В России создано политическое движение «Антимайдан», в инициативную группу которого вошло несколько известных общественных, спортивных и культурных деятелей. Из декларации нового движения следует, что его целью является противодействие попыткам революции. Небольшое замечание: таких попыток сегодня никто не предпринимает и в здравом уме вряд ли отважится. Но теоретически — дело благое, что же хорошего в революциях? Одновременно с этим на экраны выходит фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», завоевавший международное признание и уже на стадии интернет-просмотров вызвавший жаркие споры, вплоть до обвинений в оскорблении Церкви (на мой взгляд, довольно глупых).
Фильм развивает идею государства-монстра британского философа XVII века Томаса Гоббса, автора фундаментальной работы, именем которой назван фильм. Гоббс считал, что люди, чьим естественным состоянием является «война всех против всех», во имя сохранения мира должны отказаться от некоторых «естественных прав» и по негласному общественному договору наделить ими того, кто сохранит оставшиеся права, — государство, «смертного Бога» или Левиафана. Современный российский Левиафан в лице чиновников местной власти, а также деятелей правоохранительной и судебной машины наглядно показан в картине.
Левиафан Звягинцева до противного реалистичный. Это может отрицать либо презирающий факты русофил-фанатик, либо человек настолько далекий от реальности, что впору позавидовать.
В конце прошлого года я был шокирован результатами проверки Счетной палатой обеспечения жильем воспитанников российских детских домов. По закону, принятому больше 20 лет назад, все сироты, достигнув совершеннолетия, получают в собственность благоустроенное жилье — частный дом или отдельную квартиру. В реальности же более 115 тысяч взрослых сирот так и не получили обещанные государством метры. Их «кинули». В докладе Счетной палаты говорится, что число бездомных взрослых сирот сегодня превысило количество всех несовершеннолетних сирот, которых в России порядка 100 тысяч.
Это тоже граждане страны. Как вы думаете, если, не приведи Бог, международный кризис подтолкнет Россию к прямым военным действиям — выстроятся они в очереди у дверей военкоматов, как их сверстники в 1941 году? А в ситуации дальнейшего ухудшения экономического положения им тоже придется затянуть пояса? И от кого прозвучит это предложение, может быть, от обворовавших их чиновников, чьи спутницы бахвалятся в социальных сетях новыми машинами и антиквариатом?
Сироты — случай крайний, это лишь яркий штрих к общей картине. Какая же общая картина открывается при экономическом анализе жизни большинства россиян? Картина удручающая, а в ситуации внешнеполитических вызовов — просто тревожная.
России объявлена холодная война, причем объявлена теми государствами, на долю которых приходится львиная доля российского экспорта углеводородов. Такая война, конечно, намного лучше той, что сопровождается разрывами снарядов, бомбовыми ударами и запусками баллистических ракет, однако и холодные войны не обходятся без жертв. Четверть века назад такой жертвой стал Советский Союз. Патриотический подъем, которым в России был ознаменован минувший год, не должен порождать в умах ответственных политиков иллюзий, будто большинство россиян готовы затянуть пояса во имя дальнейшего укрепления позиций страны на мировой арене. Для подавляющего большинства жителей любого государства благополучие и социальная справедливость являются, как минимум, не менее важными факторами, чем державное могущество и уважение соседей по планете. Недостаток социальной справедливости, в отличие от внешнеполитических побед и поражений, воспринимается людьми в личном повседневном опыте. Рано или поздно хроническое социальное неблагополучие приводит к национальной катастрофе, особенно если страна подвергается внешнему давлению — учите историю России ХХ столетия.
По данным Росстата, число бедных в стране сегодня не превышает 9% населения. Однако если говорить о среднедушевых ежемесячных доходах, то по данным опросов, черта бедности составляет 9−10 тысяч рублей, это около 60% среднего дохода основной массы россиян. Официально установленный прожиточный минимум ниже этой величины примерно в 1,3 раза. Приходим к неутешительному выводу: порядка 30% россиян живет в нищете, и это не обязательно алкаши, наркоманы и бездельники. Просто люди «не вписались в эпоху» или — о, ужас — вышли на пенсию.
Организацией Объединенных Наций в качестве показателя качества жизни принят так называемый «индекс развития человеческого капитала». В 1990 году Советский Союз занимал по этому показателю 26-е место в списке из 130 стран, и Советский Союз рухнул. Современная Россия занимает 57-е место, и чего хорошего нам ждать?
Россия входит в тройку стран-лидеров по количеству миллиардеров. Достижение! При этом фактически провалилась очередная пенсионная реформа с накопительной системой. За последние 10 лет в 4 раза выросла стоимость электроэнергии, к 2017 году прогнозируется повышение ее цен для населения еще на 40%.
Эксперты Сбербанка заявляют, что годовой темп прироста цен в 2015 году превысит 9%. Рост цен на самые необходимые товары и еду ощутимее всего поразит полуэфемерный средний класс и беднейшие слои населения, платежеспособность которых будет продолжать клониться к земле. А вот тарифы ЖКХ стабильно тянутся к небу, Министерство экономического развития прогнозирует, что в наступившем году в среднем по стране они повысятся еще на 8,7%.
Социологи используют термин «децильный коэффициент», один из ключевых показателей уровня общественной безопасности. Этим термином оперирует и директор ФСБ Николай Патрушев. Децильный коэффициент, или коэффициент дифференциации доходов населения, вычисляют путем сопоставления статистических данных о доходах 10% представителей самого богатого слоя граждан и данных о доходах того же процента малоимущих. Иными словами, это отношение средней величины доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных. В современной России этот коэффициент составляет 21−22.
Для сравнения: в Швеции, Дании и Финляндии этот показатель колеблется в пределах 3−4. Во Франции и Германии он находится на уровне 5−7. А в России с 1990-х годов он непрерывно увеличивается, вырастая в угрозу национальной безопасности, подстерегающую каждое государство, где грубо нарушается социальная справедливость. Эксперты утверждают, что когда коэффициент достигает цифры 10, в стране могут начаться беспорядки…
Современная Россия управляется как гигантская бизнес-корпорация, работа которой подчинена задачам обогащения менеджеров. Акционеры-миноритарии, т.е. подавляющая часть жителей России, могут претендовать лишь на крохи с барских столов, достаточные для предотвращения бунтов на общих собраниях с заранее известным результатом — я имею в виду выборы. Корпорация «Россия» — откровенно допотопная. Из 100% поступлений налогов регионов в федеральный бюджет (в основном это налог на добычу полезных ископаемых и НДС) в прошлом году чемпионами стали Ханты-Мансийский автономный округ, давший 28%, Москва — 16%, Ямало-Ненецкий автономный округ — 10%, и Санкт-Петербург — 5%. В сумме 4 субъекта федерации дали 60% всех доходов федерального бюджета, это сырьевая рента и рента столичного статуса. В XXI веке…
Оценивая перспективы страны в 2015 году, большинство аналитиков разных политических взглядов сходятся в одном: нас ждут такие трудности, каких мы не испытывали за последние 15−17 лет, если точкой отсчета считать памятный дефолт 1998 года и его последствия. В минувшем году под давлением событий на международной арене Россия вошла в «зону турбулентности». В нынешнем году трудностей меньше не будет. Насколько мы к ним готовы?
В России трудно кого-то удивить или испугать «трудными временами». Таких было много. Страна успешно преодолевала трудности тогда, когда большинство граждан ощущали себя частью «политической нации», объединенной общей задачей, когда тяжесть воплощения этой задачи в жизнь ложилась на плечи всех, а не только тех, кому некуда деться. Для любой страны необходимым условием адекватного ответа на внешние вызовы является солидарность граждан, которая невозможна без социальной справедливости. Может ли ею похвастаться современная Россия — ответьте сами. Стабильно высокий рейтинг Владимира Путина означает лишь то, что россияне уважают лично президента и поддерживают его политику. Но эта поддержка не распространяется на государственный аппарат, записанный гражданами чуть ли не во враги народа. И даже внутри «путинского большинства» уровень взаимной солидарности людей печально низкий. А каким еще он может быть в стране принцев и нищих?
Более того, я не верю в жизнеспособность государства, чья политическая машина держится на одном гвозде. Даже если лично «гвоздь» меня вполне устраивает. Ваш автор благодарен Владимиру Путину за то, что, родившись при Брежневе, я только после прихода к власти Путина увидел, что моей страной может править не-идиот. Импонирует и Дмитрий Медведев: несмотря на некоторую «вторичность», как политик он родом из цивилизованной питерской команды, по образованию юрист, говорит по-английски, в молодости носил длинные волосы и любит культовую рок-группу Deep Purple. Неплохи некоторые министры, многие депутаты Государственной Думы, сенаторы, главы успешных регионов. Но это top-10 властной вертикали, а уже чуть ниже открывается карикатурный отстойник бюрократов, казнокрадов и карьеристов, способных мастерски распилить бюджет, заправить на выборах ручки симпатическими чернилами, организовать удар трубой по башке неудобному журналисту или юристу — и все. Как в фильме «Левиафан». Исключения, как им положено, подтверждают правило. С таким качеством вертикали власти — мы с кем-то собрались воевать?
Совершенно не удивлюсь, если в новом политическом контексте у какой-нибудь группы российских титулованных жуликов возникнет желание обвинить в собственных провалах и воровстве внешних врагов и заставить умолкнуть критиков, объявив их «пятой колонной». Представителей «колонны» очень легко отыскивать и изобличать в рядах рок-музыкантов, актеров, журналистов, литераторов, площадных крикунов, митингующих перед горсткой единомышленников. Однако настоящая «пятая колонна» — не на площадях и не в богемных салонах. Она заседает в начальственных кабинетах, препятствует развитию страны, жадно разворовывает национальное богатство, вкладывая средства не в промышленность и науку, а в собственное коттеджное строительство. Имя ей — Левиафан.
Сегодня, в ситуации глубокого внешнеполитического кризиса, Левиафан становятся угрозой национальной безопасности. Дальнейшее усугубление социальной несправедливости грозит России кризисом, который в новых условиях страна может попросту не пережить.
Фото: Артем Геодакян/ ТАСС