного барреля. Толкающиеся в кабинетах регионы не интересны, непонятны, надоедливы (опять со своими дорогами, трубами, крышами…). Надменный взгляд с верхнего этажа власти — а, это опять вы? У вас там коррупция, социальные проблемы и вообще, не уважают нашу главную партию… Но не следует забывать, крупные страны разваливались (с огромными потерями и бедами для окружающего мира) в тот период, когда они «теряли нюх» и оказывались неспособными управлять своим большим экономическим пространством, хуже того, теряли к этому интерес, игнорируя специфику и особенности территорий. Печальный пример — Украина. Не только непонимание, но и нежелание понимать и принимать новые требования времени по развитию территорий привели к глубокому внутреннему конфликту, в который оказались втянуты практически все ведущие страны мира. Сила страны — в способности управлять разнообразием — своих территорий и своих технологических способностей. Мы еще можем спастись от большой беды, но для этого необходимо прежде всего понять — укрепление нашей страны возможно только в случае экономического укрепления собственных регионов. Уже опасно тратить свои драгоценные силы и возможности на поиски внешнего врага и смену одних стран-друзей на другие. Давайте обратим свое внимание на саму Россию, у нее огромные, замороженные, но еще существующие способности. Нет, я не о добыче нефти на шельфе Карского моря. Я об интеллектуальных способностях, которые есть в каждом регионе. Только сильные регионы могут тянуться друг к другу, укрепляя единое экономическое и политическое пространство в стране. И запад нам в этом не поможет, более того, скорее будет «вставлять палки в колеса», но уж то, что начнет сильно уважать в случае наметившегося успеха — это точно.
Да, с нашим президентом можно согласиться. Современный мир стал очень хрупким. Действительно, происходит разрушение мирового порядка, сложившегося после второй мировой войны. Политики нагнетают обстановку. Возникла реальная угроза третьей мировой войны. Ни в политике, ни, тем более, в военном конфликте найти мирные решения уже практически невозможно. Только в экономике. Многие страны сталкиваются с похожими проблемами, как достаточно известными, такими как рост безработицы (в том числе интеллектуальной), падение деловой и экономической активности, увеличение дефицитов. Так и совсем новыми, как, к примеру, проблема, так называемого, регионального сепаратизма. Многие регионы в различных странах мира либо задумываются, либо уже пытаются обустроить свою собственную, независимую от центра, жизнь. Это и есть начало изменения международного разделения труда и смены конфигурации всей мировой экономики. Процесс сложный, опасный, неясный, но, в силу рыночных закономерностей, объективный. Почему бы, реформируя свои регионы, решая проблемы реальной федерализации в экономической сфере (в чем нуждается сегодня и наш сосед — Украина) не стать первопроходцем — пионером для всего мирового сообщества. Легко не будет. Задача сложная. Но для начала необходима команда. Увы, «дети эпохи нефтяного благолепия», которые предлагают запретить хлопать ночью дверцей холодильника, водителям носить ортопедическую обувь или магазинам прятать алкоголь с витрин — в современной ситуации — большое недоразумение. Людей необходимо менять, в самом ближайшем окружении. Серьезные задачи могут решать только серьезные люди.
Так что же толкает мир к войне? Если коротко, нерешенность сложных экономических проблем. Вспомним, Великая депрессия стала причиной второй мировой войны. Кто толкает мир к войне? Политики, оказавшиеся неспособными управлять экономикой в сложный период ее развития. Вспомним, в 1930-х годах правительство Г.Гувера в США пыталось менять налоговую политику, снижать бюджетные расходы, создавать различные антикризисные фонды, но потерпело глубокое поражение. В 1932 г., ему на смену пришло милитаризационное правительство Ф.Рузвельта. Тогда же к власти в Германии пришли радикалы — в июле 1932 г. нацисты получили 38,4% голосов на выборах в Рейхстаг на фоне безработицы в 32%, спровоцированной, в том числе, объявленным правительством Германии секвестром государственного бюджета.
Важно извлечь уроки из истории. Важно сконцентрироваться на экономике. Важно начать укреплять экономику России умными решениями. У нас еще есть чуть-чуть исторического времени, чтобы начать действовать.
Фото: EPA/ ТАСС