Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Мнения
4 декабря 2014 12:36

Большая родня

Алексей Колобродов присоединяется к размышлениям Захара Прилепина и Романа Богословского об эстраде

10964

В «Свободной прессе» Захар Прилепин (в заметке «Киркоров под бомбежкой»), а затем Роман БогословскийЧерепашка по имени Наташка, или бытие перед лицом бездны») подняли интересную тему, в которую я хотел бы добавить свои пять копеек.

Характерно, что обоих авторов, при всех их различиях, можно назвать не только писателями, но и музыкантами.

Захар предполагает, что у большинства наших поп-звезд (прежде всего тех, кого относят к влиятельному клану А. Б. Пугачевой), явно прокиевская ориентация, но власть по сему поводу вовсе не торопится включать механизмов «шабаша, грязи и клеветы» (А. Макаревич). Возможно, размышляет Прилепин, власть не желает ссориться с тусовкой Примадонны — кому тогда доверить новогоднюю телеразвлекуху и прочую юрмалу?

Но мы-то, говорит Захар далее, имеем право требовать от артистов не только, по Мандельштаму, жизни «заодно с правопорядком», но и труда «со всеми сообща». То есть элементарной общности с основной аудиторией.

«А у нас здесь навешали государственных (государственных!!!) наград на людей диковатых, малоодарённых, пошлых и в целом — чужих. Порчаки, вот имя для них».

Страна имеет право смотреть и слушать тех артистов, на которых может в трудную минуту положиться.

Да и просто тошнит уже от них. С детства тошнит. Всю жизнь на них пришлось смотреть — неужели это не кончится никогда?"

Роман Богословский, в свою очередь, грамотно ставит вопрос: а кто, дескать, верховный продюсер и генеральный дон нашей поп-мафии, шеф-повар этой адской кухни, законодатель «вкусов и вкусиков»? Эстет Эрнст? Медведев, фанат Deep Purple (и, как выяснилось в его диалогах с Боно — до кучи и Led Zeppelin; у них это трудно представимое сочетание любовей, а у нас — вполне).

Добавлю, будучи автором книжки «Культурный герой», где, среди прочего, разбирались и музыкальные пристрастия Владимира Путина, что у президента всё тоже если не рок-н-ролльно, то и не попсово — Владимир Высоцкий, а по некоторым, скорее, художественного свойства, свидетельствам — еще и Александр Галич.

Финальный вопрос Романа: «если директора телеканалов, продюсеры артистов, сами артисты и огромная часть аудитории знает, что предлагаемый продукт есть ложь и фальшь, то кто мешает все изменить и где он прячется? Не в брюхе ли дьявольской черепашки?»

Я бы рискнул ответить на поставленные вопросы, вспомнив условно-исторический аспект темы.

Советская эстрада, та, что на памяти ныне живущих в России поколений, 60-х-70-х, да и 80-х отчасти, была значительнейшим явлением. По охвату аудитории, прежде всего, по уровню профессионализма (а уровень этот складывался вокруг лучших образцов — русский и цыганский романс, песни советских композиторов военного и околовоенного периода; джаз; западная, не только соцлагеря, поп-сцена — в мелодических образцах, которые использовались в качестве идей, но и банально воровались, увы). И по мессиджу, как ни странно.

Идеологически-«советского» в этой эстраде как раз было мало — на 10-процентный «паровоз» проходимости, а может, и того меньше.

Ценности аудитории предлагались, и, конечно, навязывались традиционные, пусть и не без некоторых географических новаций, — общегражданские и семейные, верность большой и малой родине (малой — даже в большей степени, ибо верность большой подразумевалась по умолчанию), другу и дому, романтика дальних дорог в противовес карьере и потреблению. Оптимизм, лиризм, экологизм.

Главный семантический слой совэстрады, помимо очевидной любовной лирики, — это прикладная метафизика. Задача формулировалась (подспудно) непростая — как бы сказать о том, что выше и больше нас, маленьких, но без присутствия Бога. Обращения к Судьбе, Року, Случаю. Преклонение перед надличностными стихиями. Иногда до идиотизма:

Ты скажи, скажи мне, вишня,

Отчего любовь не вышла,

И твои опали лепестки… (Владимир Мигуля)

Глиняная мистика без подлинной Веры — явление, безусловно, уродливое, но по-своему симпатичное и трогательное, как страшные истории в пионерлагере после отбоя.

(Забавно, что некоторые наши артисты, имеющие репутацию самых стильных, продолжают творить эту пододеяльную вселенную, где вакансию Бога заполняют детские страхи — Рената Литвинова в «Последней сказке Риты»; Константин Богомолов в нашумевшем спектакле «Карамазовы»).

В этом смысле совэстрада являлась прямой, хотя и со всеми понятными отклонениями, наследницей русского Серебряного Века, преимущественно символистов.

А вот еще одно влиятельное направление — прямиком из Гоголя «О, моя юность! о, моя свежесть!», так убедительно продолженное Сергеем Есениным с одной стороны, и Георгием Ивановым, в пронзительно-ностальгическом ключе — с другой. Вот эту сильную эмоцию по утраченному, «невозвратным и далеким» советская эстрада возвела вообще в лирическую доминанту.

Алла Борисовна, всегда умевшая не только держать норму, но и показательно ее превысить, в те годы усиленно насаждала на эстраде филологическую струю. Помимо вполне мейнстримных часов с розами от поэта Вознесенского, были тогда у Пугачевой целые циклы на шекспировские сонеты, на стихи полузапрещенного Мандельштама (правда, с Петербургом, переделанным в «Ленинград», не за ради лояльности, а песенной рифмы к «умирать») и Цветаевой (саундтрек к «Иронии судьбы»), поп-роковый период с Владимиром Кузьминым. А скелет любой музыкальной темы — аранжировки хитов тех лет — и сегодня остаются непревзойденными на эстраде. Боюсь, так и останутся.

То есть советская эстрада если не приподнимала советского обывателя над собой, не трясла за шкирку, демонстрируя его материальное и духовное убожество, то, во всяком случае, держала среднего соотечественника в тонусе — моральном и вкусовом.

Поэтому в перестройку очевидной задачей тогдашних демиургов был слом не только базовых структур, но и деконструкция, казалось бы, совершенно далекого от реальных движух эстрадного дела. Перепрограммировать необходимо было человека, а средний советский человек, особенно в провинции, не Войновича с Аксеновым сравнивал, а Юрия Антонова с Евгением Мартыновым.

Нынешняя попса на самом деле от советской эстрады отстоит куда дальше, чем от «продвинутых» жанров и артистов. Традицию агрессивно потеснила перверсия, сердце переместилось в штаны, «работать» стало означать «заработать», то бишь «украсть»; дом — большой и малый — разнесли по кирпичику, оплетя кирпичик люрексом. Элегический мотив нежности к утраченному и дорогих воспоминаний — стал, кажется, табуирован полностью, в лучшем случае — подменен инфантилизмом. А зачем осмысление себя и времени человеку-желудку (можно и другие органы назвать)? Естественно, в этом заэкранье не было места ни Вере, ни даже ее эрзацам.

Требовалась, однако, смена идей, а никак не людей. Попаданием в десятку представлялось: а вот если бы, помимо рекрутинга новых лиц, фабрик звезд и ПТУ шоу-бизнеса, эстрадные ветераны не просто выстроили цех по кланово-мафиозному своду понятий, но и злобно спародировали бы себя прежних, погромили бы и оплевали без того небогатое наследство.

Взрыв встречного энтузиазма был обеспечен. Огнененногубым упырикам нужны были вожди — упыри и упырихи. И предложение точно совпало со спросом. Точнее, с запросом.

Симпатии к Киеву у этой публики — рефлекс, скорее, подсознательный, и понять его можно — это не какое-то идейное западничество (западничество тут баблово-колбасное), а верность ситуации, которая их породила. Киев в эту ситуацию вписывается, сегодняшняя Россия — не очень. Зато вписывается российская власть — общими рекрутинговыми корнями.

Что касается мысли Захара Прилепина о том, что власть не хочет ссориться с кланом АБП — тут причины, действительно, не электоральные. На бытовом уровне — родственный принцип, на идеологическом — боязнь потерять всю эту вопяще-вихляющуюся репетицию преисподней. Которая, может, и не определяет политических настроений, зато работает убедительной витриной «жизньудалась» и «всебудетхорошо». Убрать этот пластмассовый экран — уйдут и куда более серьезные конструкции и перегородки. Восстановится, глядишь, какая-никакая связь времен.

Возвращенный Марк Бернес в мильоны раз опаснее проукраинства Пугачевой и Орбакайте.

Фото: Владимир Старков/ ТАСС

Последние новости
Цитаты
Дмитрий Новиков

Первый заместитель председателя комитета ГД по международным делам

Иван Моисеев

Научный руководитель Института космической политики

Геннадий Зюганов

Председатель ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня